double arrow

Своевременность информации

Обеспечение своевременности как важнейшего требова­ния к информации создает больше всего трудностей для раз­ведчиков. В информации время имеет первостепенное зна­чение, тогда как в научно-исследовательской работе оно играет обычно второстепенную роль. Отсюда мучительная необходимость для ученого, ставшего разведчиком, изме­нить свое отношение к фактору времени *.

1 Опыт показывает, что это обстоятельство необходимо вновь и вновь подчеркивать, Стрэнг, работник английского Министерства ино­странных дел, часто сталкивался с такой же трудностью при подготов­ке дипломатических документов, когда он «располагал недостаточной информацией». Он пишет: «Эта работа (с присущими ей трудностями) предельно отличается от скрупулезного и длительного процесса науч­ного исследования. Именно поэтому деятельность чиновников представ­ляется ученым столь поверхностной» [13А].


 

ГЛАВА 2

Чтобы обеспечить своевременное представление инфор­мации, необходимо устанавливать крайние сроки оконча­ния работы над заданием. А это может привести к спешке, неглубокому изучению данного вопроса и снижению уро­вня научно-исследэвательской работы, а также вызвать целый ряд других последствий, неприятных для рядового научно-исследовательского работника.

Указанные трудности частично могут быть преодолены следующим образом:

1. В тех случаях, когда времени на подготовку инфгр-мации для высшего руководства мало, появляется соблазн распределить имеющееся для выполнения данного задания время таким образом, чтобы редакционные и контролирую­щие инстанции получили его вполне достаточно, а ав­тор — составитель документа уложился бы в сжатые сроки. Например, если документ должен быть написан, отредакти­рован и передан для разм.ножения в течение двух месяцев, нередко получается так, что один месяц отводится на ис­следовательскую работу и составление документа и столь­ко же на редактирование.

Правильнее в данном случае было бы распределить время следующим образом: семь недель на исследователь­скую работу и две недели на редактирование и последующее рецензирование.

2. Если разведчик получает задание из той области, ко­торой он обычно занимается, то изучение данного вопроса, подборка досье и уяснение проблемы начинаются фактиче­ски задолго до того, как было получено распоряжение о подготовке соответствующего документа.

В этих условиях сотрудник информационной службы начинает работу не на голом месте, а располагая уже зна­чительной частью необходимого материала. Кроме того, за редкими исключениями, когда задание дается неожи­данно, обычно имеется возможность заранее разузнать, к какому сроку потребуется данный документ, и заблаго­временно проделать некоторую важную работу. Это на­поминает получение «предварительного распоряжения» перед боем.

Однако часто многих работников информационной служ­бы задания застают врасплох. По-видимому, они п'оклоня-


ОСНОПНЫР. ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ РАЗВЕДКИ 55

ются такому святому, как англосаксонский король Этельред Неготовый 1.

3. Составителю информационного документа должно быть разъяснено требование соблюдать установленные сро­ки. Он должен быть приучен планировать работу так, что­бы оканчивать ее к установленному сроку, оставляя при этом некоторое время на непредвиденные задержки. Обыч­ная ошибка состоит в том, что в какой-то определенный срок,

/     и       ■3 Э

Р и с. 1. Распределение времени ПО шкале логарифмической линейки.

как правило, намечается выполнить больше работы, чем это можно сделать в действительности. Это приводит к так на­зываемому «эффекту логарифмической линейки». Допу­стим, что работа состоит из девяти частей, каждая из кото­рых требует примерно равной затраты времени. Получает­ся же так, что на выполнение первых частей работы прихо­дится больше времени, а на завершение последующих ча­стей времени остается все меньше и меньше. Если изобра­зить ход выполнения такого задания графически, то полу­чится нечто напоминающее шкалу логарифмической ли­нейки (см. рис. 1).

Сознание важности своевременно завершать работу от­части дело привычки. Ученым она свойственна в весьма незначительной мере. Журналисты же об этом никогда не забывают. Большинство информационных документов раз­ведки по своему значению в такой же степени «преходящи», как статья в журнале типа «Форин афферс». Например, пре­красная статья Мосли «Советская внешняя политика по­сле смерти Сталина» была весьма интересной и ценной во время ее написания. Однако она быстро теряет эти каче­ства по мере того, как идет время и изменяется обстановка. Если это в понятной форме разъяснить сотрудникам

1 Речь идет об Этельреде II (968—1016), английском короле. Этельред II отличался крайней нерешительностью, небольшими способностями, оказался совершенно неподготовленным к отражению возобновившихся походов датчан. Вследствие этого современники про­звали его «Неготовым». — Прим. ред.



 

ГЛАВА 2

информационной службы, с тем чтобы они до конца осознали важность своевременности информации, нам легче будет преодолевать естественное противодействие с их стороны требованиям об ускорении работы.

ПАДЕНИЕ СО ВРЕМЕНЕМ ЦЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ

В большинстве случаев информация, устаревая, быстро утрачивает свою ценность. Например, оперативно-такти­ческая разведывательная информация теряет половину своей ценности через 6 дней после ее представления. С дру­гой стороны, разведывательные данные о дорогах, мостах и т. п. теряют половину своей ценности примерно через 6 лет. Разведывательная информация об основных предпосыл­ках развития науки — о кадрах, положении в области образования, помощи со стороны правительства—теряет свою ценность по норме 20 процентов в год (см. рис. 2).

Многие информационные документы настолько долго пишутся, редактируются, одобряются, размножаются и рассылаются, что оказываются устаревшими, когда попа­дают в руки тем, кому они предназначались.

В информационной работе так же, как при строитель­стве линкоров, следует руководствоваться принципом «ма­ло, но быстро» ', с тем чтобы к моменту «появления» доку­мента на свет он содержал в себе новейшие сведения. При этом условии каждый документ попадет к тому, кто его ис­пользует, тогда, когда его внутренняя ценность будет наи­высшей2.

Можно действовать иначе: тот же состав разведчиков на­чинает заниматься сразу несколькими проблемами. Работа над каждой из них затягивается на год или дольше. Когда

1 Этот принцип был девизом адмирала Фишера в период до первой
мировой войны.

2 Говоря о «ценности» информации, мы имеем в виду ее «внутреннюю
ценность». Степень полезности информационного документа для того,
кто его использует,— это другой вопрос. Она зависит от многих внеш­
них обстоятельств, выходящих за пределы знаний и контроля работника
информационной службы. Различие между этимидвумя понятиями можно
пояснить следующим примером. Пятьдесят долларов всегда имеют боль­
шую внутреннюю ценность, чем пять долларов. Однако пять долларов
имеют для меня большее значение, если я без денег, чем пятьдесят
долларов, когда я не нуждаюсь в деньгах.


 

ГЛАВА 2

результаты этих вымученных, длительных исследований наконец доходят до потребителя, интерес к проблеме мо­жет уже исчезнуть, а многие факты — устареть. Короче го­воря, ценность информационного документа в этом случае снижается. Уменьшается также удовлетворение, которое впразе получить от работы составитель документа и тот, для кого он был подготовлен.

Общее количество человеко-часов, затрачиваемых на со­ставление информационного документа при работе по методу «мало, но быстро», может быть точно таким же, как и при методе «медленной неэффективно». В первом случае, однако, человеко-часы, затрачиваемые на каждый документ, рас­ходуются более целеустремленно и планомерно.

Внутренняя ценность информации может уменьшаться со временем по следующим причинам:

в связи с изменениями в обстановке;

в связи с возможными, но неизвестными изменениями, вследствие которых разведывательная информация не мо­жет быть использована с такой же уверенностью, как раньше.

Кроме того, полезность информации может уменьшаться со временем в связи с потерей к ней внимания со стороны ее потребителей. Интерес к разведывательной информации ис­чезает по мере того, как она устаревает. Отсюда она не привлекает к себе внимания и не может, следовательно, оказывать влияние на выработку решений. Она теперь ме­нее полезна, так как меньше люден ее читают и используют.

Средние нормы падения ценности информации 1,

Оперативно-тактическая разведывательная информация теряет 10 процентов ценности в день.

Артиллерийские и другие боевые подразделения и ча­сти могут менять позиции в течение нескольких часов; че­рез Юдней информация о них теряет2/3своей практической ценности.

Информация стратегической разведки во время войны теряет 10 процентов ценности в месяц.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ РАЗВЕДКИ 59

В связи с изменением экономической и военной обстанов­ки через 6 месяцев после представления такая информация утрачивает свою ценность почти наполовину, а через год ее внутренняя ценность уменьшается на */4.

Информация стратегической разведки в мирное время те­ряет 20 процентов ценности в год.

Изменения в области, интересующей стратегическую разведку, естественно, происходят медленнее. Имеются факторы, препятствующие изменениям. Так, например, ус­ловия местности могут вовсе не изменяться, политическая же обстановка может меняться быстро.

Информация о сравнительно неизменных объектах — дороги, мосты, природные ресурсы — теряет 10 процентов ценности в год.

Примечание. Ценность информации убывает в соответствии с широко применяемым в экономических ис­следованиях правилом «постоянного процента». Например, если ценность разведывательного документа уменьшается на 10 процентов в год при первоначальной ценности, взятой за 100, его ценность в каждый последующий год будет: 90, 81, 73, 66, 59, 53, 48, 43, 39, 35... В конце каждого последующего года его ценность будет составлять 90 про­центов от ценности на конец предыдущего года. Во всем этом очень легко разобраться с помощью рис. 2.

ПОДХОД ИСТОРИКА К РАБОТЕ'

Разведывательная информация создается отнюдь не в той волшебной стране, где «время ничего не значит». При­водимые ниже строки проливают яркий свет на данный воп­рос и вполне применимы к информационной работе. Они заимствованы нами из произведений историков.

Тревельян [4] пишет: «Сколько бы времени историк (мы можем сказать — разведчик.— В. П.) ни затратил непосредственно на исследовательскую работу, это время, конечно, не будет излишним или даже доста­точным. Однако мне кажется, что он иногда расхо-



1 Некоторые читатели сочтут возможным применить, при определен­ных обстоятельствах, несколько иные процентные нормы по сравнению с приведенными автором. Тем не менее принципы построения и общий характер кривых, данных на нашей схеме, останутся без изменений.


1 По вопросу об использовании методов историка при работе над информационным материалом в разведке см. Приложение А.


 

ГЛАВА 2

дует на этой стадии работы непропорционально много времени и умственной энергии за счет времени и энер­гии, необходимых для размышлений и применения своего мастерства в целях использования результатов исследования. Мы, историки (разведчики), должны не только собирать факты, но и обдумывать их. Мы должны также добиваться, чтобы факты и наши мысли о них сливались воедино и получали выражение в какой-либо полезной для других форме» (стр. 194).

Морисон [11]: «Не правда ли, ужасно трудно сесть за стол, где разложены все ваши тщательно подготов­ленные заметки, и начать писать? Выкурив бесчислен­ное количество сигарет и пройдясь по комнате два или три раза, вы неуверенно набрасываете один-два абза­ца. Дойдя же до третьего абзаца, обнаруживаете, что нужны какие-то дополнительные данные. Какое облег­чение! Необходимо снова идти в библиотеку или в ар­хив и еще покопаться там в источниках. Именно здесь вы чувствуете себя счастливым! В связи с вновь обна­руженными фактами возникают новые вопросы, и чу­десный процесс исследования продолжается... Каждый раз в процессе исследовательской работы наступает определенный момент, когда вы должны, услышав го­лос своей совести, начать писать. Начав же писать, пи­шите до тех пор, пока вы в состоянии это делать. По­том у вас будет сколько угодно времени, чтобы снаб­дить работу примечаниями или пойти снова в библиотеку за дополнительными данными. Самое главное — это начать писать» (стр. 293).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: