Расстройства поведения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами

У лиц с умственной отсталостью, наряду с интеллектуальными нарушениями, как правило, отмечаются различные расстройства поведения и личности. Причем изменения поведения зачастую яв­ляются первыми признаками врожденного слабоумия. В зависи­мости от степени тяжести и глубины психоорганического синдро­ма выявляются те либо иные поведенческие и личностные расстройства.

Так, при глубокой степени отсталости дети либо не реагируют на окружающее, либо проявляют злобную, аутоагрессивную реакцию в виде вырывания волос, покусывания пальцев, нанесения себе повреждений и др. Из за повышенной прожорливости и невозможности отличить съедобное от несъедобного, горячее от холодного, они тащат в рот все, что попадает им в руки, вплоть до собственных испражнений. Удовольствие или неудовольство выражается у них двигательным возбуждением, криками. Как отмечено выше, у них полностью отсутствует познавательная деятельность, в связи с чем они даже не узнают своих родных.

Из-за непредсказуемости поведенческих реакций больные с глу­бокой умственной отсталостью нуждаются в постоянном наблюде­нии и присмотре.

Неадекватность поведения и личностные расстройства при ум­ственной отсталости тяжелой степени носят полиморфный харак­тер — от повышенной активности и непоседливости до вялой пассивности и равнодушия, и сочетаются с глубокими интеллекту­альными нарушениями. В связи с низким уровнем мышления, его конкретностью и непоследовательностью больные приобретают за­пас «знаний», позволяющий им ориентироваться в быту, в при­вычной и знакомой обстановке, обслуживать себя, есть, одеваться. Благодаря подражательным действиям они могут приобретать элементарные трудовые навыки: уборка помещения, склеивание ко­робок, перематывание ниток, поливка цветов и др. Инертность и тугоподвижность психических процессов в сочетании с безынициативностью не позволяют им заниматься самостоятельной трудо­вой деятельностью.

В отличие от глубокой умственной отсталости у детей и подро­стков с тяжелым слабоумием отмечаются выраженные эмоцио­нальные реакции, они узнают близких и быстро к ним привязы­ваются. При этом у одних больных выявляются добродушность, покладистость, послушность, у других, наоборот, злобность, аг­рессивность и упрямство.

Больные с тяжелой умственной отсталостью нуждаются в по­стоянном квалифицированном наблюдении и контроле.

Клиническая картина психоорганического синдрома при ум­ственной отсталости умеренной и легкой степени, как отмечено выше, проявляется не грубыми нарушениями познавательной сферы и широким диапазоном поведенческих и личностных расстройств. Причем эти расстройства порой характеризуются непредсказуемыми клиническими проявлениями, основными из которых являются повышенная внушаемость и слепая подражательность в действиях. Именно эти характерные особенности поведения и способствуют взрослым асоциальным лицам и преступным «элементам» вовле­кать таких детей и подростков в различные неформальные группировки, а также привлекать их к совершению противоправных дей­ствий и преступлений.

С целью предупреждения антиправовых действий и асоциаль­ных поступков лиц с умственной отсталостью легкой степени и с органической недостаточностью мозга,

а также для своевременно­го проведения медицинских мероприятий и психолого-педагоги­ческой коррекции, приводящих зачастую к регрессу клинической картины заболевания, будущим специалистам уже при первом же общении с такими детьми и подростками необходимо обратить внимание на их личностные особенности и особенности их пове­дения. Именно выраженные поведенческие и личностные расстройства при незначительных интеллектуальных нарушениях лежат в основе клиники резидуальной стадии психоорганического синд­рома.

Рассмотрим их более подробно.

Характерические особенности больных с умственной отсталос­тью легкой степени варьируются довольно в широком диапазоне: от доброжелательности, общительности, подчиняемости и послу­шания до злобной враждебности, аффективной агрессивности, вспыльчивости, упрямства, патологической настойчивости и не­поколебимой убежденности в правильности своих действий и поступков, а также некритичности к своей несостоятельности и низ­кому уровню интеллекта.

Перечисленные особенности поведения больных с легкой ум­ственной отсталостью укладываются в клинику психопатии, или так называемого психоподобного синдрома, выявление которого имеет значение, прежде всего для признания больного невменяе­мым при совершении того или иного преступления или правона­рушения.

Психопатия - группа патологических состояний, проявляющихся дисгармонией свойств личности, преимущественно эмоционально-волевой сферы, с более или менее выраженной социальной деза­даптацией.

Для обозначения психопатий используются такие термины: «пси­хопатическая личность», «психопатическая конституция», «патоло­гический, или аномальный характер».

Основными причинами возникновения психопатий являются:

1. Наследственные (конституционально-генетические) факторы.

2. Негрубые экзогенно-органические повреждения головного моз­га во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном периодах развития (травма, инфекция, интоксикация).

3. Неблагоприятные средовые и ситуационные влияния (О.В. Кербиков).

В зависимости от факторов риска (1,2,3) все психопатии услов­но разделяются

на следующие виды:

1) конституционально-генетические (ядерные);

2) органические;

3) приобретенные.

Приобретение психопатии, по данным разных авторов, еще опи­сываются как:

■=> социопатии (А.К. Ленц, 1927) - изменение личности, связанные с пагубными социальными условиями (неблагоприятная семей­ная ситуация, безнадзорность и др.);

■=> псевдопсихопатии (В.П. Осипов, 1936);

■=> реактивные психопатии (Е.К. Краснушкин, 1940).

Учитывая, что в развитии органических психопатий негрубые экзогенно-органические повреждения являются основными факто­рами риска умственной отсталости, что, по-видимому, целесообразнее рассматривать органическую психопатию у ребенка с умствен­ной отсталостью легкой или умеренной степени как психоподоб­ный синдром.

Характерной особенностью всех видов психопатий является то, что по своей клинической картине они не отличаются друг от друга.

В связи с вышеизложенным рассмотрим основные виды клас­сификации психопатий с последующей клинической характеристи­кой каждой из ее форм, которые идентичны и для «психоподобного синдрома» у лиц с умственной отсталостью.

На сегодняшний день описано множество классификаций пси­хопатий, построенных на этиологическом, патогенетическом и др. принципах, однако единой общепринятой классификации психопа­тий пока не существует.

В качестве примеров авторы приводят некоторые из них, кото­рые являются ведущими и в настоящее время.

Классификация психопатий по Е. Kretschmer:

■=> шизоидная;

■=> циклоидная;

■=> эпилептоидная.

Классификация психопатий по Г.Е. Сухаревой (1959):

■=> шизоидная:

■=> неустойчивые;

=> истероидные личности.

■=> циклоидная:

=> гипертонические;

==> аутичные;

■=> психостенические личности.

■=> эпилептоидная:

■=> «бестормозные»;

=> импульсивные (эпилептоидные) личности.

Классификация типов психопатических личностей по Н. Stulte (1960):

■=> тревожные;

■=> депрессивные;

•=> гипертимные;

=> возбудимые;

■=> эмоционально-лабильные

; •=> сенситивные;

■=> честолюбивые;

<=> безвольные;

■=> импульсивные;

■=> эмоционально-тупые;

■=> аутистичные;

=> склонные к навязчивостям (ананкасты).

Классификация психопатий по О.В. Кербикову (1971):

■=> ядерные;

■=> органические;

■=> краевые (приобретенные).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: