2 1 Донаучный период накопления знаний Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII — первой половины XIX века 19
22 Ф Кювье об «уме» и инстинкте животных 21
2 3 Влияние эволюционного учения Ч Дарвина на исследования
поведения Книга Дж Роменса «Канон Ллойда-Моргана» 22
2 4 Объективные методы изучения поведения и психики животных 25
241 И П Павлов — основоположник учения о высшей нервной
деятельности 25
242 Сравнительная характеристика обучения животных методом «проб и ошибок» в исследованиях Торндайка 26
243 Бихевиоризм Работы Дж Уотсона, Б Скиннера и других 28
244 Когнитивные процессы у животных Исследования
Э Толмена и И С Бериташвили 30 2 5 Сравнительная психология и зоопсихология в России 32 2 5 1 «Объективный биологический метод» изучения поведения
животных в трудах В А Вагнера 32
252 Зоопсихочогические исследования Н Н Ладыгиной-Коте 34
253 Исследования поведения и психики приматов в СССР 38 2 6 Описание «инсайта» в опытах В Келера 38 2 7 Учение о высшей нервной деятельности и проблема
|
|
мышления животных 40 2 8 Исследование зачатков мышления у животных-неприматов
в первой половине XX века Работы Н Майера и О Келера 43 2 9 Исследования высших когнитивных функций животных
во второй половине XX века 45
2 9 1 Концепция Л В Крушинского о физиолого-генетических
основах рассудочной деятельности 46
292 «Говорящие» обезьяны и проблема происхождения
второй сигнальной системы 47 210 Генетика поведения 49 2 11 Этология 51
2111 Основные направления этологических исследований 52
2112 Основные положения этологии 54
2113 Значение работ этологов для оценки рассудочной
деятельности животных 56
2114 Исследование поведения человекообразных обезьян
в естественной среде обитания 56 2 12 Основные гипотезы об эволюции психики 59
Глава 3. Индивидуально-приспособительная деятельность животных:
ассоциативное обучение, когнитивные процессы.............................. 64
3.1. Обучение и пластичность.................................................................... 64
3.2. Классификация форм индивидуально-приспособителъной
деятельности......................................................................................... 65
3.2.1. Неассоциативное обучение (привыкание).....................................66
3.2.2. Ассоциативное обучение..................................................................67
3.3. Дифференцировочные условные рефлексы........................................ 80
3.3.1. Последовательные переделки сигнального значения
дифференцировочных стимулов...................................................... 83
3.3.2. Формирование «установки на обучение».......................................83
3.3.3. Формирование «систем» дифференцировочных
условных рефлексов.......................................................................... 85
|
|
3.4. Когнитивные (познавательные) процессы......................................... 86
3.4.1. Общая характеристика.....................................................................86
3.4.2. Латентное обучение..........................................................................92
3.4.3. Пространственное обучение.
Современная теория «когнитивных карт»...................................... 93
3.4.4. Обучение и память животных в ситуациях,
приближенных к естественным.......................................................98
3.4.5. Обучение «выбору по образцу»..................................................... 102
3.4.6. Заучивание последовательностей стимулов................................. 104
3.4.7. Инсайт-обучение............................................................................. 104
Глава 4. Элементарное мышление или рассудочная деятельность животных:
основные понятия и методы изучения.............................................. 106
4.1. Определения понятия «мышление животных»................................ 106
4.2. Основные направления изучения элементов мышления
у животных. Экспериментальные модели......................................... 111
4.3. Каким требованиям должны удовлетворять тесты на
рассудочную деятельность................................................................. 113
4.4. Классификация тестов, применяемых для изучения
рассудочной деятельности (мышления) животных........................ 116
4.5. Способность к достижению приманки, находящейся
в поле зрения...................................................................................... 118
4.5.1. Достижение приманки с помощью орудий................................. 118
4.5.2. Достижение приманки с помощью сооружения «пирамид»
(«вышек»)......................................................................................... 128
4.5.3. Использование орудий в опыте с «тушением огня»
и в других ситуациях...................................................................... 130
4.5.4. Орудийные действия антропоидов в естественной
среде обитания................................................................................ 134
4.5.5. Орудийные действия у позвоночных, не относящихся
к приматам...................................................................................... 135
4.6. Методики, разработанные Л. В. Крушинским для изучения способности животных к поиску приманки, исчезающей из поля зрения.................................................................................... 138
4.6.1. Понятие об «эмпирических законах» и элементарной
логической задаче........................................................................... 139
4.6.2. Методика изучения способности животных к экстраполяции направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения («задача на экстраполяцию»)............. 141
4.6.3. Методики изучения способности животных к оперированию пространственно-геометрическими признаками предметов......................................................................................... 145
4.7. Изучение способности животных к экстренному определению алгоритма изменений положения скрытой приманки. Тест Ревеша—Крушинского.............................................................. 152
4.8. Изучение способности к экстренной интеграции ранее
образованных независимых навыков................................................ 155
4.8.1. Способность к «рассуждению» у крыс.......................................... 156
4.8.2. Задача для голубей на «доставание банана.................................. 156
4.8.3. Тест на экстренное сопоставление стимулов,
ранее связанных с разным числом единиц подкрепления:
выбор по признаку «больше, чем»............................................... 158