Ответственность за произносимые слова

«Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ. Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих» (Сир. 5:13,14). При общении с прихожанами и отвечая на вопросы зашед­ших в храм, дежурным консультантам надо быть предельно вниматель­ными к каждому своему слову и осознавать ответственность пред Богом за свое поведение и слова. Не переоценивать свои возможности, не подменять собою священника, не брать на себя роль духовника-исповедника, не са­моутверждаться перед людьми.

Если на какой-то вопрос дежурный консультант затрудняется ответить, то лучше сказать «не знаю», чем пытаться рассуждать, не имея четкого представления по этому вопросу. Рассуждение на духовные темы, оторван­ное от истинно правильного понимания вещей, будет празднословием, формированием в сознании вопрошающих фундамента для искаженного представления об учении Церкви и для возникновения суеверий. Необхо­димо всегда помнить слова Священного Писания: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишъся» (Мф. 12:36,37). «Смерть и жизнь - во власти языка» (Притч. 18:22) и тогда будет понятно, что иногда лучше молчать, чем гово­рить.

Недопустимо, чтобы дежурные консультанты во время дежурства раз­говаривали между собой на посторонние темы, вообще без крайней не­обходимости они не должны говорить друг с другом во время дежурства в храме.

Ниже приведены советы дежурным консультантам об отношении к сло­ву, почерпнутые из Библии, творений святых отцов и из книги протоиерея Артемия Владимирова «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...»:

• Если хочешь сказать слово во славу Господа, то сначала немного помолчи и помолись в тайне сердца.

• Прежде речи — подумай, что сказать (прп. Макарий Египетский).

• Мудрый передумывает многое, прежде чем он говорит, именно: что, кому, где и когда он должен говорить (свт. Амвросий Медиоланский).

• Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай (Сир. 11:8).

• Свежие побеги твоего слова пусть имеют корнями слова из Священного Писания

• Если ты не готов сказать слово или не знаешь, что сказать, а тебя просят, со смирением откажись — и не пожалеешь.

• Всячески мысленно смиряй себя перед слушателями — и Бог даст тебе слово.

• Пусть твои беседы будут взвешены на весах, чтобы они были полезны тем, которые их услышат (прп. Антоний Великий).

• Не медли слушать добръш совет и полезное наставление, но не спеши сам давать советы и наставления (прп. Антоний Великий).

• Говоря слово, наблюдай, как тебя слушают, иначе будешь в тягость собе­седникам.

• Говори всегда в условной форме о том, чего не знаешь наверняка.

• Если ты стесняешься нецеломудренных и грубых мыслей о ближних, то Бог никогда не посрамит твое слово, обращенное к ближним.

• При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен (Притч. 10:19).

• Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою (Притч. 13:3).

• Многоглаголание есть седалище тщеславия (прп. Иоанн Лествичник).

• Безрассудный болтун как барабан: гремит из всех сил, а внутри пуст (прп. Исайя Отшельник).

• Не тот разумен, кто говорит, но тот, кто знает время, когда должно говорить. В разуме молчи и в разуме говори; прежде, нежели начнешь говорить, обсуди, что должно говорить; говори одно нужное и должное (прп. Исайя От­шельник).

• Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему (Притч. 18:14).

• Береги чистоту совести, ибо с совестью сопряжен и дар слова.

• Сказав благое слово, не тщеславься, но от сердца благодари Создателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: