Технократическая парадигма (научно-технократическая парадигма)

Данная парадигма сформировалась в условиях научно-технократической революции. В основе её лежит представление об истине, которая доказана конкретными науками и проверена практикой жизни.

Главная ценность в данной парадигме – точные знания.

Девиз образовательной системы и педагога – «знания – сила»! Критериями истинности знаний здесь является только практика.

В этой парадигме всегда существуют определенные эталоны, идеалы, нормативы, по которым сверяется уровень подготовки, образованности, воспитанности ученика. В этой парадигме любой результат может быть оценен в системе «правильно - неправильно», «знает – не знает», «воспитан – невоспитан» и т.д.

Ценность каждого ученика определяется по принципу: лучше—хуже, сильнее—слабее, больше—меньше знает. Поэтому в учебном заведении создается атмосфера состязательности, конкурентной борьбы. Неравенство воспроизводится и в системе «учитель—ученик», т.к. учитель всегда является носителем эталонного знания и поведения. Он – образец для подражания. Стиль взаимоотношения между педагогом и учеником – «Субъект—Объект».

Методики обучения и воспитания в данной парадигме могут быть различными, но смысл их общий: найти алгоритмы, которые позволили бы с наибольшей точностью «ввести» требуемое количество знаний в сознание ребенка и обеспечить наиболее точное и полное их воспроизведение. / Но, несмотря на все усилия педагога, утечка информации, её уменьшение и искажение неизбежны/.

Главное в этой парадигме – любовь к знаниям и к науке, а не к ребенку. Любовь к ребенку заменяется уважением к его личности и требовательностью.

Свобода ученика и педагога ограничена нормативами, образовательными стандартами. Равенства между ними как такового не существует. В этой парадигме изначально признается, что познавательные возможности разных людей различны.

Для определения уровня образованности и воспитанности используются экзамены, рейтинговые ряды, образовательные стандарты… Каждый ребенок проходит обязательную процедуру проверки на соответствие «нормативным ЗУН», при этом не учитываются индивидуальные особенности и возможности ученика. Образовательный стандарт ориентирован на «среднего ученика», усредненные показатели развития, соответствующие возрасту и уровню получаемого образования.

Положительным моментом научно-технократической парадигмы является множество продуктивных педагогических технологий и интересных форм учебной работы (Нр.: компьютерные игры, программирование, опорные конспекты…) Это помогает упорядочить сложные педагогические процессы. Педагогические системы, выстроенные на основе научно-технократической парадигмы имеют четкую преемственность и позволяют учащимся переходить, при условии усвоения учебной программы, из одного типа учебного заведения в другой для продолжения своего образования (школа—колледж—ВУЗ).

ЗАДАНИЕ:

1. Определите цель образовательного процесса в данной парадигме

2. Какова позиция педагога при взаимодействии с ребенком в данной парадигме

3. Перечислите, что характерно для педагогического процесса, выстроенного по принципам данной парадигмы.

4. Изобразите символом данную парадигму


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: