SP в детстве

С младенчества ребенок этого темперамента характеризуется взрослыми как чрезвычайно живой и активный. Физиологически он реагирует на кормление как и другие дети, но по поведению видно, что он получает огромное. удовольствие от еды. Он из тех, кто отличается завидным аппе-

Таблица 3.3

Осовеяности обумияя школьников различных темпераментов

типы темперамента
Сравниваемые признаки sp Дионисий SI Эпиметей NP Аполлон NT Прометей
Выглядит для учителя Активным, изменчивым, непослушным, несобранным, неусидчивым «Идеальным» учеником, исполнительным, дисциплинированным Ориентированным на мнение класса, общительным Способным, любознательным, самостоятельным, критичным
Отношение к одноклассникам Лояльное, «братское», может быть «звездой» в классе Ровное, доброжелательное, формализованное Чуткое, поддерживающее, учитывающее особенности личности Объективное, отстранённое, может быть ярким лидером
Отношение к педагогу Часто не видит необходимости в на ставнике - Признает авторитет и значимость учи теля - Зависит от личных качеств преподавателя Определяется компетентностью педагога
Отношение к отметкам. Не обращает особого внимания. Считает свидетельством успеха и признания Воспринимает как оценку своих личных качеств Принимает к сведению,. но в душе оценивает себя сам
Способы приобретения знаний Действие и впечатление, практическая отработка навыка Систематическая подготовка, «от простого к сложному» Глобальное «схватывание», пропуск деталей, диалог Аналитический стиль, поиск принципов и структуры
В школе предпочитает изучать Искусства и ремесла, практические области знаний Фактические аспекты наук, историю, география, экономику Гуманитарные н общественные науки, физику Точные, естественные, технические и прикладные науки
Подходящий тип«обратной связи» Наглядный, игровой стиль Точная оценка результатов труда Обращение к личности школьника Оценка компетентности и знаний
Наилучший стиль обучения Изменение темпа, соревнование,.движения манипулирование предметами, отсутствие жесткого контроля, возможность придумать оригинальный способ выполнения задания Четкие инструкции, хорошо структуриро-ванный материал; подготовка и повторение, использование лекций, учебников, книг,.взаимодействие по типу: „учитель – ученик» Связь знания с эмоциональной сферой обсуждение содержания урока, индивидуальные задания, работа в малых группах, благоприятный психологический климат Логическое представление материала, возможность самостоятельного углубления знаний, отсутствие повторений и дискуссий, хорошо продуманный лекционный материал

титом. Так же рано проявляется другая его особенность: он все время попадает во всевозможные «переплеты». Оставите SP одного хотя бы на секунду и он ухитрится натворить что-нибудь «такое»... За это ему так часто достается от родителей, что он рано учится совершенно не обращать внимания на замечания и выговоры. Именно такие дети не понимают, зачем нужно убирать по местам свои вещи и игрушки. Пусть другим кажется, что в их комнате хаос и развал, – SP считает, что это как раз «идеальные» условия для нормальной жизни. Он же слишком занят, чтобы тратить время на пустяки вроде уборки. Если его упрекнут за «творческий» беспорядок, скорее всего он скажет: «Какая разница? Зачем зря тратить время, когда вокруг так много забавного и интересного?»

Тем же, что привлекает их внимание, SP занимаются на удивление долго. Целыми днями они возятся с какими-нибудь крышечками от баночек и кастрюль, не жалея сил упражняются на любимом музыкальном инструменте; их невозможно «оторвать» от новой игрушки буквально ни на секунду сегодня, а завтра они полностью забрасывают ее. Если же ребенку повезет, и он ухитрится не потерять интерес к чему-то определенному, со временем из него получится первоклассный музыкант-исполнитель, оригинальный художник, талантливый конферансье, или кто-нибудь еще, – одним словом, выдающийся мастер своего дела.

Такие дети очень любят животных, хотя иногда могут быть грубыми с ними. Так же неаккуратно обращаются они с игрушками и вещами; лучше давать им что-нибудь крепкое, хорошо сработанное. К тому же вряд ли сложная игрушка дольше займет его внимание, чем простая.

SP, конечно же, чрезвычайно живой и активный ребенок, экстравертированный – в большей степени, чем интровертированный. Ему недостаточно просто присутствовать на игровой площадке, он хочет свободно следовать туда, куда ведет его импульс. Попытки существенно изменить ребенка этого темперамента приведут лишь к тому, что он не сможет приспособиться к окружающей обстановке. Он не такой, как другие дети. Врожденное желание играть перевешивает стремление быть ответственным, компетентным или самореализовавшимся:.

Взрослые относятся гораздо терпимее к такому стилю жизни мальчика SP, а вот у девочки этого темперамента могут возникнуть некоторые проблемы. Родители, считая ее поведение «хулиганским» и недостаточно женственным, вероятно будут пытаться скорректировать ее, что вряд ли приведет к хорошим результатам.

В детском саду, где основное занятие – игра и ничто не мешает ребенку проявлять природную энергичность, SP адаптируются очень хорошо. Зато из всех типов SP больше других «достается» в школе, стиль его поведения совершенно не отвечает общепринятым там требованиям и поэтому больше остальных преследуется. Тем не менее примерно четверо из десяти детей в обычном классе – SP. Значительно меньше представителей этого типа среди студентов.

Ребенок SP-жаждет действий и уважения своей потребности в свободе. Актер, игрок, искатель приключений, активный, любящий повеселиться, открытый – этими «красками» можно нарисовать портрет ученика SP. Сиюминутность, хорошая жизнь, принцип «здесь и сейчас», спонтанность и удовольствие – наиболее привлекательные для него установки.

К несчастью, обычный класс не соответствует врожденным психологическим особенностям SP. Такому ребенку необходимо физическое вовлечение в обучение, ему нужно все потрогать руками, подвигаться, посоревноваться. Он любит рисковать, ему нравятся розыгрыши, нравится, чтобы его развлекали, впрочем, и сам он непрочь развеселить окружающих. Для успешного обучения SP требуются постоянные перемены и изменение темпа. Напротив, повторяющаяся изо дня в день рутина крайне негативно сказывается на таких детях, приводит к шалостям в классе, частым пропускам уроков.

SP может быть отличным членом команды. «Братское» мировоззрение позволяет ребенку этого типа проявлять исключительную лояльность по отношению к напарникам пo команде, одноклассникам. Обратная сторона этого качества – ярко выраженная эгалитарность (от фр. уравнительный). Поэтому SP, не видя необходимости в «боссе», часто восстает против контроля и рассматривает инструктирование как что-то, не стоящее внимания. Такой ребенок не прочь рассказать окружающим о своих успехах, но не особенно желает использовать групповые демократические процессы, чтобы принимать решения, как это делает NF.

SP тянется к музыке, постановкам, самолетам, механизмам, конструированию – всему активному; тогда как SJ предпочитает бизнес н управление; NT – математику и естественные науки; NF – гуманитарные и общественные науки. Основная черта SP – постоянная жажда действий, манипулирование предметами вполне может удовлетворить это стремление. Если же такую активность ребенок не получает «легально», последствия могут быть разрушительными: от толкания одноклассников и разбитой мебели до открытого игнорирования учителя. К сожалению, традиционный стиль преподавания SP находят малопривлекательным. В результате они очень мало учатся и при первой же возможности стремятся покинуть школу, чтобы отправиться туда, где больше действий и приключений.

Вместе с собой SP приносит в класс возбужденней смех, порой не к месту и с целью досадить учителю. Если же такой ребенок уверен, что его искренне любят, он способен великолепно сотрудничать с педагогом. Как правило, SP в хороших отношениях с другими учениками, которые восхищаются его дерзостью и беззаботными манерами.

Взбалмошный, непостоянный, бросающий одно дело ради другого, вряд ли доводя что-нибудь до конца, SP часто остается в школе исключительно из-за занятий музыкой. Работа с ручкой и бумагой смертельна для такого ребенка, скорее он предпочтет чтение и устные ответы. Уроки лекционного типа, учебники, вопросы в конце главы – все это SР не интересует. Давать такому ребенку домашние задания – более чем бесполезное занятие, это только создаст повод для постоянных конфликтов между учителями, родителями и ребенком.

В целом образование – особая проблема для большинства SP. Из-за своего рационального. восприятия и воображения им гораздо легче даются искусства, ремесла и практические области знаний, чем языки, науки или бизнес. К сожалению, школа не имеет адекватных потребностям такого ребенка персонала и программ обучения. Часто поэтому детям SP «приклеивают ярлык» непослушных, гиперактивнык, неспособных обучаться. Но настоящая проблема такого ребенка – несовершенство школы, а не его личные качества. Те же представители SP, кто, несмотря на неуспех школы быть полезной, в их образовании, ухитряются все-таки развить свои врожденные, специфичные именно для этого типа способности и таланты, являются чрезвычайно ценными для общества людьми: они сражаются с нашими врагами, первоклассно развлекают нас, мастерски руководят нами. Некоторые из них даже становятся оригинальными, увлекающим и педагогами с нестандартным стилем преподавания, специфика которого состоит в том, чтобы непосредственно показать ученикам, что и как делать.

SJ в детстве

Если представитель темперамента SP больше всего на свете любит неопределенность и многовариантность, то ребенок SJ, наоборот, очень чувствителен к нестабильности в любом ее проявлении. Он, как никто другой, нуждается в надежности и согласии родителей. Если, к примеру, папа строгий и требовательный, а мама мягкая и снисходительная, ребенок этого типа будет получать постоянные психотравмы. Чтобы чувствовать себя комфортно, он должен знать, что требования к нему и заведенные в доме порядки не будут меняться ежесекундно или ежедневно; что сегодняшнее его окружение будет таким же завтра. Именно поэтому частые переезды «выбивают из колеи» ребенка SJ, тогда как SP, NT, NF, каждый по-своему, быстро приспосабливаются к таким переменам. SJ важно вступать в самостоятельную жизнь совместно с друзьями детства, ему необходимо стабильное социальное окружение, надежная школьная система, общество, в котором он растет.

У представителей этого темперамента (которых примерно.четверо из каждых десяти), как правило, благополучное детство. Статистика свидетельствует, что хотя бы один из родителей у такого ребенка тоже SJ, они могут хорошо ладить также с NF и NT. Некоторые трудности возникают, если оба родителя – SP в силу их непредсказуемости. Малышу SJ нравится радовать окружающих, и он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям. Требования взрослых не обязательно должны быть последовательными или логичными, нужно только, чтобы ребенок понимал, чего от него хотят. Такие дети очень чувствительны к похвале. Вполне подойдут для этого фразы типа «Ты это сделал как раз так, как я просил», «Ты выполнил это очень аккуратно», «Какой у тебя красивый почерк» и т. п. С другой стороны, ребенок конструктивно реагирует и на негативную критику, старается еще больше соответствовать ожиданиям взрослых. К физическому наказанию такие дети относятся терпимее, чем представители других темпераментов: они воспринимают его как средство коррекции.

SJ – просто «находка» для родителей и учителей: к повседневным обязанностям дома и в школе относится ответственно и исполнительно. О чем бы вы его ни попросили, он постарается сделать все «как следует». Конечно, лучше давать ему задания в пределах его способностей, тогда он справится с ними легко. Желанная награда за все это – похвала значимых взрослых. Такая «обратная связь» жизненно важна для малыша SJ. Поручение само но себе быстро потеряет привлекательность, если ему не сопутствует одобрение взрослых.

Ребенок этого темперамента прекрасно взаимодействует с «расширенной семьей»: тетушками, дядюшками, бабушками, дедушками и т, д. Ему нравятся вместе.с родителями навещать родственников, любит он и традиционные праздники. С детства увлекается историей своей семьи; гордятся, если имеет братьев и сестер, что не так важно для представителей других типов.

Это как раз тот ребенок, у которого в комнате, в столе, в шкафу всегда полный порядок; одежда аккуратно сложена, игрушки «на своих местах». Дети этого; темперамента любят, чтобы в их доме были вещи, сделанные их руками. Как и SР, им нравится мастерить что-нибудь, но для SJ большее значение имеет результат, а не процесс. Тем не менее необходимые процедуры будут выполнены тщательно. Эта «ручная умелость» – "предмет гордости ребёнка SJ, очень высоко им ценится, и он любит похвастаться ей при случае,

Следует обратить особое внимание, на развитие навыков индивидуализированного взаимодействия с окружающими у детей этого типа темперамента. Развитие.чувственности, способности к тонкому различению эмоциональных нюансов в общении с окружающими, к принятию родительской любви – важная часть воспитания девочки этого темперамента. У мальчика SJ также необходимо развивать терпимость, чуткость, гибкость общения.

Ребенок SJ-типа больше всего желает быть членом.значимой для него группы: сперва – семьи, позже – класса. Ответственность, надежность, исполнительность, долг, желание помочь – наиболее характерные его качества.

Около двух третей педагогов сами SJ, поэтому для ученика этого типа школа – место, где его понимают и умеют с ним обращаться. Такой ребенок старается соответствовать ожиданиям учителя. Педагог для него – авторитет: без него трудно создать сообщество, к которому можно было бы принадлежать. Ценности учителя воспринимаются SJ как «хорошие» ценности, вряд ли они будут сомневаться в компетентности педагога, его методах преподавания или необходимости выполнять его задания. Для детей этого типа немалое значение имеет развитие учебных навыков, выполнение домашних заданий тщательно и в срок. В целом SJ лучше, чем любой другой тип, приспособлены к требованиям школы. Их без преувеличений можно назвать «идеальными» учениками.

