Вопросы и задания

1. Какое общение принято называть педагогическим?

2. Каковы слагаемые педагогического мастерства в общении?

3. Какая из трех сторон общения - информационная, перцептивная, интерактивная - вызывает наибольшие затруднения в педагогическом взаимодействии?

4. Каковы условия успешности педагогического общения?

5. Какие рекомендации может дать психолог учителям по предупреждению возникновения в педагогическом общении конфликтных ситуаций?

6. Объясните выражение «агрессивны, потому что несчастны ».

7. Каким образом можно предотвратить превращение спора в ссору?

8. Что нужно сделать, чтобы «неразрешимые конфликты» были разрешены?

9. Назовите отличие противоречивых отношений от конфликтных.

10. Зависит ли поведение личности от обстоятельств или в любой ситуации человек всегда контролирует свои поступки?

11. Почему у многих старших школьников возникают конфликты с родителями, а у подростков с учителями?

12. Прочитайте приведенные ниже описания педагогических ситуаций и выполните следующие задания (если у вас возникла педагогическая проблемная ситуация):

а) выделите компоненты психологической структуры каждой педагогической проблемной ситуации;

б) определите противоречие в каждой проблемной ситуации;

в) приведите обоснованный пример и проанализируйте его.

Ситуация 1. Перед началом классного часа ученик-подросток на приглашение классного руководителя отвечает: «На фиг нужно», - и уходит. Все это происходит в коридоре в присутствии других учащихся.

Ситуация 2. Учитель входит в класс. На доске видит написанное прозвище.

Ситуация 3. Света М. учиться может только на «5». Всю вторую четверть «валяла дурака». На последнем уроке, завершающем тему, была вызвана к доске. Отвечала еле-еле на «3». За вторую четверть получила «3». Света и ее подруга начинают вслух высказывать недовольство, говорят дерзко, жуют жвачку. Удалять из класса нельзя. Урок вести в такой обстановке тоже нельзя. Что делать?

Ситуация 4. Пятиклассник Павел С. постоянно отвлекается, приносит из дома разные безделушки. В начале года учитель предупредил, что после 3-го замечания все, чем играет ученик, будет отобрано до прихода родителей или до конца учебного года. Ученик получил 2 замечания, после 3-го он отказывается отдать учителю то, чем играл.

Ситуация 5. На уроке литературы дается задание: «Описать внешность человека». Учащиеся приступают к работе, а один ученик спрашивает: «Все надо описывать?». «Да», - отвечает учитель. «А половые органы?» - не унимается ученик.

Ситуация 6. Ученик мешает вести урок. Ему предложено покинуть класс. «Не пойду», - отвечает он. Учитель спрашивает: «Может быть, мне выйти из класса?». А в ответ слышит: «Пожалуйста, иди».

13. Выявите типичные ошибки учителей, возникавшие в общении с учащимися. Проанализируйте их, а затем составьте педагогические ситуационные задачи, построенные с учетом этих ошибок. Докажите целесообразность применения используемых вами средств решения педагогической проблемной ситуации в профилактике профессиональных ошибок. Попробуйте проанализировать связь между педагогической проблемной ситуацией и педагогической ошибкой на следующих примерах: педагогическая проблемная ситуация - это следствие педагогической ошибки, допущенной ранее в работе с учащимися; педагогическая проблемная ситуация - это веха на пути к педагогическим ошибкам, вероятность которых велика, но пока они еще не совершены.

14. Проанализируйте данные, представленные в табл. 3. Постарайтесь обосновать приведенные в ней параметры педагогической проблемной ситуации.

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: