Подбор дежурных для консультативной службы

Подбор дежурных для службы приходского консультирования. Личностные качества, уровень воцерковленности, духовный уровень (знания и образ жизни). Обязательное благословение духовника

Дежурными могут быть миряне из числа благочестивых прихожан это­го же храма, имеющих благословение священника, закончивших обучение в воскресной школе или на миссионерских, катехизаторских, богословских курсах, прошедших испытания, собеседования. Они должны иметь доста­точный опыт церковной жизни, обладать соответствующими личностны­ми качествами и навыком общения. <

Желательно привлекать к деятельности приходской консультативной службы мужчин, но это не всегда возможно. Поэтому большинство уча­ствующих в работе консультативной службы — женщины, и у некоторых может возникнуть вопрос: как женщины могут учить в храме, если у апо­стола написано: «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им гово­рить» (1 Кор.14:34)?

Апостол не устанавливает здесь общецерковное правило, а говорит о частном случае. Из предшествующих этому стиху слов можно понять, что в собраниях коринфян были нестроения, возможно, причина исходила от женщин. А то, что женщина может говорить в Церкви, но не с церковно­го амвона, как проповедник, а как откликающаяся на просьбы вопрошаю­щих, оказывая помощь немощным, подтверждают другие места в этом же Послании святого апостола Павла.

Уже в I веке в Церкви были диаконисы. В Послании к Римлянам апо­стол Павел упоминает диаконису Фиву (Рим. 16:1,2). Беседами они настав­ляли женщин, готовящихся к принятию крещения, учили их и помогали епископу при крещении.

Современные христианки, несущие послушание по приходскому кон­сультированию, поставлены ориентировать несведущих и разъяснять, а не учить. Их задача лишь отвечать на вопросы тех, кто делает первые шаги в православном храме, то есть поделиться своим церковным опытом и зна­ниями, полученными при обучении катехизаторскому делу, чтобы эти знания не стали талантом, закопанным в землю.

Не следует привлекать к консультированию слишком молодых прихо­жан. Могут быть исключения, но всегда нужен внимательный и индивиду­альный подход.

Внешний вид и культура общения

Благочестие и благонравие. Основные принципы общения. Само­контроль и самокритика

Внешний вид дежурного должен соответствовать православной тра­диции. На дежурном не должно быть яркой, разноцветной одежды. Надо всегда помнить, что храм — это дом молитвы, и вести себя в нем надо по­добающим образом.

Главное качество дежурного консультанта — доброжелательность по отношению к каждому человеку, приходящему в храм. Не должно быть равнодушного отношения к людям. К каждому человеку, обращающемуся с вопросом, надо проявлять уважение, независимо от серьезности и глу­бины вопроса. Нежелательно, чтобы дежурный службы приходского кон­сультирования отвечал на вопросы, сидя на стуле (за исключением имею­щих физические недуги).

Прежде всего, нужно понять, что за человек пришел в храм, с какой целью, нуждается ли он в помощи и в какой именно. Для этого надо дать человеку возможность высказаться, и внимательно его выслушать.

При общении с людьми консультант должен быть терпеливым, чутким, внимательным, тактичным, не допускать употребления резких, некоррект­ных слов: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29). Беседу следует вести ясно и вразумительно. Постараться помочь человеку в его нуждах, утешить в скорби, по возможности полно ответить на недоумен­ные вопросы.

В общении с людьми не должно быть навязчивости, нельзя предла­гать свои «услуги» тому, кто не настроен на общение. Если дежурный консультант видит, что человек стоит перед иконой погруженный в себя и ни о чем не спрашивает, не надо в этот момент мешать ему: не убирать с подсвечника перед этой иконой огарки свечей, не пытаться начать раз­говор, не подсказывать ему, кто изображен на иконе или как правильно креститься. Пусть он побудет наедине с тем, к кому мысленно и сердечно в этот момент обращается.

Нельзя забывать, что каждый человек имеет Богом данную ему свободу. У каждого человека свой путь к Богу и свое время пути. За внешне непра­вильными действиями может стоять искреннее движение души.

Ни в коем случае нельзя ни с кем спорить, доказывая свою правоту. «Не­мощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим.14:1). Надо просто ин­формировать людей, делиться знаниями по интересующим их вопросам, а делать выводы предоставить им самим. Не надо пытаться мгновенно об­ратить человека на церковный образ жизни.

В случаях, когда люди, зашедшие в храм, имеют неподобающий внеш­ний вид (в шортах, в коротких юбках, полуобнаженные) стараться делать замечания тактично, спокойно, без осуждения, раздражения и высокоме­рия в тоне. Если не удается сдерживать раздражение и сохранять спокой­ствие, то лучше вообще воздержаться от замечаний. «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:31,32). Важно никого не отпугнуть, не создать не­гативного впечатления от посещения храма, может быть, впервые в жизни. Господь сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37) и дежурный консультант не должен кого-либо прогонять из храма. Увидев, как выгля­дит большинство людей в храме, неподобающе одетый человек сам будет ощущать неловкость. И, вполне возможно, что в следующий раз его внеш­ний вид будет другим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: