Человек, его природа. Роль инстинктов

(«Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1, 2)

Понятие человека и его природы — исходная часть психоаналитической социологии Фрейда. Природа человека неизменна и по сути своей является биологической.

Основу психической жизни человека составляют инстинкты, влечения, желания. Человек по своей природе больше деструктивен, чем добр. Проявление грубости, жестокости, насилия, зависти чаще от самой природы человека, чем от состояния общественной среды.

Ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют не сознание, не разум, а инстинкты, влечения, желания. Инстинкты являются психическим отражением потребностей человеческого организма. Наибольшее влияние на поведение оказывают три влечения: влечение кровосмешения (инцеста), влечение каннибализма (людоедства), жажда убийства.

Основными двигателями прогресса выступают два всеобщих космических инстинкта: эрос — инстинкт жизни, инстинкт любви, самосохранения, сексуальный инстинкт; танатос — инстинкт смерти, разрушения, агрессии.

Борьба их определяет смысл жизни отдельного человека, групп, народов. Основную роль движения человеческой деятельности играет энергия сексуального, эротического влечения.

Либидо — всеобщая психическая половая энергия, мощное мотивирующее начало, оказывающее решающее воздействие на:

1. установки и стремления индивидов, на черты их характера;

2. поведение человека, являясь основной детерминантой человеческой деятельности;

3. составляющие сущности массовой души, коллективного бессознательного, выполняющей две важные функции в массе:

4. сплачивание отдельных членов массы общей либидинозной любовью к вождю

5. создание установки враждебного поведения массы по отношению к другим.

Поведение человека определяется различными комплексами, важнейшим из которых является Эдипов комплекс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: