Эти контрастные типологические черты довольно просто определить по внешнему поведению ребенка.
Задайтесь вопросом: ваш ребенок предпочитает, чтобы все было определено, решено, устроено; или ему больше нравится постоянно иметь возможность выбора, чтобы жизнь его удивляла и преподносила сюрпризы?
Ребенок, желающий велеть вокруг себя устойчивое, стандартное, упорядоченное окружение, имеет врожденные черты, которые можно обобщить одним словом – рассудительность. Напротив, детей, безразличных к организованности, особенно навязанной извне, характеризует другая типологическая черта – импульсивность (или многовариантность). Первых в дальнейшем будем называть J-дети, вторых – Р-дети.
Рассудительный ребенок (J) – это тот, кто старается вовремя подготовиться к занятиям в школе, не любит опаздывать, ответственно относится к обязанностям. Свои вещи, дела, а заодно и себя он содержит в порядке. Импульсивного ребенка (Р), напротив, совершенно не волнует, успеет он к назначенному времени или нет, он не любит ничего планировать заранее и вообще не любит ограничивать себя какими бы то ни было рамками. В его комнате, уголке почти всегда «творческий беспорядок», на полках- – нечто, напоминающее муравейник, но главное – ему действительно трудно понять, почему все это так расстраивает маму.
J-ребенок способен упорядоченно взаимодействовать с окружающими, охотно и со знанием дела участвует в общих развлечениях. Р-ребенку приходится напоминать «прилично» одеться к торжественному случаю, не забыть вовремя прийти к ужину, обеду или завтраку, сделать домашнее задание, выполнить обязанности по дому. J-ребенок, как правило, помнит и легко справляется с этими повседневными делами. Он уверен в себе, его фразы четче и точнее, чем у ребенка противоположной ориентации. Р-ребенок любит экспериментировать со своей речью, поэтому его утверждения часто выглядят «разбавленными», зато при этом он гораздо непосредственнее, чем более исполнительный и «четкий» J-ребенок.
Итак, вашему вниманию предлагается описание типологических особенностей разных детей. Как уже говорилось выше, определить темперамент ребенка можно только наблюдая и анализируя его поведение. При неторопливом рассмотрении сделать это можно ничуть не менее точно, чем при заполненении опросника.
Теперь, когда вы ознакомились с полярными типологическими. качествами, по их сочетанию вы легко определите темперамент ребенка.
Если возникли трудности с выявлением темперамента по типологическим чертам, вы можете продублировать ваш «диагноз», ознакомившись с характеристикой психологических особенностей и поведения каждого из четырех типов темперамента.
Следующие подразделы описывают способы развития четырех темпераментов (SP, SJ, NF, NT) в детстве. Сравнительный анализ поведения разных детей в семье и школе представлен в таблицах 3.2 и 3.3. Зная темперамент ребенка, можно представить, как именно он будет учиться в школе и даже каким он может стать преподавателем. Поэтому мы предлагаем вам описание стиля обучения представителей различных темпераментов.