SJ быстрее осваивают материал, который структурирован, представлен последовательно и осмысленными частями; именно поэтому они так хорошо занимаются по учебнику. Ребенок такого типа ответственно относится к занятиям: он постарается выполнить задание как можно лучше, если получит четкие инструкции и будет знать, что именно нужно делать. SJ не назовешь человеком, который все «схватывает на Лету», как NF или SP, он накапливает знания целенаправленной ежедневной подготовкой и повторениями. Такой ребенок не испытывает дискомфорта, когда парты расставлены «рядами и колоннами», и если основной способ взаимодействия в классе «учитель – ученик». В ответ на негативную критику SI постарается скорректировать свое поведение и соответствовать требованиям учителя. В отличие от nt SJ вряд ли подойдут задания, предполагающие длительную самостоятельную работу. Такой ребенок отнесется скептически и к дискуссионным группам, чего нельзя сказать о NF. SJ скорее предпочтет, чтобы дискуссия была проведена учителем по принципу «вопрос – ответ». Не имея языковых способностей NF, SJ тем не менее прекрасно справляется с четко сформулированными устными и письменными заданиями.

Ответы на вопросы в конце главы не кажутся такому ребенку пустой тратой времени.

SJ как правило, послушный и ответственный ученик, он уважает установленные учителем нормы поведении в классе. Такой ребенок относится к насмешкам и сарказму гораздо легче, чем NF и NT, но воспринимает их всерьез, в отличие от SP. До тех пор пока SJ изучает фактический материал, правила, процедуры, он чувствует себя комфортно, но если вы попросите такого ребенка придумать, предположить, угадать, его прилежность и надежность могут исчезнуть. Отметки для такого ребенка – свидетельство успеха. SP скорее всего не обратят на них внимания; NТ проявит любопытство, хотя в душе выносит себе «приговор» сам; NF воспримет их как оценку его личности, а не действий.

В целом, SI «расцветает» в обстановке стабильности. Ему подходит традиционный стиль преподавания. Количественное, упорядоченное восприятие и мышление детей этого.темперамента дают им преимущество над другими учениками а области бизнеса и информации, хуже справляются они с науками, ремеслами и искусствами. Ребенку. SJ, как правило, нравится учиться, и если учитель последователен и надёжен, в школе такой ребенок чувствует себя как дома.

NF в детстве

Ребенок NF – это тот, кто постоянно ищет себя. Поиск этот начинается, в раннем детстве и продолжается вею жизнь. NF хочет одновременно быть и собой и другим. Обаяние, вдохновенность, эмпатия, драматизм, идеализм, стремление к целостности, гармоничности и завершенности характеризуют представителей этого типа.

Даже у совсем маленького ребенка этого темперамента (примерно каждый десятый ребенок – NF) можно заметить способности к языкам. Он, скорее всего, рано начинает говорить; а экстравертированный NF, по мнению родителей, «ни на секунду не закрывает рот». С детства такой ребенок буквально притягивает людей своим обаянием. Он, по-видимому, обладает врожденным талантом социального взаимодействия, хотя у интровертированного NF могут быть проблемы в общении вне дома.

Такой ребенок любит придумывать истории и расказывать их окружающим. Поэтому его иногда обвиняют во лжи, но на самом деле он лишь упражняет свое воображение и фантазирует. Из-за склонности к самопознанию NF часто идентифицирует себя с героями книг, особенно сказок. Как Карлсон прилетал в гости к Малышу, так и сказочные персонажи посещают ребенка NF: они для него очень реальны. Столь же увлекает его все мистическое и волшебное; древние легенды, средневековые сказания о рыцарях и прекрасных дамах, драконах и колдунах. Необходимо осторожно выбирать, что читать ребенку: глубоко переживая прочитанное, он легко может перевозбудиться. Дети этого типа, так же как и NT, любят книги, которые выходят за пределы их понимания, но зато стимулируют воображение. И те и другие «до дыр» зачитывают одну и ту же книжку. NF, кроме того, получает огромное удовольствие от сложных, выполненных в тонкой цветовой гамме, детализированных иллюстраций.

Ребенок такого типа предпочитает «одушевленные» игрушки – кукол, зверей и, как правило, наделяет их характером. Любимый медведь или ежик – важная часть жизни малыша, их потеря может стать для него настоящей трагедией. Неприятие или высмеивание воображаемого друга окружающими травмирует самого ребенка, он себя чувствует отвергнутым. NF играет с завидной фантазией, но ему больше нравится придумывать истории про игрушки, чем стараться постичь их сущность.

Такие дети, особенно интровертированные, плохо переносят направленные на них «острые» негативные эмоции окружающих;, также трудно им бывает «унять» свой гнев. А все из-за того, что у NF возникает острейшая неприязнь к «безобразиям», поэтому ой быстро и легко впадает «раздражение.

Следует обратить особое внимание на воспитание мальчика этого темперамента. Мягкость, эмоциональность и ранимость ребенка часто ошибочно воспринимаются родителями как недостаточное развитие мужских качеств, высокий уровень требований и этой области может невротизировать ребенка. Девочка NF, напротив, оценивается окружающими как очень женственная.

Дети этого темперамента наделены врожденной потребностью в общении на личностном уровне. Как уже говорилось выше, они сверхчувствйтельны к враждебности и конфликту и, долго находясь под влиянием подобных воздействий, могут даже заболеть. Подвергать ребенка NF насмешкам и сарказму неблагоразумно и жестоко. Напротив, он «расцветает» в обстановке принятия, заботы; внимания, признания его эмоциональных установок и общения на паритетных началах. Для такого ребенка важно, чтобы учитель знал его по имени. Позитивная «обратная связь» с педагогом вдохновляет детей этого типа. Отрицательная реакция может привести к протесту или бездействию.

Ученик NF больше всего на свете хочет взаимодействовать. Он чувствует себя комфортно и хорошо учится в демократически организованном классе. Некоторое время такие дети вполне способны работать независимо и самостоятельно, но лучше, если периодически у них есть возможность пообщаться. Дискуссии, ролевые игры, представления, вымысел в качестве методов обучения как нельзя более кстати подходят для ребенка этого темперамента. Именно NF очень рано проявляет талант в общении. Разговорная речь такого ребенка часто превосходит способность оформить те же мысли на бумаге. Он любит читать, особенно сказки, «фантастическую и приключенческую литературу.

Интровертированный NF (в лучшем случае один на весь класс) застенчив и нуждается в поддержке, чтобы успешно взаимодействовать с одноклассниками. Из-за повышенной чувствительности и ранимости он может «закрыться», уйти от социальных контактов и остаться одиноким, если ему не помогут развить дружеские навыки. Большинство NF отличаются завидной фантазией и впечатлительностью. Поэтому при перевозбуждении им часто снятся кошмары. Такому ребенку больше подходит сотрудничество, чем соперничество. Он настолько чувствителен к эмоциям окружающих, что сопереживает проигравшему, даже если выиграл сам. Кроме того, NF наделен врожденной склонностью к улучшению общественной атмосферы вокруг него, пытается сделать ее более приятной и живительной, ему, безусловно, нравится доставлять радость окружающим. С той же настойчивостью, с какой он хочет улучшить себя, старается он изменить психологический климат дома, в классе.

В школе NF предпочитает гуманитарные предметы абстрактным дисциплинам, а искусство – точным наукам и технологиям. Такой ребенок обучается в диалоге, воспринимает мир и размышляет в терминах взаимодействия между людьми.

Для полного развития интеллекта и способностей ребенка NF оптимален демократически организованный учебный процесс. Особенно соответствует детям этого темперамента педагог, который поддерживает, одобряет, питает, способен словесно оформить свои чувства, дает индивидуализированные задания, использует работу в малых группах, учитывает мнение класса, избегает сарказма и насмешек как средства контроля. Если школа отвечает этим требованиям, она превращается для NF в место метаморфоз, где душа ребенка оживает, постепенно превращается из куколки в прекрасную бабочку.

Педагоги NF могут первокласно преподавать точные науки, даже бизнес, но их сильные стороны проявляются наиболее ярко, если они выбирают языки и литературу. Их «глобальное» сознание, метафорическое, интуитивное восприятие и воображение, скомбинированные с легкостью вдохновения, искренним энтузиазмом, превращают их в непревзойдённых мастеров повествования в любой из его форм. NF заинтересовывают и держат внимание своих учеников без малейших усилий с их стороны, благодаря способности к глубокой интерпретации, раскрытию замысла автора, умению оценить и насладиться стилистическими деталями произведения и его символическими лейтмотивами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: