Урок русского языка
Тема: Слова с непроизносимыми согласными.
Цель: Выяснить, какие согласные, считаются непроизносимыми. Создать условия для развития у учащихся умения распознавать в корне непроизносимые согласные
I. Организационный момент:
Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка
Исчезнет, боясь
Весёлой науки
И радостных глаз.
Учитесъ без скуки-
Как мы! В добрый час
Психологический настрой на работу
- Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).
- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).
- Голова хорошо (думает).
- Молодцы!
II. Актуализация опорных знаний.
(На доске записаны слова)
- Прочитайте слова
Гора -
Дуб -
Сердце –
- Рядом с каждым словом, запишите форму множественного числа и родственные слова. Отметьте орфограммы в корне слова. Подчеркните те слова, которые являются проверочными.
|
|
Проверка самостоятельной работы учащихся.
- Какие орфограммы в корне слов вам встретились?
- Как проверили их?
- А что скажите про третье слово?
III. Стадия вызова. Сообщение темы и цели урока.
Произнесите это слово как “говорим”
- Что обнаружили? (не произносится, исчезает согласный звук)
Как называется эта орфограмма, мы с вами узнаем, когда прочитаем текст из учебника (стр 115)
Чтение текста
- Как же называются согласные, которые не произносятся, исчезают?
- Так какая тема урока?
Слова с непроизносимыми согласными
- Как вы думает, любой согласный может считать непроизносимым?
Приём «Корзина идей»
- Запишите на листах бумаги как можно больше слов, предложений (можно и вопросительные) или выражений, связанных с понятием непроизносимые согласные. (1минута)
- Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос. (1 минута)
- Что у вас получилось? (зачитывание работы пар)
Сброс идей в корзину».
Учитель фиксирует реплики на доске. (Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими)
Примерные идеи: Не произносятся согласные Т,Д,Л
Непроизносимые согласные не произносятся, но пишутся
Их надо проверять
Подбирать однокоренные слова и форму множественного
числа
Место нахождение непроизносимых согласных
Пишутся в корне
На протяжении урока вы будете вносить свои дополнения и изменения в кластер, который находится у вас на партах.
IV. Стадия осмысления.
1. Самостоятельная работа
Сейчас мы с вами станем исследователями
- Исследуйте: при любом ли сочетании согласных один из них не произносится? (Вопрос, задание на доске)
|
|
Свистнул, сестра,прелестный, яростный, скрипка, сердце, повествование, наездник.
- Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочное слово.
Проверка:
- Какие слова с непроизносимыми согласными выписали? Почему?
- Какие согласные не произносятся?
- Как проверили? Почему?
- При любом ли сочетании согласных один из них не произносится?
Сделайте вывод
Найти ответы на свои вопросы в новом материале, вносите исправления и дополнения в кластер.