Но ценности мужчины, естественно, могут унижаться не только в семье. Второе место, которое может стать причиной пьянства — это работа. Здесь тоже очень часто разрушаются идеализации, и если человеку не удается изменить ситуацию или принять ее, как должную, он может применить этот же прием психозащиты.
Например, руководителя большой и самостоятельной организации с периферии переводят в порядке повышения в столицу и назначают начальником отдела в аппарате Правительства (раньше — в партийном аппарате). Если человек сумел на периферии стать руководителем предприятия, то, скорее всего, он достаточно энергичен, уверен в себе, напорист, умеет самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Все это помогало ему двигаться по служебной лестнице на производстве.
Но вот его вроде бы в порядке повышения сделали «винтиком» в большом механизме государственного аппарата управления. Здесь его напористость и умение самостоятельно принимать решения никому не нужны. В аппарате ценятся совсем другие качества — качества «винтика большого механизма». Если человек сумеет быстро адаптироваться к новым условиям, он будет «своим» в административном аппарате и сумеет продвигаться дальше по служебной лестнице. Если же его идеалы свободы и независимости останутся для него значимыми, то внутренний конфликт неизбежен. Система ценностей человека разрушается, и он ищет защиты от этой дискомфортной ситуации. Выходов несколько, и один из них — алкоголь. Выпил, и проблем вроде бы нет. Хотя понятно, что это одних проблем нет, но зато появляются другие.
Мы рассмотрели один из случаев унижения мужской самооценки и чувства собственной значимости, а их бывает множество. Например, попадание в армейскую среду человека с высокой внутренней самооценкой и независимостью с высокой вероятностью приводит к применению психозащиты в виде пьянства.
Причиной пьянства может стать невостребованность потенциала человека, который сам не умеет или в силу особенностей характера не хочет найти ему применение. Например, закрывается предприятие и всех увольняют. Большинство людей в этой ситуации ищут новое применение своим знаниям или умениям. Если этого нет, то нужно переучиваться или идти работать не по специальности. Например, большинство российских эмигрантов за границей начинают свою карьеру с самых низших должностей — мойщиков посуды, водителей такси или других, столь же престижных. Если они не обижаются на окружающую жизнь и упорно борются за свое выживание, то они обязательно достигнут успеха. Но то эмигранты, которые психологически готовы к тому, что за рубежом никто о них думать не обязан.
Другое дело в нашей стране. Десятки лет нам внушали, что советский человек защищен от всех невзгод. Как защищен — дело десятое, но уверенность в будущем была. Сегодня ситуация изменилась, но система наших убеждений и отношение к миру может остаться прежней. Особенно это касается пожилых людей, чье отношение к жизни формировалось в условиях социализма.
Такой человек, оставшись без работы, но имеющий твердую систему взглядов на мир, не принимает происходящие вокруг него изменения. Вместо того, чтобы подстроиться под окружающий мир, он обижается на него, становится агрессивным и хронически недовольным. Поскольку мир не реагирует на его недовольство и не изменяется в соответствии с его убеждениями, то человек закрывается от несовершенного (с его точки зрения) мира. Способ закрытия — типичный, с помощью стакана. Люди с еще большей обидой на жизнь иногда даже лишают себя жизни, пытаясь этим доказать свое недовольство миром. Но уйти от мира таким путем нельзя, к сожалению. Можно попытаться уйти от несовершенного мира сегодня, а завтра он поставит нас в еще более худшие условия. Например, вы родитесь где-нибудь в нищей стране в Юго-Восточной Азии, да еще подхватите болезнь типа проказы. И, по сравнению с теми условиями, ваша нынешняя жизнь покажется сущим раем. Так будет, но, к сожалению, наша память не сохраняет информации о том, почему человек оказывается в той или иной жизненной ситуации.