double arrow

ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

(«эзотерикос» - в переводе с греческого означает «тайный, скрытый, предназначенный только для посвященных».)

Данная парадигма возникла раньше всех остальных. Она была известна древним цивилизациям Египта, Вавилона, Индии, Америки. На ней основана школа Пифагора. Тибетские ламы, православные святые, старцы – носители духовных традиций, владели эзотерическими техниками, в большинстве своем скрытыми от непосвященных. Некоторые из эзотерических приемов отчасти известны нам по упражнениям аутотренинга, нейро-лингвистическому программированию, дыхательным методикам и др. Сегодня эта парадигма представлена в системе дианетики (Г.Хабард), в учении Муна и др.

Учитель—гуру общается с абсолютом (богом, всевышним разумом, творцом…), несущим истину. Затем Учитель—гуру транслирует эту истину, передавая её ученику.

Взаимоотношения между Учителем и Учеником в процессе обучения – «Объект—Объект». Учитель— объект, т.к. он только транслирует, передает то, что дает ему божественная сущность. Сам учитель не является источником знаний. Ребенок тоже – объект воздействия высшего разума, который влияет на него через учителя. Таким образом, в эзотерической парадигме сам человек становится основным органом информационного взаимодействия с Вселенной.

Это предусматривает полное добровольное подчинение наставнику. В эзотерической подготовке обязателен этап послушничества, во время которого в полном молчании Ученик обязан лишь стараться понять суть происходящего, не задавая вопросов, беспрекословно выполняя все указания Учителя.

Педагог, воспринимающий мир в эзотерическом измерении, исходит из того, что Истина неизменна и вечна. Учение—путь, ведущий к Истине, которой нельзя научить, к ней можно лишь приобщиться. Поэтому педагогический процесс в эзотерической парадигме – это не сообщение, как в научно-технократической парадигме, не общение, как в гуманистической парадигме, а приобщение к истине.

Истина уже существует и она неизменна, поэтому её не нужно доказывать, к ней можно лишь «прорваться» через откровение, в состоянии, определяемом по-разному: просветление, «эврика», выход в сверхсознание, инсайт (озарение). Вера — главный путь постижения истины. Здесь не требуется никаких доказательств, как в науке. Здесь задаются истины, в которые надо верить без всяких объяснений и доказательств.

В традициях эзотерической парадигмы идет работа по изменению «человеческого качества», извлечению природной сущности человека из-под покрова личности, сформированной с помощью социальных механизмов.

Цикл поиска и подготовки Ученика – это кропотливая «штучная работа», требующая многолетней постепенной перестройки внутренней природы человека. Учитель всегда сам выбирает себе ученика (и никогда не наоборот). Здесь особенно важна охранительная функция педагога—гуру, осуществляющего нравственную, физическую, психическую подготовку и развитие сущностных сил Ученика.

В эзотерической парадигме происходит «исчезновение» оценочного аспекта, т.к. исчезает объект оценки – личность. Растворяясь в других, она становится частью единого целого (соединяется с божественной сущностью). Критерии поведения перемещаются в область того, что принято называть общечеловеческими ценностями и что на самом деле выходит в сферу надчеловеческого, в область космической этики.

Чтобы лучше понять эзотерические системы воспитания и образования, советуем прочитать:

· Т.Лобсанг Рампа. Третий глаз. Лениздат, 1991.

· \и.Ефремов. Лезвие бритвы. – М., 1998./ главы «Тропа тьмы», «Сады Кашмира».

Задание:

1. Определите, какова цель образования в данной парадигме

2. Какова позиция педагога и ребенка в ходе взаимодействия

3. Что характерно для процесса обучения

4. Положительные и отрицательные стороны данной парадигмы

5. Изобразите данную парадигму своим символом



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: