и абстрагированию............................................................................. 161
5.1. Общие сведения.................................................................................. 161
5.2. Методические основы экспериментов по изучению операций
обобщения и абстрагирования.......................................................... 163
5.3. Оценка уровня обобщения и абстрагирования в тестах
на перенос............................................................................................ 166
5.4. Уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным........ 173
5.5. Признаки, доступные обобщению животных.................................. 175
5.5.1. Обобщение абсолютных признаков.............................................. 177
5.5.2. Естественные стимулы и «естественные»
(перцептивные) понятия............................................................... 179
5.5.3. Обобщение относительных признаков «больше», «правее»....... 184
5.5.4. Обобщение относительных признаков «сходство»
и «соответствие»..............................................................................187
5.5.5. Выбор стимулов по аналогии........................................................ 190
Глава 6. Способность животных к символизации........................................... 193
|
|
6.1. Языки животных и язык человека..................................................... 194
6.2. Исследование способности животных к символизации
(на примере «счета») с помощью лабораторных тестов................. 197
6.2.1. Способность к символизации у приматов.................................... 198
6.2.2. Способность к символизации у птиц семейства врановых........ 201
6.3. Обучение животных языкам-посредникам....................................... 205
6.3.1. Какими свойствами должны обладать языки-посредники?....... 205
6.3.2. Обучение человекообразных обезьян амслену............................. 207
6.4. Понимают ли обезьяны смысл знаков и синтаксис языка-посредника?........................................................................................ 213
6.5. Обучение языкам-посредникам других животных........................... 219
Глава 7. Изучение элементов сознания у животных....................................... 223
7.1. Основные характеристики сознания................................................. 223
7.2. Способность к самоузнаванию у человекообразных обезьян.......... 225
7.3. Самоузнавание и использование другой информации,
полученной с помощью зеркала, у животных других видов.......... 230
7.4. Способность животных к оценке знаний и намерений других
особей («theory of mind»).................................................................... 233
7.5. «Социальные знания» и жизнь в сообществе................................... 238
Глава 8. Сравнительная характеристика и морфофизиологические
основы мышления животных............................................................ 246
8.1. «Сложное обучение» и уровень развития животных........................ 246
8.2. Сравнительная характеристика уровня элементарной рассудочной деятельности (элементарного мышления) у животных разных таксономических групп.................................... 249
|
|
8.3. Рассудочная деятельность и сложность строения мозга.................. 253
8.3.1. «Цефализация», сложность нейронного строения и уровень
рассудочной деятельности............................................................. 253
8.3.2. Повреждение участков мозга и способность
к экстраполяции.............................................................................255
8.4. Сопоставление способности к экстраполяции и к обучению.
Роль экологических факторов в успешности решения тестов......... 257
8.5. Элементарное мышление человекообразных и низших
обезьян................................................................................................ 260