(«Будущее одной иллюзии. - в кн. Психоаналитические этюды»)
Отношение человека и общества — главная проблема в психоаналитической теории Фрейда. Фрейд рассматривает проблему общества в контексте культуры.
Культура — это всё то, что создано человеком и приобретённое человеком: знания, умения, условия жизни. Культура необходима человеку, чтобы обладать силами природы и для упорядочения отношений между людьми.
Индивиды не могут жить без общества. Но общество через свою культуру подавляет естественную природу человека, требуя от него социальных действий: трудится, быть примерным семьянином, приносить пользу обществу. Человеческая природа вступает в конфликт с культурой. Отношения между человеком и обществом носят конфликтный характер. Это обусловлено тем, что социальный контроль, выработанный обществом, подавляет природу человека, свободу выражения заданных инстинктов. Конфликт личности с обществом выступает преимущественно в форме психосексуального конфликта.
Фрейд отмечает, что существующие в обществе моральные нормы, санкции, репрессии, жёсткий контроль и прочие запреты распространяются не на всех в равной мере, а дифференцированы по социально-культурному признаку: привилегированные классы имеют больше возможностей получать удовольствия от жизни, чем непривилегированные классы. Именно здесь коренится природа социальных конфликтов и революционных взрывов — в неспособности конкретной культуры смягчать дифференциацию запретов по социальному признаку.
Фрейд выступал против «культурного лицемерия» буржуазного общества его двойной морали: официально провозглашённой и реальной, различной для бедных и богатых, для мужчин и женщин. Такая «...культура, оставляющая неудовлетворёнными столь большое количество участников и ведущая их к восстанию — обречена, и не имеет перспектив на длительное существование»1.
Для упорядочения отношений между человеком и обществом культура выполняет следующие функции:
· регулятивная функция. Культура подавляет природные инстинкты, социализирует индивида и направляет социальное поведение в рамки общества. Этот процесс тем эффективнее, чем глубже происходит интериоризация — усвоение внешних норм, правил человеком.
· экзистенциальная (защитная) функция.
С помощью культуры человек стремится защитить себя от трудностей жизни следующими способами:
1. инфантильным способом, опираясь на внешнюю силу: Бог, авторитетный отец, государство, группа, семья и т.д. Эту функцию выполняет религия;
2. интеллектуальным способом, рассчитывая на собственные силы, опираясь на знания и науку. Человек рационализирует окружающий мир. Объясняет необходимость запретов, правил, норм.
Фрейд особое внимание уделял таким механизмам взаимодействия человека с обществом как «ранняя социализация» и «интериоризация».