Глава 5. Изучение способности животных к обобщению

и абстрагированию............................................................................. 161

5.1. Общие сведения.................................................................................. 161

5.2. Методические основы экспериментов по изучению операций

обобщения и абстрагирования.......................................................... 163

5.3. Оценка уровня обобщения и абстрагирования в тестах

на перенос............................................................................................ 166

5.4. Уровни обобщения и абстрагирования, доступные животным........ 173

5.5. Признаки, доступные обобщению животных.................................. 175

5.5.1. Обобщение абсолютных признаков.............................................. 177

5.5.2. Естественные стимулы и «естественные»

(перцептивные) понятия............................................................... 179

5.5.3. Обобщение относительных признаков «больше», «правее»....... 184

5.5.4. Обобщение относительных признаков «сходство»

и «соответствие»..............................................................................187

5.5.5. Выбор стимулов по аналогии........................................................ 190

Глава 6. Способность животных к символизации........................................... 193

6.1. Языки животных и язык человека..................................................... 194

6.2. Исследование способности животных к символизации

(на примере «счета») с помощью лабораторных тестов................. 197

6.2.1. Способность к символизации у приматов.................................... 198

6.2.2. Способность к символизации у птиц семейства врановых........ 201

6.3. Обучение животных языкам-посредникам....................................... 205

6.3.1. Какими свойствами должны обладать языки-посредники?....... 205

6.3.2. Обучение человекообразных обезьян амслену............................. 207

6.4. Понимают ли обезьяны смысл знаков и синтаксис языка-посредника?........................................................................................ 213

6.5. Обучение языкам-посредникам других животных........................... 219

Глава 7. Изучение элементов сознания у животных....................................... 223

7.1. Основные характеристики сознания................................................. 223

7.2. Способность к самоузнаванию у человекообразных обезьян.......... 225

7.3. Самоузнавание и использование другой информации,

полученной с помощью зеркала, у животных других видов.......... 230

7.4. Способность животных к оценке знаний и намерений других

особей («theory of mind»).................................................................... 233

7.5. «Социальные знания» и жизнь в сообществе................................... 238

Глава 8. Сравнительная характеристика и морфофизиологические

основы мышления животных............................................................ 246

8.1. «Сложное обучение» и уровень развития животных........................ 246

8.2. Сравнительная характеристика уровня элементарной рассудочной деятельности (элементарного мышления) у животных разных таксономических групп.................................... 249

8.3. Рассудочная деятельность и сложность строения мозга.................. 253

8.3.1. «Цефализация», сложность нейронного строения и уровень

рассудочной деятельности............................................................. 253

8.3.2. Повреждение участков мозга и способность

к экстраполяции.............................................................................255

8.4. Сопоставление способности к экстраполяции и к обучению.

Роль экологических факторов в успешности решения тестов......... 257

8.5. Элементарное мышление человекообразных и низших

обезьян................................................................................................ 260


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: