Структура личности: целостный подход

(«Введение в психоанализ. Лекции», ««Я» и «Оно»». Труды разных лет)

Огромной заслугой Фрейда является целостный подход к пониманию сущности человека. Он впервые связал воедино три структурные элемента человеческой психики: сознательное-бессознательное-предсознательное.

Личность по Фрейду состоит из трёх основных частей: Сверх-Я, Я, Оно.

 
 


В их основании три принципа психической деятельности: принцип удовольствия, принцип идентификации, принцип реальности. Они обеспечивают формирование и функционирование личности.

«ОНО»: Содержит инстинкты. Действует на основе принципа удовольствия: «Хочу!» Иррационально, ничего не знает об обществе и знать не хочет о моральных устоях, правилах, добре и зле. Источник энергии для всей личности. Содержит инстинкты: сексуальный инстинкт — либидо; деструктивный инстинкт — танатос.

«СВЕРХ-Я»: «Нельзя!» Основано на принципе идентификации — уподобления собственного «Я» родительскому «Я» (идеалы, герои, учителя). Формируется в раннем детстве на основе запретов и приказаний. Выполняет 3 функции: совести, самонаблюдения, формирование идеала.

По мнению Фрейда, Сверх-Я строится не столько по примеру родителей, а по родительскому «Сверх-Я», тем самым выполняет важнейшую преемственнсть традиций, ценностей, передачи их из поколения в поколение. Отсюда следует очень важный вывод: прошлое живёт в настоящем. Механизм его передачи коренится в психологической природе «Сверх-Я» - личности, передаётся через раннюю социализацию и обладает большой устойчивостью, независимую от материально-экономических и политических отношений, складывающихся в обществе. Здесь Фрейд критикует Маркса за односторонний подход к идеологии как результату и надстройки базисных отношений. «Это правда, но очень вероятно — не вся правда. Человечество никогда не живёт полностью в настоящем; в идеологиях «Сверх-Я» продолжает жить прошлое, традиции расы и народа, которые лишь медленно поддаются влияниям современности, новым изменениям, и, пока оно действует через «Сверх-Я», оно играет значительную, независимую от экономических отношений роль в человеческой жизни»1.

«Я»: собственно наша личность. Основана на принципе реальности. Осознаёт окружающий мир, общество, моральные и нравственные ценности, «добро» и «зло». Принимает самостоятельно решения. «Надо!» Отвечает за свои решения.

«Я — Личность» занимает посреднические позиции между «Сверх-Я» и «Оно» и стремится рационализировать свои действия, соотнося цели и средства, принимая каждый раз самостоятельное решение между «Хочу!» и «Нельзя!»

Такая сложная структура личности, отражающая противоречивую связь бессознательного, предсознательного и сознательного, создаёт внутриличностные конфликты:

· конфликт между индивидом и социальной средой;

· конфликт между «Я» и «Оно» (разум и страсти);

· конфликт «Я» и «Сверх-Я» (разум и совесть, мораль).

К ним относятся моральные переживания, чувства вины. Следствием таких конфликтов являются неврозы, страхи, фрустрация.

Конфликт между сексуальным влечением и морально-культурными запретами порождает неврозы. Ядро всех неврозов Фрейд усматривает в Эдиповом комплексе. «Каждому новорождённому предстоит задача одолеть Эдипов комплекс; кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом»[27].

У индивида могут развиться три разновидности страха — страх перед чуждым миром, страх совести перед «Сверх-Я», страх перед силой страстей в Оно.

Депрессии и фрустрации — массовые признаки нового времени.

В процессе эволюции человек выработал защитные механизмы сохранения целостности и устойчивости личности.

Психофизические защитные механизмы «Я»:

1) вытеснение — удаление из сознания мотивов, вызывающих аффект, напряжённость;

2) отрицание — неприятие реальных событий, замена их вымышленными;

3) регрессия — возврат к примитивным социальным действиям (алкоголь, наркотики, курение, мистика, рисковое поведение);

4) сублимация — перевод инстинктов (любви или смерти) в созидательную творческую деятельность. Сублимированная энергия творит прогресс (в науке, творчестве, технике, технологии, труде);

5) приписывание — собственных представлений, желаний, влечений зачастую «постыдных» другим;

6) проекция — неосознанное перенесение;

7) рационализация — бессознательное стремление к рациональному обоснованию своих идей и поведения, зачастую иррациональных;

8) уход в религию;

9) уход в болезнь и др.

Целенаправленное вытеснение и преодоление комплексов неполноценности, страха, ущербности, состояния депрессии и фрустрации возможно с помощью терапевтических методик психоанализа: анализ снов и сновидений, анализ ошибочных и непреднамеренный действий, анализ свободных ассоциаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: