Индивидуальное консультирование подростков и старшеклассников

Спецификой консультирования подростков заключается в том, что эта аудитория крайне благоприятствует такой работе. Подростковая среда взывает к диалогу, и здесь консультант востребован, поле его работы широко. В теории психологической работы существует определенный стереотип: если консультирование начинается по инициативе психолога, ему придется бороться с негативной реакцией подростка, получив в свой адрес определенную порцию агрессии. Не рискну назвать существующее представление безосновательным мифом, но практика порой показывает иной результат. Довольно часто оказывается, что подросток ждет инициативы психолога (проходя мимо по коридору, задавая общие вопросы). Он ждет помощи, но часто не смеет ее попросить. Как уже говорилось выше, психолог в школе — лицо постоянное, включенное в сложную ткань внутренней атмосферы как взрослого, так и ученического коллектива. Он здесь «навсегда», он здесь работает: был вчера, есть сегодня, будет и завтра, и через год. А подростку, зачастую нагруженному далеко нелицеприятными переживаниями, придется потом смотреть ему в глаза. «Как это будет возможно? Ну кто же рассказывает такие вещи «своим»? Стыдно и страшно» — что-то подобное проносится в его голове. Стыдно: содержание переживаний зачастую пугает и самого подростка, а тут другой человек будет это знать. Страшно: «сегодня психолог (Елена Ивановна, Наташа — психологи обычно персонифицированы и вообще близки к ученикам) относится ко мне нормально, как ко всем, а когда узнает, что я такой — ужаснется, изменит отношение. К тому же, а вдруг он кому-нибудь расскажет или кто-нибудь из «наших» узнает?». Подросток так часто испытывает «бурю» чувств, что сам не понимает, где их начало, где конец. А о чем можно рассказать, когда сам не понимаешь «что болит». Независимо от того, ждал подросток инициативы или она оказалась для него неожиданной, он порой охотно вступает в контакт. Даже если подросток немногословен (хотя чаще охотно говорит о себе), то все равно понятно, что вы с ним в контакте. Кроме того, подростки зачастую с большим желанием посещают психолога, даже несколько бравируя этим перед друзьями и родными. Содержание его переживаний можно представить: ведь его заметили, ему уделяют внимание, с ним, именно с ним о нем самом и о других очень серьезных вещах беседует взрослый человек, да еще — психолог. Это дорогого стоит. О подростках кто-то грустно сказал: «Для него пусть лучше бьют — только замечают», а здесь выходит, что он «удостоен» пристального индивидуального внимания. Все равно подростки, особенно на первых этапах консультирования, о себе самом, о своей проблеме не говорят — «соскальзывают» на третьих лиц, жалуются.

Именно поэтому консультирование подростков подчинено определённым правилам:

1. Основа – методы разговорной терапии.

2. Исходить из психологических нормативных задач возраста: задача самоопределения в социальной, сексуальной и психологической сферах. Проблемы этого возраста чаще всего связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей:

- физиологической потребности, которая даёт импульс физической и сексуальной активности подростка;

- потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе:

- потребности в успехе и в проверке своих способностей:

- потребности независимости и эмансипации от семьи:

- потребности в привязанности:

- потребности в самореализации и развитии своего Я.

2. Суметь посмотреть на проблемную ситуацию глазами подростка.

3. При консультировании диады родитель – подросток вступают в действие особенности, характерные для консультирования супружеской пары.

4. Анализ случая через призму целостного жизненного пути личности; именно поэтому для анализа проблем подросткового возраста практически непригоден так называемый синдромный анализ типовых случаев, разработанный Венгером в психологическом консультировании родителей дошкольного и младшего школьного возраста.

5. Значительно большее внимание со стороны психолога к зарождающейся сексуальности.

Схема консультирования – общепринятая:

1. установление контакта.

2. запрос.

3. диагностическая беседа. Есть несколько вариантов её проведения:

3.1. Лучшее начало – проективные методы: «Несуществующее животное»

«Рисунок семьи»

«Семья животных» (в кого превратил волшебник твоих близких)

«Методика Гарднера»

3.2. Если подростка привели и разговорить его достаточно трудно – методические приёмы:

«Давай думать вместе»: если перед Вами пассивный подросток. «Давай вместе попробуем решит твою проблему. Готовых решений я не могу предложить, но у меня есть опыт. Может что-то подойдёт?».

«Психологический контакт»: с первых минут надо показать, что Вы видите перед собой, прежде всего, интересного собеседника, задав несколько нейтральных вопросов.

«Человечек»: если подросток сильно волнуется, психолог на листе рисует стилизованную фигуру и говорит: «Смотри, это твой ровесник. Зовут его, например, Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о конкретной ситуации. Тебе может быть придётся немного рассказать о нём. Так формируется ощущение «Мы».

«Зеркало»: когда подросток молчит («мать привела, вот пусть и рассказывает»). Имея уже некую информацию, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в основных чертах совпадает с ситуацией клиента. Важно, чтобы совпадал пол, возраст и индивидуальные основные особенности. Здесь школьник может спонтанно подключиться к истории: что-то добавить, исправить.

Чтобы подросток чувствовал себя на равных:

- не говорите слишком много и долго;

- не бойтесь делиться причинами своего плохого настроения;

- умейте держать паузу, то есть ждать и молчать, пока ученик сам найдёт подходящее слово;

- избегайте менторского тона;

- аргументировано отстаивайте свою точку зрения и выслушивайте доводы собеседника.

3.3. Если по ходу разговора возникла необходимость срочно что-либо узнать о клиенте,

методика «Самохарактеристика»

Методика «Полярных профилей»

Методика «Нарисуй своё настроение»

4. Интерпретация:психолог высказывает гипотезу, лучше используя метод «Анализ чужих проблем»: психолог сообщает подростку, что подобные трудности испытывают многие ребята; психолог предлагает проанализировать несколько реальных проблем и найти там причины трудностей.

5. Этап реориентации: здесь полезно использовать элементы сказкотерапии. Напимер, оказалолсь, что бесполезный на первый взгляд кот помог младшему сыну обрести любовь и успех. Какую пользу может принести подростку его трудная ситуация? В чём сделала сильным? Какие возможности открыла?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: