Глава 34. Преступления против мира и безопасности человечества

Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

1. Объектом данного преступления является мирное сосуществование между государствами как отношения между народами, связанные с недопустимостью планирования, подготовки и развязывания вооруженной агрессивной войны как средства решения возникающих конфликтов. Комментируемая норма состоит из двух самостоятельных составов преступления: 1) планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны и 2) ведение агрессивной войны. Лигой Наций в 1923 г. агрессивная война была объявлена международным преступлением. Агрессия в международном уголовном праве определяется как применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.

2. Война представляет собой организованную вооруженную борьбу между народами, социальными группами, в процессе которой стороны прибегают к крайним методам воздействия друг на друга, путем применения вооруженных сил, дополняя их введением экономических санкций, политических и идеологических средств борьбы.

3. Резолюция 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. рассматривает агрессию как применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, несовместимое с Уставом ООН. Поэтому война с точки зрения международного права признается агрессивной, если она выразилась в применении в нарушение Устава ООН государством вооруженной силы первым против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа. Примером тому является агрессия Организации Североатлантического договора (НАТО) в отношении Союзной Республики Югославия, основанием начала которой явилось решение генерального секретаря НАТО X. Солана, отдавшего приказ 24 марта 1999 г. о начале военных действий против Союзной Республики Югославия. Данная агрессия явилась геноцидом в отношении народов Балканского полуострова, который длился 70 дней, доказав тем самым факт совершения преступлений против мира и безопасности человечества (см.: постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 17 июня 1999 г. N 4137-П ГД // СЗ РФ. 1999. N 27. ст. 3277).

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК, выражена в совершении действий, направленных на планирование, подготовку и развязывание агрессивной войны. Состав формальный, и преступление считается оконченным с момента совершения указанных в законе действий. Согласно резолюции XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. "Определение агрессии" противоправными являются следующие виды преступных действий: а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; б) военная оккупация вне зависимости от продолжительности (временная, длительная), причиной которой является вооруженное вторжение; в) аннексия территории другого государства либо его части; г) бомбардировка, применение любого другого оружия против территории другого государства; д) блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого; е) нападение вооруженными государствами на сухопутные, морские или воздушные силы или морской или воздушный флот другого государства; ж) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных соглашением; з) продолжение пребывания вооруженных сил на такой территории по прекращении действия соглашения; и) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; к) засылка государством или от его имени вооруженных банд, групп и регулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства.

5. Планирование агрессивной войны - это разработка планов военного и материально-технического характера, проведение отдельных вооруженных операций, составление мобилизационных планов, подготовка предложений о задачах вооруженным силам для нападения, ведение разведывательной деятельности, материально-техническое и иное ресурсное обеспечение, дислокация воинских формирований в регионе предполагаемых военных действий.

Под развязыванием войны понимается осуществление тех или иных акций дипломатического или военного характера, создающих повод и оправдание для начала военных действий агрессивного характера.

6. Развязывание агрессивной войны - это уже реальные действия, направленные на оправдание факта агрессии, которые непосредственно предшествуют полномасштабным военным действиям: вооруженные провокации, захват заложников и иные акты агрессивного поведения.

7. Субъективная сторона преступлений характеризуется виной в форме прямого умысла, при котором лицо осознает, что планирует, подготавливает либо развязывает агрессивную войну, и желает совершать указанные действия.

8. Субъект преступления - общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Как правило, в качестве субъекта данного преступления выступают представители государственной, политической, военной, военно-промышленной элиты, по указаниям и приказам которых развязывается агрессивная война.

Статья 354. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

1. Объектом данного состава преступления является мирная жизнь людей на всей планете. Степень общественной опасности призывов к развязыванию агрессивной войны характеризуется созданием в обществе, органах власти атмосферы оправдания такого развязывания, поддержка этого состояния со стороны должностных лиц, от которых зависит принятие решения об объявлении войны.

2. Объективная сторона характеризуется в основном активной формой преступного поведения, что выражается в устных или письменных обращениях к обществу о необходимости начала ведения войны против другого государства, призывах, исходящих от различных лиц или группы лиц, в том числе высших должностных лиц государства, о желании начать военные действия.

3. Преступление по конструкции объективной стороны относится к числу деяний с формальным составом и считается оконченным с момента любого устного выступления лица, обращения перед группой людей на собрании, конференции, рассылки почтовыми отправлениями, массовой раздачи обращений, документов.

4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, при котором виновный осознает общественную опасность совершаемых им действий по осуществлению публичных призывов к развязыванию агрессивной войны и желает их совершения. Мотивы при этом могут быть самыми различными: национальные, религиозные распри, месть, корысть и др., они не влияют на квалификацию, но могут быть учтены при назначении наказания.

5. Субъект преступления - любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицирующими признаками в ч. 2 данного состава являются способ совершения преступления, связанный с использованием средств массовой информации, и совершение преступления специальным субъектом - лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Федерации (см. комментарий к ст. 285 УК).

К средствам массовой информации относятся печатные и электронные издания, которые публикуют материалы и осуществляют передачи в целях обоснования необходимости ведения агрессивной войны. Под средствами массовой информации согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 (ред. от 28.07.2012) "О средствах массовой информации" (БВС РФ. 1992. N 7. ст. 300) понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Статья 355. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения

1. Объектом этого преступления являются международные отношения в сфере оборота химического, биологического, ядерного и иных видов оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации.

2. К предмету данного преступления относится оружие, которое международным законодательством рассматривается в качестве оружия массового поражения, действующее неизбирательно путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое, бактериологическое оружие, токсичное и любое другое оружие, разрабатываемое для будущего и обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия, способного причинить смерть многим людям либо вред их здоровью.

Химическое оружие - это отравляющие вещества, а также средства их доставки и применения: ракеты, снаряды, мины и другие заряды в виде химических веществ. В 1925 г. Женевский протокол запретил применение химического оружия, основанием для этого послужило его применение в Первой мировой войне германской армией.

В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. к токсинному оружию относятся ядовитые белковые или полипептидные вещества, продукты обмена веществ ряда микроорганизмов, а также некоторые ядовитые животные, пресмыкающиеся, растения, способные вызвать заболевание или гибель животных и человека.

Ядерное оружие представляет собой ядерные боеприпасы, средства их доставки к цели и средства управления. Поражающее воздействие оказывают образующаяся при взрыве ударная волна, световое облучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение. Типы такого оружия - ядерное, термоядерное и нейтронное. По инициативе СССР в 1982 г. было принято в одностороннем порядке обязательство о неприменении ядерного оружия первым.

3. По инициативе Генеральной Ассамблеи ООН Международный суд принял 8 июля 1996 г. консультативное заключение о незаконности угрозы ядерным оружием и его применения в принципе, фактически, не отрицая его применение при наличии угрозы ядерным оружием для самообороны и защиты государства. По этой причине положение ст. 355 УК имеет юридическую силу при наличии запрета, установленного международным договором Российской Федерации. Ныне такого договора, вступившего в законную силу, не существует, и потому постановка вопроса о противоправности угрозы и применения ядерного оружия неактуальна.

4. Перечень видов оружия массового поражения не является исчерпывающим, поскольку развитие вооружений не стоит на месте и способствует появлению его новых видов. К их числу относится оружие с неизбирательным поражением гражданского населения и гражданских объектов, оружие геофизической войны (преднамеренное управление природными процессами, вызывающее ураганы, землетрясение, выпадение осадков в виде дождя или снега), взрывчатые и зажигательные пули, наносящие чрезмерные повреждения.

5. Объективная сторона данного преступления характеризуется следующими действиями: а) разработка; б) производство; в) накопление; г) приобретение или д) сбыт оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. Согласно резолюции и решению Генеральной Ассамблеи ООН, принятым на XXII сессии (Нью-Йорк, 1968 г.), к оружию массового уничтожения (поражения) относится такое, которое "действует путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое или бактериологическое оружие и любое иное оружие, которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия".

Разработка направлена на теоретическое обоснование и проведение исследовательской работы, результатом которой является создание конкретного вида оружия. Производство оружия массового поражения представляет собой действия, направленные на его промышленный выпуск. Накопление означает создание соответствующих запасов оружия массового поражения. Приобретение оружия массового поражения предполагает любые пути и средства завладения им: покупка, кража, дарение, обмен, присвоение и пр. Сбыт - отчуждение предметов преступления во владение других лиц: продажа, обмен, дарение.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, когда лицо осознает общественную опасность совершаемого им деяния и создание реальной угрозы безопасности мира и человечества, и желает создать эту угрозу.

7. Субъект преступления - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое.

8. Приобретение или сбыт оружия массового поражения как международное военное преступление следует отличать от преступления, предусмотренного ст. 189 УК "Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники". Родовым объектом данного преступления являются интересы экономической деятельности, причиняя вред которым виновный не преследует цели использования его в вооруженных конфликтах.

Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны

1. В международном праве, в частности в Гаагской конвенции 1907 г. "О законах и обычаях сухопутной войны", содержится прямой запрет на использование опасных методов ведения войны, включая бесчеловечное обращение с военнопленными, применение отравляющего оружия, неправильное использование флагов о перемирии и т.п. Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. "О защите гражданского населения во время войны" относит к числу преступных военные преступления, совершенные в вооруженном конфликте, как международного, так и внутригосударственного характера.

2. Объектом преступления признаются международные правоотношения в сфере соблюдения правил ведения войны или разрешения вооруженных конфликтов.

3. Объективная сторона преступления характеризуется деянием в следующих формах: а) жестокое обращение с военнопленными; б) жестокое обращение с гражданским населением; в) депортация гражданского населения; г) разграбление национального богатства на оккупированной территории; д) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.

4. Согласно ст. 4 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. "Об обращении с военнопленными" к военнопленным отнесены лица, попавшие во власть неприятеля: 1) принадлежащие к личному составу вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольных отрядов, находящихся в составе вооруженных сил; 2) личный состав других ополченческих и добровольных отрядов сторон, находящихся в конфликте и действующих на собственной территории или вне ее при определенных, прямо в Конвенции зафиксированных, условиях; 3) лица, следующие за вооруженными силами, но в них не входящие (военные корреспонденты); 4) члены экипажа судов авиации и торгового флота; 5) население неоккупированной территории, которое борется с оружием для сопротивления, не успев сформироваться в регулярные войска, если они открыто носят оружие; 6) а также другие перечисленные в ст. 4 Конвенции лица.

5. Жестокое обращение предполагает причинение физического вреда потерпевшим, террористические акты и захват заложников, пытки, проведение биологических опытов, наказание без суда, репрессии. Посягательство на честь и достоинство, нарушение семейных, религиозных и иных прав без физического насилия состава данного преступления не образует. Депортация гражданского населения - это изгнание, высылка, ссылка. Разграбление национального имущества на оккупированной территории - вывоз за пределы оккупированной территории во время международного вооруженного конфликта культурных, исторических, археологических, материальных ценностей. К национальному имуществу относятся культурные ценности: а) ценности, движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа (памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов); б) здания с назначением сохранения или экспонирования движимых культурных ценностей, в частности, музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов; в) центры сосредоточения культурных ценностей. В соответствии со ст. 11 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, от 14 ноября 1970 г. считаются "незаконными принудительный вывоз и передача права собственности на культурные ценности, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой". Оккупированной признается территория, неправомерно занятая государством-агрессором или являющимся стороной международного вооруженного конфликта. Применение в вооруженных конфликтах средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, означает все иные нарушения международных правил ведения войны. К таковым относятся: наказания военнопленных за деяния, не признаваемые преступлениями в его государстве, принудительный труд на военных заводах, принуждение к службе в армии.

6. Важным признаком военных преступлений является указание в ст. 356 УК на то, что незаконные средства и методы разрешения международных вооруженных конфликтов должны быть запрещены международным договором Российской Федерации. Женевские конвенции о защите жертв войны (ратифицированы СССР в 1954 г.) и два Дополнительных протокола к ним (ратифицированы СССР в 1989 г.) в полном объеме являются международными договорами Российской Федерации.

7. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, конкретизированной и не конкретизированной, определенной и неопределенной. Предвидение фактической величины ущерба, как правило (что характерно для большинства международных преступлений), не конкретизировано.

8. Субъект преступления - общий, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Как показывают процессы над главными военными преступниками Второй мировой войны и деятельность международных трибуналов, образованных для суда над военными преступниками по бывшей Югославии и Руанде, практика, по существу, идет по пути привлечения к ответственности в основном высших государственных и военных деятелей.

9. Квалифицирующим видом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 356 УК, является хотя бы одноразовое применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором (см. комментарий к ст. 355 УК).

Статья 357. Геноцид

1. Состав геноцида раскрывает Конвенция 1948 г. "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него" (Ведомости ВС СССР. 1954. N 12) и включает в себя действия, совершенные с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: а) убийство членов такой группы; б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное их физическое уничтожение; г) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

2. В УК РФ состав геноцида строго соответствует данной международной Конвенции. Четко и исчерпывающе перечислены четыре группы населения, против которых нацелен геноцид, - национальная, этническая, расовая или религиозная. Между тем в законодательстве ряда других государств состав геноцида расширен за счет увеличения количества групп - пострадавших от геноцида и с несколько иным содержанием умысла.

3. Термин "геноцид" происходит от латинского "gens" (род, племя) и "ceadere" (убивать). Статья 1 Конвенции "О запрещении преступления геноцида и наказания за него" устанавливала, что геноцид, независимо от того, совершается он в мирное или военное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права и против которого государства-участники обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение.

4. Объектом геноцида являются основы человечества и человечности, т.е. международного обеспечения безопасности национальных, этнических, расовых, религиозных групп.

Потерпевшими от геноцида выступают не отдельные лица, члены групп, а сами названные группы в целом, на уничтожение которых нацелено это преступление.

5. Объективная сторона преступления сформулирована как действия, направленные на полное либо частичное физическое уничтожение указанных групп, их потомства на стадии деторождения. Состав сконструирован как формально-материальный. Наступление тяжких последствий входит в состав геноцида и отягчает ответственность за него в пределах санкции.

6. В законе дан исчерпывающий перечень способов уничтожения групп. Ими являются: а) убийство членов группы; б) причинение тяжкого вреда их здоровью, под которым Конвенция понимает причинение собственно тяжкого вреда здоровью или причинение вреда средней тяжести, а также умственное расстройство потерпевших; в) насильственное воспрепятствование деторождению, которое может осуществляться в различных формах (генная инженерия, принудительная стерилизация, кастрация, насильственная контрацепция и пр.); г) принудительная передача детей из одной человеческой группы в другую; д) насильственное переселение как разновидность создания условий, рассчитанных на полное или частичное уничтожение группы; е) иное создание условий жизни групп, которые рассчитаны на их уничтожение: экономическая блокада, умышленное создание обстановки экологического бедствия, заражение компонентов экосистемы.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется в форме прямого умысла, при котором виновный осознает характер совершаемых им действий, предвидит наступление преступного результата и желает его наступления. В отношении конкретного причиненного вреда или объема угрозы его причинения, как правило, имеется не конкретизированный умысел. В вину вменяется фактически содеянное.

Обязательный элемент состава - цель: полное или частичное физическое уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой.

8. Субъект преступления общий - физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста 16 лет. Субъекты в возрасте от 14 до 16 лет несут ответственность за конкретные преступления - умышленное убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и иные преступления, за которые установлена наказуемость с 14 лет (см. ст. 20 УК).

9. К лицам, совершившим геноцид, сроки давности не применяются.

Статья 358. Экоцид

1. Экоцид по характеру и степени международной опасности близок к геноциду. Экоцид - буквально "убийство природы". Родственен ему биоцид - убийство всего живого на Земле. Впервые вопрос об установлении международно-правовой ответственности за экоцид был поставлен во время агрессии США против Северного Вьетнама. В мае 1977 г. была подписана Международная конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного воздействия средств ведения войны на природную среду. Экоцид (хотя первоначально без употребления данного термина) был объявлен международным преступлением против человечества.

2. Объект экоцида как здоровая основа безопасности человечества - природная среда обитания людей.

3. Предметом экоцида являются растительный и животный мир, водные ресурсы, земля, космическое пространство и другие компоненты экосистемы (биогеоценоза). В экосистеме компоненты, ее составляющие, связаны между собой обменом веществ и энергии.

4. Объективную сторону экоцида составляют: а) массовое уничтожение растительного мира; б) массовое уничтожение животного мира; в) отравление атмосферы; г) отравление водных ресурсов; д) иные действия, способные вызвать экологическую катастрофу. Состав сформулирован как формально-материальный.

5. Международная опасность экоцида заключается в создании им угрозы либо реальном причинении экологической катастрофы для двух или более стран. Такой катастрофой в экологическом праве признается остро неблагоприятная природная аномалия вследствие воздействия человеческой деятельности на внешнюю природную среду обитания людей.

6. Способы экоцида могут быть различными и как факультативные признаки на квалификацию не влияют. Экоцид может последовать из-за взрывов на ядерных объектах, атомных бомбардировок, исследовательской деятельности и др.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. При прямом умысле субъект осознает международную опасность своих действий (бездействия), посягая на природную среду обитания населения хотя бы двух государств, предвидит ущерб в виде уничтожения элементов экосистемы и желает этого. Мотивы для квалификации значения не имеют. При косвенном умысле субъект предвидит возможность наступления вредных последствий своих действий для окружающей среды как условия существования людей и сознательно допускает эти последствия либо безразлично относится к их наступлению. При формальном составе виновный действует исключительно с прямым умыслом.

8. Примером экоцида может служить "тактика выжженной земли", которую применяли американские агрессоры во Вьетнаме в 1970-1971 гг. В ходе массированных бомбардировок американской авиацией территории Вьетнама были сожжены леса, загрязнены химическими веществами водоемы, культурный слой земли навсегда либо надолго вышел из сферы хозяйственного использования. Вьетнамское население было заражено малоизвестными токсинами, первыми от которых погибли дети.

9. В гл. 26 УК "Экологические преступления" предусмотрена ответственность за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами, отходами, с биологическими агентами и токсинами, а также за загрязнение воды, земли и атмосферы. Они отличаются от экоцида по объекту и по признакам субъективной стороны.

10. Сроки давности на экоцид не распространяются.

Статья 359. Наемничество

1. В ч. 1 предусмотрена ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника и за его использование в вооруженном конфликте или в военных действиях.

2. Наемничество наносит ущерб мирному сотрудничеству государств, и поэтому ряд бывших союзных республик (Украина, Узбекистан) в 1995 г. приняли норму об уголовной ответственности за наемничество. В международном праве Дополнительные протоколы от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, "О защите жертв войны" (Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 2001) признали, что наемник не имеет прав законного комбатанта, а является военным преступником и подлежит уголовному наказанию. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. сформулировала самостоятельный состав наемничества.

3. Объектом наемничества являются международные правоотношения в сфере использования регулярных вооруженных сил другого государства для межгосударственного вооруженного конфликта или военных действий.

Устав ООН категорически запрещает наемничество: "Каждое государство обязано воздерживаться от организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе и наемников, для вторжения на территорию другого государства".

4. Объективную сторону наемничества согласно ч. 1 ст. 359 УК составляют следующие альтернативные деяния: а) вербовка; б) обучение; в) финансирование или иное материальное обеспечение наемников; г) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Вербовка - это действия, направленные на заключение соглашения об оплачиваемом участии лица (наемника) в вооруженном межгосударственном конфликте или военных действиях. Она начинается с поиска кандидатов в наемники, психического воздействия на них (уговоры, шантаж, обещания и пр.) с целью вовлечения их в вооруженный конфликт и заканчивается заключением соглашения об этом в разной степени его юридической оформленности.

Обучение имеется в виду военное: передача необходимой образовательной информации, тренировка по обращению с оружием, ведению военных действий, элементам воинской дисциплины.

Финансирование или иное материальное обеспечение - выплата единовременных пособий наемнику, возможно, и семье, регулярная заработная плата, обеспечение обмундированием, жильем, питанием и другими материальными благами. Как правило, денежное вознаграждение наемников многократно превышает заработную плату солдат, офицеров и генералов регулярной армии.

5. Использование в вооруженных конфликтах или военных действиях предполагает вовлечение в непосредственное участие наемника в выполнение боевых заданий, связанных с вооруженным конфликтом или ведением военных действий. Использование наемника в других функциях, например, в мародерстве, насилии, ограблении, образует состав не наемничества, а самостоятельных преступлений: убийства, изнасилования, кражи, если они не подпадают под признаки состава "военные преступления".

6. Преступление считается оконченным с момента выполнения хотя бы одного из перечисленных действий. Наемничество может иметь место как в мирное, так и в военное время: в межгосударственных и во внутригосударственных конфликтах.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла: субъект осознает, что занимается вербовкой, обучением, финансированием наемника, и желает этого.

8. Субъект преступления по ч. 1 ст. 359 УК общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

9. В качестве квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 359 УК названы: а) использование виновным своего служебного положения и б) совершение деяния в отношении несовершеннолетнего.

Квалифицирующий элемент наемничества - использование служебного положения - охватывает сферы как должностной, так и более широкой служебной деятельности. Она может быть связана с военной службой вербовщика. Например, работники военкоматов вербуют демобилизованных из армии лиц для участия в вооруженных конфликтах за рубежом. Несовершеннолетние, потерпевшие от наемничества, - это лица, не достигшие 18-летнего возраста к моменту их вербовки и иных наемнических действий.

10. В ч. 3 ст. 359 УК предусмотрен самостоятельный состав преступления. В этом случае наемник является субъектом преступления, который несет ответственность за участие в вооруженном конфликте или военных действиях.

Участие может выражаться путем нахождения в рядах военных подразделений комбатантов сторон конфликта, в выполнении боевых заданий, наконец, в индивидуально-инициативном поражении противника.

Субъективная сторона преступления и со стороны вербовщика, и со стороны наемника содержит прямой умысел, при котором виновный осознает общественную опасность наемничества и желает его совершать.

Субъект (ч. 3 ст. 359 УК) преступления специальный, поскольку таковым может быть лицо, участвующее в военном конфликте в роли наемника.

11. Исходя из содержания примечания к ст. 359 УК, наемником является лицо, которое: 1) не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях; 2) постоянно проживает на территории участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях государства. Таким образом, наемником может быть гражданин, не являющийся законным комбатантом, который по своей инициативе, в группе либо индивидуально, на добровольных, но оплачиваемых началах участвует в вооруженном международном конфликте или военных действиях.

Статья 360. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой

1. Указанные в данной статье виды нападений нацелены на провокацию войны или осложнение международных отношений. Преступления против лиц, пользующихся международной защитой, считаются также проявлением международного терроризма. Выделение его в самостоятельный состав обусловлено особым статусом дипломатов и других лиц, пользующихся международной защитой. Чаще всего его совершают разного рода экстремистские группировки для давления на правительство, например, с целью освобождения заключенных, обмена дипломатов на то или иное арестованное лицо и т.д.

2. Запрет данного преступления содержится в Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. (вступила в силу в СССР 20 февраля 1977 г.) и в Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г.

3. Объект преступления - международный дипломатический правопорядок, обеспечивающий мирное сотрудничество государств.

4. Предмет и потерпевший - обязательные элементы состава. Потерпевший - это лицо, пользующееся международной защитой. К лицам, пользующимся международной защитой, относятся: 1) глава государства, в том числе каждый член коллегиального органа, выполняющего функции главы государства согласно конституции соответствующего государства, глава правительства или министр иностранных дел, находящийся в иностранном государстве, а также сопровождающие его члены семьи; 2) любой представитель или иной агент межправительственной международной организации, который во время, когда против него, его официальных помещений, его жилого помещения или его транспортных средств было совершено преступление, и в месте совершения такого преступления имеет право в соответствии с международным правом на специальную защиту от любого нападения на его личность, свободу и достоинство. Также охраняются проживающие с ним члены его семьи. Ограничений по возрасту последних, в отличие от дипломатического иммунитета, Конвенция не содержит.

5. Представители иностранного государства - это иностранные граждане, которые обладают правом представлять свое государство вовне, выступая от его имени. Сотрудниками, пользующимися международной защитой, являются также работники дипломатических служб, консультанты и др.

Предмет преступления в виде помещений, жилища, транспортного средства должен иметь статус официального, и нападение на него должно преследовать цель психической угрозы или физического насилия для провокации войны или осложнения международных отношений.

6. Объективная сторона преступления выражается в нападении на лиц, помещения и транспорт, которые пользуются международной защитой. Нападение - это физическое или психическое (угроза) воздействие на потерпевшего. Физический вред может выражаться в причинении вреда здоровью различной степени тяжести вплоть до умышленного причинения тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (ст. 111 УК).

7. Конвенция 1973 г. к преступлениям против лиц, пользующихся международной защитой, относит: а) убийства, похищение или другие нападения на личность или свободу лица, пользующегося международной защитой; б) насильственное нападение на официальное помещение или транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, которое может угрожать личности или свободе последнего; в) угрозу такого нападения; г) попытки любого такого нападения; д) действия в качестве соучастника любого такого нападения. Виновное лицо осуждается по национальному уголовному законодательству либо выдается заинтересованному государству или межправительственной международной организации, агентом либо любым должностным лицом которого является потерпевший, пользующийся международной защитой согласно общепринятому международному принципу "или выдай, или суди".

8. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. По ч. 1 комментируемой статьи мотив и цель не имеют значения для квалификации, но могут учитываться при назначении наказания. По ч. 2 обязательным признаком субъективной стороны является цель - намерение виновного спровоцировать войну или осложнить международные отношения.

9. Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. За умышленное убийство и причиненный тяжкий вред здоровью во время нападения субъектов в возрасте от 14 до 16 лет они привлекаются к ответственности по конкретным статьям Особенной части УК в соответствии со ст. 20 УК.

10. За это и другие преступления против мира и безопасности человечества не действуют сроки давности.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) В редакции Федеральных законов от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ и от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ.

*(2) В литературных источниках высказывалось мнение о том, что приготовление является по существу началом осуществления преступного замысла, а не началом совершения преступления. См.: Родин М.П. Разграничение приготовления к преступлению и покушения на него // Следователь. 1999. N 1. С. 13. По нашему мнению, такой подход не имеет практического значения.

*(3) Покушение в теории и на практике принято делить на неоконченное и оконченное. При оконченном виновный выполнил все зависящие от него действия для завершения преступления (заложил мину с часовым механизмом и привел в действие часовой механизм), но преступные последствия не наступили по причинам, не зависящим от воли виновного (часовой механизм остановлен до взрыва или оказался неисправным).

*(4) Борзенков Г.Н. Указ. соч. С. 80.

*(5) URL: http://dokument.kremlin.ru/images/3/04.png/040987016.png.

*(6) www.mosuruslugi.ru/articles/articles/215/.

*(7) См.: Постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".

*(8) Эти растения включены в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 N 934 (ред. от 01.10.2012) "Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры".

*(9) См.: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.11.2012) // СЗ РФ. 1996. N 7. ст. 145; Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.07.2012) "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. N 21. ст. 1930.

*(10) См.: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.11.2012) // СЗ РФ. 1996. N 7. ст. 145.

*(11) См.: Рябчук В.Н. Государственная измена и шпионаж. СПБ.: Юридический центр Пресс, 2007. С. 693.

*(12) См.: Кокорин А.А. Идеология: хрестоматийные заметки. М., 2007. С. 25.

*(13) Под идеологией понимается система взглядов, идей, выражающих главные, коренные интересы определенных социальных групп (См.: Кокорин А.А. Указ. соч. С. 24).

*(14) В юридической литературе высказывается мнение о том, что разглашение государственной тайны может быть только при умышленной форме вины (см. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Юрайт, 2004. С. 867). Происходит оно из-за редакционной и смысловой неточности в понимании ч. 2 ст. 24 УК, что требует законодательной коррекции или руководящего разъяснения Пленума Верховного суда РФ.

*(15) Пробелом в сохранности государственной тайны является отсутствие нормы о ее незаконном получении при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа // Российская газета. 2008. 10 июля.

*(16) Например, если сейф, в который проникли преступники, хотя оказался неопечатанным, но изъятие документов произошло путем вырезки окна в нем автогенным аппаратом, - налицо отсутствие причинной связи, а следовательно, оснований для квалификации по ст. 284 УК.

*(17) Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. ст. 1792; 1993. N 17. ст. 606; СЗ РФ. 1995. N 26. ст. 2399; и др.

*(18) Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1998. N 51. ст. 6270; и др.

*(19) Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2002. N 11. ст. 1022; и др.

*(20) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). ст. 4921; и др.

*(21) Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2002. N 46. ст. 4532; 2003. N 27 (ч. I). ст. 2700; 2004. N 24. ст. 2335; N 31. ст. 3230; N 45. ст. 4377.

*(22) Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2002. N 30. ст. 3012.

*(23) Закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 8. ст. 366; СЗ РФ. 1995. N 47. ст. 4472; 1999. N 7. ст. 878; N 47. ст. 5620; 2000. N 2. ст. 140; 2001. N 1 (ч. I). ст. 2; и др.

*(24) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с последующими изменениями и дополнениями) (ч. 1 ст. 4) // СЗ РФ. 1997. N 30. ст. 3591; и др.

*(25) Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1995. N 29. ст. 2759; и др.

*(26) См., например: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 1. С. 11, 12; 2004. N 9. С. 17, 18.

*(27) Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1995. N 17. ст. 1455; и др.

*(28) Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" // СЗ РФ. 2004. N 34. ст. 3534.

*(29) Статья 5 Федерального закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1990. N 27. ст. 357; и др.

*(30) Статья 24 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 33. ст. 1316 (в ред. от 5 апреля 2010 г.).

*(31) Статья 12 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // СЗ РФ. 1995. N 29. ст. 2759 (в ред. от 27 сентября 2009 г.).

*(32) Статья 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

*(33) Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 18.07.1998 N 110-ФЗ, от 24.06.1999 N 118-ФЗ, от 10.01.2003 N 7-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N 34. ст. 4029; и др.

*(34) См.: Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 "О вопросах федеральной миграционной службы" и утвержденное этим постановлением Положение о федеральной миграционной службе.

*(35) Российская газета. 2002. 5 июня.

*(36) Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (в ред. от 25.09.1999 N 1091, от 05.01.2001 N 7, от 22.01.2002 N 32, от 02.07.2003 N 392, от 23.01.2004 N 35) // СЗ РФ. 1997. N 28. ст. 3444; и др.

*(37) См.: ст. 12 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 18.07.1998 N 110-ФЗ, от 24.06.1999 N 118-ФЗ, от 10.01.2003 N 7-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N 34. ст. 4029; и др.

*(38) Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1508 "Об утверждении Положения о паспорте моряка" (в ред. от 08.07.2002 N 508) // СЗ РФ. 1997. N 49. ст. 5598; и др.

*(39) См.: Пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) (ред. от 19.07.2012) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 47. ст. 4531; и др.

*(40) Федеральный закон от 6 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля, 30 декабря 2002 г., 22 февраля, 30 июня, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 22 февраля, 22, 26 апреля 2004 г.) // СЗ РФ. 1998. N 13. ст. 1475; и др.

*(41) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" // СЗ РФ. 2004. N 23. ст. 2309.

*(42) Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (с изменениями от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. I). ст. 5021; 2002. N 28. ст. 2780; 2003. N 27 (ч. I). ст. 2696.

*(43) Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" (с изменениями от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. I). ст. 5020; 2002. N 28. ст. 2781; 2002. N 28. ст. 2782; 2003. N 27 (ч. I). ст. 2697.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: