АБСТРАКЦИЯ – мысленное выделение какого-либо признака или предмета с целью его более детального изучения.
АВАНТАЖНЫЙ – производящий благоприятное впечатление, привлекательный человек.
АГРЕССИВНОСТЬ – черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным, к окружающему миру.
АДАПТАЦИЯ – приспособление органов чувств к действующим на них стимулам для их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки.
АДДИКЦИЯ – специфический уход от действительности в результате состояния опьянения от алкоголя, наркотиков, страстной увлеченности слушанием музыки, азартными играми, общением по Интернету и т.п.
АДЕКВАТНЫЙ – тождественный, вполне соответствующий.
АДЕКВАТНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ – стиль общения человека с людьми, который позволяет ему легко и быстро достигать поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и сохранять с ними хорошие отношения.
АКСЕЛЕРАЦИЯ – ускоренное физическое развитие детей, наблюдающееся в последние 100-150 лет, обусловленное целым рядом биологических и социальных факторов.
|
|
АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА – черты характера человека, которые у него чрезмерно развиты, явно преобладают над другими чертами характера и намного чаще, чем другие черты характера проявляются в его действиях и поступках.
АМБИВАЛЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ – двойственное, противоречивое, как положительное, так и отрицательное, отношение к человеку.
АНТИПАТИЯ – отрицательное отношение, явно выраженная неприязнь к человеку.
АНТИЦИПАЦИЯ – выражается в способности человека предвидеть будущие, предстоящие события.
АПАТИЯ – психологическое состояние человека, характеризующееся безразличием к самому себе, к происходящему вокруг него, сопровождающееся пониженной активностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.
АППЕРЦЕПЦИЯ – зависимость восприятия от прошлого опыта и знаний человека.
АРТЕФАКТ – феномен или эффект, привнесенный в эксперимент исследователем.
АРТТЕРАПИЯ – специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности.
АССЕРТИВНОСТЬ – способность человека отстаивать свои права, принимая во внимание права других.
АТТРАКЦИЯ – возникновение чувства привлекательности при восприятии человека человеком.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА – комплекс специальных упражнений, используемых человеком для управления собственными психологическими и физическими состояниями.
АФФЕКТЫ – сильные и относительно кратковременные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.
|
|
АФФИЛИАЦИЯ – потребность в общении, эмоциональных контактах, дружбе, любви, потребность быть принятым другими.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ – равнодушие, холодность человека к кому-либо или чему-либо, характеризующаяся отсутствием у него интереса, положительных или отрицательных реакций на соответствующий объект.
БЕЗУСЛОВНОЕ УВАЖЕНИЕ КЛИЕНТА – безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности.
БЕСЕДА – это общение двух равноправных участников, диалог как универсальный способ познания другого.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность психических явлений, неосознаваемых субъектом, но оказывающих влияние на его поведение.
БИБЛИОТЕРАПИЯ – форма психотерапевтического воздействия с использованием чтения специально подобранной литературы.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЧАСЫ – эндогенные генетически фиксированные ритмы, лежащие в основе способности организмов к измерению времени.
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ – вид терапии, базирующийся на использовании принципов научения, изменения поведения.
БЛАНК ОБСЛЕДОВАНИЯ – специальная форма фиксации результатов психодиагностического исследования.
ВАЛИДНОСТЬ – адекватность и действенность теста, критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства и репрезентативность диагностической процедуры.
ВЛАСТЬ – та область жизненного пространства, над которой индивид имеет контроль.
ВЛИЯНИЕ – процесс и результат изменения одним человеком поведения, намерений, взглядов, оценок другого человека, которое происходит в ходе взаимодействия с ним.
ВНУШЕНИЕ – воздействие на психику человека, в процессе которого у собеседника вызываются какие-либо представления.
ВОЛЯ – система психологических личностных свойств человека, проявляющихся в его умении преодолевать препятствия, достигать поставленные цели.
ВЫТЕСНЕНИЕ – забывание, вызванное бессознательной блокировкой пугающих или угрожающих мыслей или событий.
ГЕНЕЗИС – происхождение, возникновение; история закономерного развития.
ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ – один из видов гуманистической психотерапии, в основе которого связь между поведением и внутренними переживаниями индивида, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов.
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ряд направлений в психологии и психиатрии, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, аффективно-эмоциональных и интуитивных процессов, побуждений и мотивов в психической жизни и деятельности человека, в формировании его личности.
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – область практической психологии, совокупность психокоррекционных методик, рассчитанных на оказание коллективной психологической помощи клиентам, на работу психолога-консультанта сразу с группой клиентов.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в современной западной психологии, предметом изучений которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях.
ДЕБРИФИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – форма психологической интервенции, особым образом организованное обсуждение, которое проводится в группах людей, совместно переживших стрессогенное или трагическое событие.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.
ДЕЛОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - психологическое консультирование клиентов по вопросам делового характера, связанным с их работой, с деловыми взаимоотношениями с людьми.
ДЕПРЕССИЯ – состояние душевного расстройства и подавленности, при котором активность человека снижается.
ДЕПРИВАЦИЯ – эмоциональное состояние в результате потери, лишения.
|
|
ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ – психотерапевтический метод снятия страхов, основанный на классическом обуславливании; проводится поэтапно с постепенным нарастанием интенсивности стимульного воздействия.
ДЕСТРУКТИВНЫЙ – неэффективный, неплодотворный, разрушительный способ решения проблем.
ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психологического исследования.
ДИСКОМФОРТ – неудобное, неприятное психологическое состояние человека, вызывающее стойкие отрицательные эмоции.
ДОСТОВЕРНОСТЬ – защищенность теста от влияния на результаты стремления испытуемого изменить их в желательную сторону.
ДУШЕВНЫЕ БОЛЕЗНИ – заболевания, связанные с серьезными нарушениями в психике и поведении человека.
ЖАЛОБА КЛИЕНТА – адресованное консультанту выявление недовольства по поводу некоторых психологических трудностей, которые клиент хотел бы устранить, но не может сделать это самостоятельно.
ЖИЗНЕННЫЕ НЕУДАЧИ – неприятные случаи в жизни человека, которые он сам или окружающие его люди рассматривают как неудачи и по поводу которых данный человек тяжело переживает.
ЖИЗНЕННЫЙ ТОНУС – общее физическое и психологическое состояние человека, определяющее его настроение и активность.
ЖИТЕЙСКИЙ СОВЕТ – рекомендация, даваемая человеку не на научной основе, а на базе накопленного жизненного опыта или так называемого здравого смысла.
ЗАВИСИМОСТЬ – свойство характера или поведение, при котором человек теряет самоуважение, душевные силы, возникает угроза разрушения жизненного уклада, физического и душевного здоровья.
ЗАВЫШЕННЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ ЧЕЛОВЕКА – притязания на жизненные успехи, не вполне соответствующие реальным возможностям данного человека и его жизненным условиям.
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – вопросы, которые можно решить в процессе проведения психологического консультирования, его цели и конечные результаты.
|
|
ЗАПРОС – конкретизация формы помощи, ожидаемой от консультации.
ЗАРАЖЕНИЕ – передача эмоционального состояния от одного человека к другому.
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – ограждение индивидом своего сознания от травмирующих отрицательных переживаний, устранение психологического дискомфорта. Тревоги.
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ – жизненный или практический интеллект человека, его природные умственные способности, позволяющие ему решать возникающие жизненные задачи без специального обучения, на основе тех знаний, умений и навыков, которые он самостоятельно приобретает в процессе жизни.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – определяется теми возможностями ребенка, которые он реализовать самостоятельно без помощи взрослого в настоящий период еще не может, но которые благодаря сотрудничеству со взрослым будут его собственным достоянием в ближайшее время.
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых и использованием игр.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ – отождествление одного человека с другим.
ИЗМЕНЧИВОСТЬ НАСТРОЕНИЯ – непредсказуемость, трудная объяснимость изменений в настроении человека.
ИМАГОТЕРАПИЯ – психотерапевтический метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с терапевтической целью.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – склонность человека к слишком быстрым, недостаточно продуманным, чрезмерно эмоциональным реакциям на происходящее.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – сочетание свойств человека, отличающее его от других людей.
ИНСАЙТ – новое решение проблемы, проявляющееся внезапно после того, как субъект интегрирует информацию, имеющуюся в памяти и поступающую из окружающей среды.
ИНТЕЛЛЕКТ – совокупность общих умственных способностей человека.
ИНТЕРВЬЮ – метод психологического обследования, основанный на проведении личной беседы психолога с человеком, чью психологию и поведение он изучает.
ИНТЕРЕС – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ – превращение внешних действий с реальными материальными предметами во внутренние, с символами и понятиями.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – важный шаг в процессе консультирования, имеющий характер психологического воздействия и дающий клиенту возможность по иному увидеть и понять поведение свое и окружающих.
ИНТРОВЕРТ – тип личности, закрытый к внешним влияниям, склонной к самоанализу, интроспекции и отчуждению от контактов с другими людьми.
ИНТРОСПЕКЦИЯ – метод познания человеком психических явлений путем самонаблюдения.
ИНТУИЦИЯ – общая умственная способность человека, проявляющаяся в том, что без длительной подготовки, долгих, пространных и тщательно выверенных рассуждений он способен находить правильные решения задач, хорошо ориентироваться в непростых жизненных ситуациях.
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ – мышление, опирающееся не на логику, а на эмоции.
ИСПОВЕДЬ КЛИЕНТА – подробный рассказ клиента психологу-консультанту о своей проблеме, включая его ответы на вопросы, задаваемые в ходе исповеди психологом-консультантом.
КАРЬЕРА – результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
КАТАРСИС – душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.
КЛИЕНТ – человек, пользующийся услугами практического психолога, обратившийся к нему за помощью.
КЛИЕНТ - ЦЕНТРИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ – направление гуманистической терапии, разработанное К. Роджерсом, основанное на принятии и безусловном внимании к клиенту.
КОГНИТИВНЫЙ ДЕСОНАНС – противоречие, несогласованность в системе знаний, представлений человека или его отношений к себе, к миру, к другим людям.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в западной психологии, рассматривающее все психические процессы как опосредованные познавательными когнитивными факторами.
КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ – метод психотерапии, принимающий за основу лечения коррекцию нерациональности мышления.
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ – способности человека, которые проявляются в его общении с людьми.
КОМПЕНСАЦИЯ – способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других положительных качеств.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ – характеристика человека, выражающаяся в наличии у него знаний, умений и навыков, достаточных для решения какой-либо проблемы, занятий тем или иным видом деятельности.
КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей, переживаниями из-за этих недостатков.
КОМПЛЕКС ВИНЫ – необоснованное, слишком сильно выраженное у человека чувство вины, которое он переживает за себя и за других людей без должного на то основания.
КОМПЛЕКС ВРАЖДЕБНОСТИ – психологическое состояние, установка человека, при которой он необоснованно считает, что имеет право на враждебное отношение к другим людям.
КОМПЛЕКС ЗАЩИТЫ – психологическая установка, настрой человека на то, что окружающие люди представляют для него угрозу, враждебно относятся к нему, и поэтому он вынужден постоянно защищаться от их нападок.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений, навыков), сопровождаемое глубокими отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
КОМПЛЕКС ПРЕВОСХОДСТВА – не вполне обоснованная уверенность, установка человека на то, что он превосходит окружающих людей и что это якобы дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ – умения и навыки человека, проявляющиеся в его общении с людьми.
КОМПРОМИСС – согласие во мнениях, достигаемое между людьми в чем-либо за счет их взаимных уступок.
КОНГРУЭНТНОСТЬ – означает, что в межличностных отношениях консультант непринужденно и самобытно выражает свои переживания
КОННОТАЦИЯ – чувства, эмоции и ассоциации, вызванные тем или иным словом.
КОНТАКТ – такой уровень безопасности, принятия и доверия во взаимодействии с консультантом, который позволяет клиенту выразить то, что его беспокоит.
КОНФОРМНОСТЬ - внутреннее и внешнее согласие с воздействующей на индивида группой; внешнее согласие с группой вопреки внутренней позиции индивида.
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ АНАМНЕЗ – это совокупность сведений о клиенте психологической консультации, его жизни, психологических проблемах, с которыми тот сталкивается.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ – сведения, которые могут быть доступными только отдельным людям и которые должны содержаться в тайне от других людей.
КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ - трудно разрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА – профессиональная деятельность психолога, рассчитанная на практическое решение психологических проблем, с которыми в своей жизни столкнулся клиент.
КРЕАТИВНОСТЬ – характеристика полноценно функционирующего человека, способного продуцировать уникальные идеи, результаты и оригинальные способы решения проблем.
КУКЛОТЕРАПИЯ – частный метод арттерапии, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой.
ЛИЧНОСТЬ – понятие, обозначающее человека в совокупности тех его психологических качеств и свойств, которые являются достаточно устойчивыми и определяют его поведение.
ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА – консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ – персональная ценность чего-либо или кого-либо для данного человека как личности.
ЛОГОТЕРАПИЯ – направление психотерапии, основанное В. Франклом, основной задачей которого выступает помощь человеку в обретении смысла жизни.
ЛОКУС ЖАЛОБЫ – направленность жалобы на то, на что она ориентирована.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ – понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых, человек объясняет свое собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей.
МАГИЯ – волшебство, чародейство, колдовство; специальные действия и обряды, якобы влияющие на мир и человека сверхъестественным образом.
МАНИПУЛИРОВАНИЕ – способы воздействия на человека и его поведение с целью получения психологической или иной корыстной выгоды.
МАРГИНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ – человек, который по своей психологии и поведению не принадлежит полностью ни к одной социальной группе или культуре, занимая как бы промежуточное положение между ними.
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА – квалифицированный медицинский и одновременно психологический анализ какого-либо случая специалистами – медиками и психологами – для принятия научно обоснованных решений о том, связан или не связан данный случай с каким-либо заболеванием или не вполне нормальным состоянием человека, по психологии и поведению которого ставится диагноз.
МЕДИТАЦИЯ – специальные действия и особое психологическое состояние, проявляющееся в сосредоточенности внимания и сознания человека на его собственных ощущениях, в частности – на тех процессах, которые происходят внутри его тела.
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ – неосознаваемые индивидом способы избегания ситуаций, которые могут вызвать тревогу или привести к снижению самооценки.
МЕЧТЫ – фантазии, планы на будущее, представленные в воображении человека и мысленно реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система устоявшихся взглядов человека на то, что происходит с ним и вокруг него.
МИФ – выдумка, вымысел, ненаучное представление (особенно у древних народов) о явлениях природы, о человеке, о происхождении мира, о богах, о легендарных героях и т.п.
МНИТЕЛЬНОСТЬ – повышенная впечатлительность человека; податливость внушающему влиянию от полученных впечатлений и оценок, особенно тех, которые касаются его здоровья и благополучия.
МОТИВ – повод, внутренняя побудительная причина действия или поступка человека.
МОТИВАЦИЯ – процесс внутреннего управления поведением человека.
МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ – устойчивая черта характера, проявляющаяся в стремлении человека всегда и во всем добиваться успехов, особенно тогда, когда он соревнуется с другими людьми.
МОТИВ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ – черта характера, противоположная мотиву достижения успехов.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве терапевтического средства воздействия.
МЫШЛЕНИЕ – процесс познания, связанный с открытием нового знания, с решением задач и творческим преобразованием действительности.
НАДЕЖНОСТЬ – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных фаторов.
НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА – есть согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой.
НАМЕРЕНИЕ – сознательное желание, решимость, готовность что-либо сделать.
НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – состояние повышенной внутренней, эмоциональной напряженности человека, сопровождающееся неприятными мыслями, образами, а также чувством дискомфорта.
НАСТРОЕНИЕ – слабо выраженное эмоциональное состояние человека, существующее в течение длительного времени и определяющее его общий тонус.
НАУЧЕНИЕ – приобретение знаний, умений и навыков в результате обучения.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ – разнообразные средства общения, кроме речи и языка.
НЕВРАСТЕНИЯ – функциональное заболевание нервной системы человека, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, неспособности к длительному умственному и физическому напряжению.
НЕВРОСТИЧНОСТЬ – поведение человека, являющегося невротиком, т.е. страдающего неврозом.
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ – одно из направлений в современной практической психологии, психотерапии и психокоррекции.
НЕЙРОТИЗМ – свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ДЕТИ – такие дети, которые и психологически и своим поведением существенно отличаются от большинства других детей, требуют к себе особого подхода.
НЕРВНО-МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ – это система специальных упражнений для расслабления различных групп мышц.
НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ – принятое в данной группе людей или обществе в целом правило поведения, которому следует большинство.
ОБСЕССИИ – навязчивые и возникающие против воли человека мысли, воспоминания, сомнения, страхи, требующие психотерапевтического воздействия.
ОБУЧАЕМОСТЬ - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности.
ОБОБЩЕНИЕ – краткое повторение психологом-консультантом в обобщенной форме того, что в своем монологе рассказал ему клиент во время исповеди.
ОБРАЗ «Я» - представление человека о самом себе, о том, какими качествами он обладает, как выглядит со стороны.
ОБЩЕНИЕ – процесс взаимодействия людей, обмена информацией между ними, их взаимного психологического и поведенческого влияния.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ – мнение о чем-либо или о ком-либо, сложившееся на данный момент времени у большинства людей в обществе.
ОБЯЗАННОСТИ КОНСУЛЬТАНТА – это то: 1) как, 2) во что именно, 3) в каком временном соотношении он должен вкладывать свой труд.
ОДИНОЧЕСТВО – состояние одинокого человека, которое в целом следует оценить как отрицательное и неприятное, в частности, в случае длительного пребывания без достаточного общества, без полноценного общения с людьми.
ОКНО ДЖОГАРИ - система секторов, которая используется для проверки искренности высказываний, отчетов испытуемых.
ОНТОГЕНЕЗ – развитие индивида от рождения до конца жизни человека.
ОПРОСНИКИ – методики, материал которых состоит из вопросов, на которые клиент должен ответить, или утверждения, с которыми клиент должен выразить свое согласие или несогласие.
ОПТИМИЗМ – исключительно положительное отношение человека к жизни, включающее в себя неизменно позитивную оценку того, что в ней произошло, происходит или будет происходить.
ОПЫТ – совокупность знаний, представлений, умений и навыков, накопленных человеком при жизни.
ОРЕОЛА ЭФФЕКТ – результат влияния общего представления о человеке на его восприятие, оценку его психологии и поведения.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – готовность и способность человека лично отвечать за то, что происходит с ним, с другими людьми и вокруг него.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ (девиантное) – поведение человека, нарушающего принятые правовые или моральные нормы.
ОТРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЧУВСТВ – в процессе разговора консультант может испытывать разнообразные эмоции.
ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ КЛИЕНТА – это обозначение переживаний клиента, о которых он прямо не говорит, но которые консультант может в нем предположить, исходя из его невербальных проявлений.
ОТЧАЯНИЕ психологическое состояние безысходности, сопровождающееся мыслями о бессмысленности существования, бесперспективности, безнадежности прилагаемых усилий для того, чтобы улучшить сложившееся положение дел.
ОТЧУЖДЕНИЕ – превращение того, что раньше рассматривалось человеком как близкое и свое, в отдаленное и чужое.
ПАНТОМИМИКА – система телесных выразительных движений человека, используемых в общении с людьми для передачи информации.
ПАРАПСИХОЛОГИЯ – область знаний и представлений о психологии людей, не имеющих научного обоснования.
ПЕРЕЖИТОК – перенесенные в настоящее время из прошлого, ненужные, вредные взгляды и привычки.
ПЕРЕНОС – смещение чувств пациента или клиента на психолога или врача, занимающегося его лечением.
ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ – это повторение своими словами содержания высказывания клиента.
ПЕССИМИЗМ – особое мироощущение, индивидуальное мировоззрение, проникнутое чувствами уныния, безнадежности, неверия в существование в мире добра и разумного начала.
ПОБУЖДЕНИЕ – внутреннее влечение человека; стимул, заставляющий его совершать какие-либо действия, поступки.
ПЛАЦЕБО – индифферентный для организма препарат, имитирующий лекарственное вещество, применяемое для контроля при клинических исследованиях действия новых препаратов.
ПОДРАЖАНИЕ – сознательное или бессознательное воспроизведение, повторение человеком того, что делают другие люди.
ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ – поведение, свойственное человеку определенного пола и связанное с теми социальными ролями, которые закреплены за людьми соответствующего пола.
ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в чем-либо, необходимом для его нормального существования и развития в данный момент времени или ближайшем будущем.
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС – комплекс реакций человека на травму, которая определяется как переживание, потрясение, беспомощность, когда человек сам пережил угрозу собственной жизни или серьезную физическую и психическую травму.
ПОСТУПОК – сознательно совершенное человеком действие.
ПРЕДРАССУДОК – ошибочное устойчивое мнение, не подкрепляемое фактами и доказательствами, порождающее неправильное отношение человека к людям и окружающему миру.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события или явления.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЧУВСТВА К СОДЕРЖАНИЮ – это вербальный навык, помогающий прояснить чувства и связать их с вызвавшими их событиями.
ПРОБЛЕМА – это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.
ПРОЕКЦИЯ – методика конструирования, дополнения, интерпретации неопределенного стимульного материала с связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемыми.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – это вид психологической помощи, направленной на согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда.
ПРОФЕССИНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – обладание способностями и умениями выполнять определенные трудовые функции.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР – специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей, в типовых и специфически затрудненных условиях.
ПРОЯСНЕНИЕ – помогает получить дополнительную информацию от клиента о его проблеме или чувствах, связанных с ней.
ПСИХОАНАЛИЗ – психологическое учение, основанное З. Фрейдом, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация.
ПСИХОГИГИЕНА – часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья населения.
ПСИХОГИМНАСТИКА – курс специальных групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
ПСИХОДИАГНОСТИКА – область исследований, связанных с оценкой психологических свойств и состояний человека при помощи научно проверенных методов, а также с конструированием самих психодиагностических методик.
ПСИХОДРАМА – метод группового психотерапевтического воздействия, в котором используется элемент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента.
ПСИХОЛОГ-КОНСУЛЬТАНТ – профессионально подготовленный практический психолог, занимающийся психологическим консультированием.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ – вывод о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированный в результате психодиагностического обследования, путем нетестовой диагностики или каким-либо другим способом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ – оценка вероятных последствий развития психологической ситуации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА – система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сфере производства, медицины, образования, культуры, спорта, правоохранительной деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА – психологический ущерб от сильного эмоционального оскорбления, болезненный психологический опыт, имеющий длительное влияние на эмоциональную сферу, взгляды и поведение индивида, чаще отрицательное.
РАЗОЧАРОВАНИЕ – неприятное психологическое состояние, эмоциональное переживание человека, связанное с какой-либо серьезной жизненной неудачей.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – защитный психологический механизм, целенаправленная попытка человека разумно объяснить и оправдать какое-либо свое действие, которое на самом деле не поддается вполне разумному объяснению и безусловному оправданию.
РЕАБИЛИТАЦИЯ – (в психокоррекции) избавление клиента от психологических проблем.
РЕАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА – соответствие той проблемы, о которой клиент рассказывает психологу-консультанту, действительному положению дел.
РЕБЕФИНГ – дыхательная методика психологической коррекции, самоисследования и духовной трансформации, разработанная Л. Орром и С. Рэй.
РЕЗЮМИРОВАНИЕ – это подведение итога сессии или ее отдельных частей, объединяющее основные мысли и чувства клиента.
РЕЛАКСАЦИЯ – 1) психическое или физическое расслабление, снятие излишней напряженности. 2) состояние сниженности эмоционального уровня, состояние покоя, расслабленности после снятия напряжения, сильных переживаний или физических усилий.
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – восстановление (как правило, непроизвольное) каких-либо событий в памяти человека.
РЕКРЕАЦИЯ - восстановление физических сил организма.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ ТЕСТА – наличие норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющие оценить степень отклонения от средних значений любого индивидуального показателя.
РЕПУТАЦИЯ – мнение о человеке, сложившееся у окружающих людей.
РЕТРОСПЕКЦИЯ – мысленное возвращение к прошлому, анализ уже произошедших событий.
РЕФЛЕКСИЯ – 1) размышления человека над собственным жизненным опытом, в частности, о своих психологических особенностях. 2) «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» (Ребер).
РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ – система методов лечения, основанных на оказании воздействия на так называемые биологически активные точки организма.
РЕФРАКТЕРНЫЙ – нереагирующий, невосприимчивый.
РЕЦИПИЕНТ – человек, который якобы способен непосредственно воспринимать мысли, образы и чувства других людей.
РЕШИМОСТЬ – готовность человека к принятию и реализации решений, к совершению определенных поступков и действий.
РИГИДНОСТЬ – недостаточная гибкость клиента в мыслях, чувствах и действиях.
РИГОРИЗМ – строгое, неукоснительное соблюдение каких-либо требований, норм, правил, принципов в сфере нравственности, исключающее уступки и компромиссы.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ – положение, занимаемое человеком в обществе, группе людей и связанные с ним формы поведения.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ – персональное, личностное самосовершенствование (самовоспитание) человека, стремление к максимальному развитию своих способностей и полному использованию возможностей на благо людей.
САМОБИЧЕВАНИЕ – наказание человеком самого себя; осуждение себя, причинение себе нравственных или физических страданий, сопровождаемое чувством глубокого сожаления по поводу совершенных поступков.
САМОВНУШЕНИЕ – внушение человеком чего-либо самому себе.
САМОВОСПИТАНИЕ – воспитание человеком самого себя; воздействие на себя, направленное на развитие и совершенствование собственного поведения.
САМОВЫРАЖЕНИЕ – проявление в действиях и поступках человека его психологических особенностей.
САМОДИАГНОЗ – это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях.
САМОЗАЩИТА – действия, предпринимаемые человеком для того, чтобы физически или психически защитить себя от опасностей, реальных и вымышленных, которые он видит в окружающем мире.
САМОКОНТРОЛЬ – контроль и управление человеком собой, своими психологическими процессами, состоянием и поведением.
САМООБЛАДАНИЕ – способность человека контролировать себя, разумно управлять психологическим состоянием и поведением, действовать взвешенно, сохранять спокойствие в сложных жизненных ситуациях.
САМООЦЕНКА – оценка человеком себя, своих собственных психологических качеств.
САМОСОЗНАНИЕ – понимание, осознание человеком собственных психологических качеств.
САНКЦИИ – средства психологического воздействия, в основном отрицательные, которые отдельные люди, социальные группы и общество используют для того, чтобы определенным образом влиять на поведение людей.
СЕКСИЗМ – психологическое подавление, унижение человека, его профессионального и личностного достоинства.
СЕНЗИТИВНОСТЬ – особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, испытаний и т.д.
СЕНСОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ведущим является слуховой анализатор, через который консультант может слышать речь клиента, отслеживать его вербальные сигналы.
СИМПАТИЯ – эмоциональное расположение, влечение к человеку.
СИНДРОМ – сочетание признаков, симптомов, имеющих общий источник возникновения и, как правило, свидетельствующих об одном и том же, понимаемых и интерпретируемых вместе друг с другом.
СИМУЛЯЦИЯ – притворство, игра, направленные на создание у наблюдателя ложного представления о чем-либо или о ком-либо.
СКАЗКОТЕРАПИЯ – психотерапевтический метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
СКЛОННОСТЬ – предрасположенность, готовность человека к определенным действиям, мыслям, переживаниям.
СКОВАННОСТЬ – замедленность реакций, их затрудненность, вызванная какими-либо психологическими причинами, например – неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, боязнью неудачи.
СЛАБОВОЛИЕ – неспособность человека проявлять волевые качества и свой характер там, где это необходимо.
СМЫСЛОВОЙ БАРЬЕР – недопонимание, возникающее между людьми и связанное с тем, что, используя в общении друг с другом одни и те же слова, они вкладывают в них различный смысл.
СНОБИЗМ – необоснованные претензии человека на изысканно утонченный вкус; изыскание манеры вместе с пренебрежительным отношением к тем, кто по мнению сноба всем этим не обладает.
СОВЕСТЬ – высшее нравственное чувство человека, основанное на индивидуально принятой системе норм морали, нарушение которых этим человеком или другими людьми вызывает у него специфические переживания, называемые угрызениями совести.
СКРЫТОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖАЛОБЫ – неявная информация, не прозвучавшая прямо, но поданная в подтексте жалобы клиента интонацией, мимикой, жестами, некоторыми высказываниями и другими вербальными и невербальными средствами.
СОЛИПСИЗМ – крайняя форма эгоизма; признание человеком существования только себя, своего Я с одновременным отрицанием существования мира и окружающих людей, как личностей.
СОПЕРЕЖИВАНИЕ – переживание человеком тех же чувств, которые одновременно с ним испытывают другие люди.
СОТРУДНИЧЕСТВО – вид совместной деятельности, при котором люди распределяют между собой обязанности, координируют свои усилия и оказывают друг другу помощь.
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ – нарушение отношений человека и нормальной жизни среди людей, в частности – ухудшение личных и деловых отношений с ними, невозможность выполнения своих обязанностей с учетом предъявленных требований.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА – консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - психологическое консультирование, проводимое по вопросам восприятия и понимания индивидами друг друга и регуляции человеческих взаимоотношений через коррекцию взаимного их восприятия.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ – место, занимаемое человеком в обществе, в системе общественных отношений; его личное отношение к тому, что в этом обществе происходит.
СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА – устойчивое отношение человека к чему-либо или к кому-либо, выражающееся в знаниях, эмоциях и действиях.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП – устойчивая система социальных установок человека, определяющая отношение большинства людей в данном обществе или в социальной группе к кому-либо иди к чему-либо.
СПОНТАННЫЙ – произвольный, не вызванный какими-либо очевидными причинами.
СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ – эмоции, повышающие активность и общий тонус человека, улучшающие его психологическое состояние и работоспособность.
СТЕРЕОТИПНЫЙ – шаблонный, трафаретный, воспроизводящий уже известное, повторяющий его без изменений.
СТИМУЛ – побуждение к действию; внешняя или внутренняя причина поведенческого акта; то, что активизирует и поддерживает деятельность.
СТОИЦИЗМ – проявление стойкости, мужества, несгибаемости в жизненных испытаниях.
СТРАДАНИЕ – психологическое состояние, характеризующееся глубокими и длительными неприятными эмоциональными переживаниями.
СТРАСТЬ – сильная, всеподавляющая, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождаемая глубокими и сложными чувствами по отношению к соответствующему объекту.
СТРАХ – реакция человека на конкретную угрозу.
СТРЕМЛЕНИЕ – желание, готовность человека действовать определенным образом, добиваясь поставленной цели.
СТРЕСС – состояние сильного эмоционального перенапряжения, связанное с душевным расстройством, с неспособностью трезво размышлять и принимать разумные решения.
СТУПОР – общее состояние, характеризующееся чрезвычайной неотзывчивостью, угнетенностью, апатичностью и потерей ориентации.
СУБЛИМАЦИЯ – преобразование и переключение психической энергии аффективных влечений человека на цели активной социальной деятельности и творчества.
СУБОРДИНАЦИЯ – соподчинение людей; их практические действия, учитывающие правила деловых и личных взаимоотношений, сложившиеся в соответствующей социальной системе.
СУБЪЕКТ – человек, проявляющий активность в деятельности и общении с другими людьми.
СУГГЕСТИЯ - внушение
СУЖДЕНИЕ – мысль, в которой нечто утверждается или отрицается относительно некоторого объекта: человека, предмета, явления.
СУИЦИД – влияние Танатоса, то есть инстинкта смерти, а не жизни (агрессия по отношению к самому себе).
СУПЕРВИЗОР – специалист, осуществляющий профессиональный контроль и непосредственное руководство деятельностью начинающего практического психолога, в частности психолога-консультанта.
СУПЕРВИЗИЯ – улучшение личностных качеств консультанта, а также качества работы службы, для того чтобы абонент смог получить лучшую помощь.
СУПЕРВИЗОРСТВО – работа супервизора или начинающего практического психолога под контролем более опытного психолога.
ТАКТ – черта личности и поведения человека, выражающаяся в его умении вести себя культурно среди людей, т.е. поступать так, чтобы не ставить их
в неловкое положение, не обижать, не унижать, не создавать психологические барьеры в общении.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ – форма терапевтического воздействия, в основе которого лежат танцевальные движения в сочетании с физическим контактом и интенсивным межличностным взаимодействием.
ТЕЛЕПАТИЯ – передача мыслей и чувств человека на расстоянии, наподобие передачи информации при помощи физических видов энергии.
ТЕЛЕФОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – разновидность психологического консультирования, ориентированного на оказание психопрофилактической и социально-терапевтической помощи посредством использования телефона людям, находящимся в состоянии психологического кризиса.
ТЕМБР – специфическая окраска или качественная характеристика человеческого голоса, физически представляющая собой сочетание в нем многих различных тонов, дополнительных к основному тону голоса.
ТЕМПЕРАМЕНТ – устойчивая совокупность динамических особенностей психологических процессов и состояний человека, а также внешних форм поведения.
ТЕНДЕНЦИЯ – определенная направленность во взглядах, мыслях, чувствах и действиях человека, его склонность, стремление к чему-то.
ТЕСТ – стандартизированная психодиагностическая методика, предназначенная для точной количественной и качественно оценки какого-либо психологического явления.
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ – тесты, предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков.
ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА – психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления структуры его интеллекта.
ТЕСТЫ ЛИЧНОСТИ – психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности, а также особенностей поведения индивида.
ТЕСТЫ СПОСОБНОСТЕЙ – методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества.
ТРАНСАКЦИЯ – взаимодействие, взаимное влияние людей друг на друга.
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ – психологическая концепция Э. Берна, согласно которой структура личности характеризуется тремя состояниями: Родитель, Взрослый и Ребенок.
ТРЕВОГА – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
ТРЕВОЖНОСТЬ – это готовность к страху и является состоянием целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуациях возможной опасности, обеспечивающей соответствующую реакцию на страх.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость, снисходительность человека к кому-либо ил чему-либо; способность длительное время переносить какие-либо неприятности.
ТРЕНИНГ – специальная тренировка, обучение чему-либо; общий термин, при помощи которого обозначают различные методы, прикладной психологии, предназначенные для формирования и развития у человека полезных привычек, умений и навыков.
ТЯЖЕЛАЯ УТРАТА – эмоциональные реакции, испытываемые после смерти любимого человека.
УБЕЖДЕНИЕ – твердая вера во что-либо, основанная на фактах и логическом доказательстве.
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ – переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед самим собой.
УГРОЗА – 1. Наиболее общее значение – любое действие, жест или реакция, которые отражают намерение напасть, причинить вред или запугать другого. 2. Символ или знак, который предвещает неприятность. 3. Идея или образ относительно ожидаемых событий.
УМЕНИЕ – способность человека выполнять определенные действия с высоким качеством и с хорошими количественными результатами.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – процесс логического вывода заключения из нескольких утверждений-посылок.
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – оценка степени развития познавательных процессов и психологических свойств у человека, устанавливаемая при помощи психологических тестов.
УСТАНОВКА – готовность, предрасположенность человека к определенным действиям или реакциям на стимулы.
УТОМЛЕНИЕ - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью.
ФАКТ – невымышленное, действительно существующее явление или событие; твердо установленное знание, служащее для доказательства какого-либо положения.
ФАКТОР – любая реально действующая, подлинная причина какого-либо процесса или явления.
ФАСЦИНАЦИЯ – специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью его активации и изменения в нужном русле.
ФАТАЛИЗМ – философская точка зрения, согласно которой все события подчинены судьбе, божеству, звездам и т.д., то есть они предопределены.
ФАТУМ – судьба, рок, неизбежность.
ФЕМИНИЗАЦИЯ – появление у лиц мужского пола каких-либо женских признаков: телесных, психологических, поведенческих.
ФЕНОМЕН – факт, явление, относящееся к внутреннему, психологическому содержанию человеческого сознания.
ФИЗИОГНОМИКА – старое учение о распознавании задатков и способностей человека по его внешним признакам.
ФЛИРТ – кокетничание, ухаживание, любовная игра.
ФОБИЯ – сильное по интенсивности переживание, преувеличенный и необоснованный страх, оказывающий существенное влияние на развитие личности и поведение человека.
ФРУСТРАЦИЯ – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.
ХАРИЗМА - одаренность кого-либо чем-либо, наделенность от рождения человека какими-либо ценными, положительными качествами.
ХОББИ – увлечение, любимое занятие кого-либо.
ХОЛДИНГТЕРАПИЯ – метод психотерапии, основанный на тесном телесном контакте матери и ребенка, используется в коррекции эмоциональных расстройств, однако первоначально был разработан для терапии детей, страдающих ранним детским аутизмом.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА – осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности, определяющий стремления человека к достижениям.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – выбор, определение или осознание человеком цели своего действия.
ЦЕННОСТИ – то, что человек ценит, чем он в жизни дорожит, чему придает особое значение.
ЦИНИЗМ – наглость, бесстыдство; грубая откровенность, нарушающая нормы морали; вызывающее поведение и отношение человека к кому-либо или чему-либо.
ЧЕСТОЛЮБИЕ – повышенная чувствительность человека к тому, что задевает его честь; стремление человека к признанию, уважению, почету.
ЧУВСТВО – высшая человеческая эмоция, связанная с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми.
ЭЙДЕМИЗМ – способность долго сохранять и произвольно восстанавливать в памяти образы виденного, иногда настолько детально, что они напоминают фотографию.
ЭЙФОРИЯ – ничем объективно не обусловленная радость; чрезмерно повышенное настроение; неоправданное благодушие, не соответствующее сложившимся обстоятельствам.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ – форма психотерапевтического воздействия, принимающая за основу лечения свободу воли каждого пациента и помогающая ему обрести смысл жизни.
ЭКЛЕКТИЗМ – направление, согласно которому психолог сам выбирает, какой именно подход применить в конкретной ситуации.
ЭКСПАНСИВНЫЙ – бурно реагирующий на все, несдержанный в эмоциях, высказываниях и действиях; стремящийся распространить свое влияние на как можно более широкий круг лиц.
ЭМПАТИЯ – сопереживание, сочувствие, понимание состояний людей и умение учитывать их в общении.
ЭКСПРЕССИЯ – выразительность проявления чувств и переживаний.
ЭКСТРАВЕРТ – тип личности, противоположный интроверту, более открытый к внешним воздействиям, впечатлениям и непосредственным контактам с другими людьми.
ЭНЕРГИЧНОСТЬ – свойство темперамента и характера человека, проявляющаяся в его активности, силе, работоспособности, решительности, настойчивости в достижении поставленных целей.
ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ - последовательные шаги в проведении психологического консультирования, рассчитанные на достижение частных целей консультирования, которые преследуются в его процессе.
ЭТИКЕТ – установленные формы культурного поведения человека в различных социальных ситуациях.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ – способность справиться с окружающей средой, быть компетентным.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ – определяется наличием положительных изменений у клиента на психическом и поведенческом уровнях.
ЯЗЫК – система знаков как средство осуществления человеческого общения, общественно необходимого и исторически обусловленного, как на вербальном уровне, так и посредством невербальных знаков.
Я-ИДЕАЛЬНОЕ – совокупность представлений о том, каким человеку хочется быть или кем, по его мнению, он должен быть в силу присущих ему качеств.
Я-КОНЦЕПЦИЯ – динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Я-РЕАЛЬНОЕ – система представлений о самом себе, которая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. | Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию /Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: «Деловая книга»; М.: изд. центр «Академия», 1995. – 224 с. |
2. | Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт: учеб. пособие / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2000. – 240 с. |
3. | Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебник / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект; Трикста, 2001. – 496 с. |
4. | Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании: учеб. пособие / Г.В. Бурменская [и др.]. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 480 с. |
5. | Галустова, О.В. Психологическое консультирование: конспект лекций / О.В. Галустова. – М.: Приор-издат, 2005. – 240 с. |
6. | Гулина, М.А. Основы индивидуального психологического консультирования / М.А. Гулина. - СПб.: С-Петербургский ун-т, 2000. – 272 с. |
7. | Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного консультирования /А.Н. Елизаров. - М.: Ось-83, 2003. – 336 с. |
8. | Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования /Ф.С. Исмагилова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 256 с. |
9. | Красило, А.И. Психологическое консультирование посттравматических состояний /А.И. Красило. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 96 с. |
10. | Красило, А.И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии: учеб. пособие /А.И. Красило. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 504 с. |
11. | Колесникова, Г.И. Основы психологического консультирования: учеб. пособие / Г.И. Колесникова, С.В. Стародубцев. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: изд. центр «МарТ», 2006. – 192 с. |
12. | Колесникова, Г.И. Психологическое консультирование / Г.И. Колесникова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 288 с. |
13. | Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 1999. – 240 с. |
14. | Лысенко, Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование: крат. курс лекций / Е.М. Лысенко, Т.А.. Молодиченко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159 с. |
15. | Лысенко, Е.М. Групповое психологическое консультирование: Крат. курс лекций / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159 с. |
16. | Лютова-Робертс, Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы / Е.К. Лютова-Робертс. – СПб.: Речь, 2007. – 307 с. |
17. | Мастерство психологического консультирования / А.А. Бадхен [и др.]; под ред, А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с. |
18. | Меновщиков, В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2002. - 182 с. |
19. | Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 256 с. |
20. | Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с. |
21. | Немов, Р.С. Психологическое консультирование: учебник / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 528 с. |
22. | Пахальян, В.Э. Психологическое консультирование: учеб. пособие / В.Э. Пахальян. – СПб.: Лидер, 2006. – 256 с. |
23. | Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / М.К. Тутушкина; под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 1998. – 348 с. |
24. | Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 1999. – 384 с. |
25. | Соколова, Е.Т. Общая психотерапия / Е.Т. Соколова. – М.: Тривола, 2001. – 304 с. |
26. | Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2001. – 208 с. |
27. | Шапарь, В.Б. Рабочий словарь психолога-консультанта / В.В. Шапарь, О.В. Шапарь, В.Е. Россоха; под ред. В.Б. Шапарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 496 с. |
28. | Шнейдер, Л.Б. Основы консультативной психологии: учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 352 с. |
Дополнительная литература
1. | Абрамова, Г.С. Практикум по психологическому консультированию / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1996. - 128 с. | |
2. | Абдурахманов, Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию / Р.А. Абдурахманов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 304 с. | |
3. | Бардиер, Г.Л. Бизнес – психология / Г.Л. Бардиер. - М.: Генезис, 2002. - 412 с. | |
4. | Батаршев, А.В. Темперамент и характер: психологическая диагностика / А.В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 336 с. | |
5. | Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Э. Берн. – СПб.: МФИН, 1992. – 448 с. | |
6. | Биркенбиль, В.Ф. Как добиться успеха в жизни / В.Ф. Биркенбиль. – М.: СП «Интерэксперт», 1992. – 139 с. | |
7. | Божович Л.И. Психология формирования личности. М., 1995. | |
8. | Болотова, А.К. Прикладная психология: учебник / А.К. Болотова, И.В. Макарова. - М.: Аспект Пресс, 2001. – 383 с. | |
9. | Большая энциклопедия психологических тестов - М.:ЭКСМО, 2006. – 416 с. | |
10. | Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 295 с. | |
11. | Браун, Л. Имидж – путь к успеху / Л. Браун. – СПб.: Питер-Пресс, 1996. – 288 с. | |
12. | Бурлачук, А.Ф. Психология жизненных ситуаций: учеб. пособие / А.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998. - 263 с. | |
13. | Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская [и др.]. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 480 с. | |
14. | Бурнард, Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. - СПб.: Питер, 2002. – 256 с. | |
15. | Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. Психиатра / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. – 207 с. | |
16. | Бэндлер, Р. Из лягушек - в принцы. Вводный курс НЛП-тренинга / Р.Бэндлер, Д. Гриндер. – М.: Флинта, 2000. – 248 с. | |
17. | Бэндлер, Р. Рефрейминг: Ориентация личности с помощью речевых стратегий / Р. Бэндлер, Д. Гриндер. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с. | |
18. | Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2007. – 256 с. | |
19. | Вачков, И.В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: учеб. пособие / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с. | |
20. | Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1999. – 377 с. | |
21. | Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2 Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова, - М.: Педагогика, 1982, - 504 с. | |
22. | Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. - СПб.: АО «Сфера», 1994. – 160 с. | |
23. | Гриндер, Д. Из лягушек в принцы / Д. Гриндер, Р. Бэндлер. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. – 208 с. | |
24. | Горянина, В.А. Психология общения: учеб. пособие / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2002. – 416 с. | |
25. | Джеймс, М. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальтупражнениями / М. Джеймс, Д. Джонгвард; под ред. Л.А. Петровской. - М.: Прогресс, «Прогресс-Универс», 1993. – 336 с. | |
26. | Детский практический психолог: Программы и методические материалы / О.А. Шаграева [и др.]; под ред. О.А. Шаграева, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2001. – 256 с. | |
27. | Добрович, А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.В. Добрович. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с. | |
28. | Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Н.Н. Ежова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 315 с. | |
29. | Зарубин М.М. Практические советы психолога / М.М. Зарубин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 224 с. | |
30. | Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров. - М.: Просвещение, 1995. – 128 с. | |
31. | Захаров, А.И. Детские неврозы / А.И. Захаров. – СПб.: ТОО «Респекс», 1995. – 192 с. | |
32. | Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик М.: Просвещение, 1987. – 190 с. | |
33. | Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 752 с. | |
34. | Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги. – Рига: Коммерческий центр союза журналистов Латвии, 1990. – 192 с. | |
35. | Киппер, Д.А. Клинические ролевые игры и психодрама / Д.А. Киппер. – М.: ТОО Независимая фирма «Класс», 1993. – 222 с. | |
36. | Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 192 с. | |
37. | Ковалев, С.В. Введение в современное НЛП: Психотехнологии личностной эффективности: учеб. пособие / С.В. Ковалев. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 552 с. | |
38. | Ковалев, С.В. Основы нейролингвистического программирования: учеб. пособие / С.В. Ковалев. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 160 с. | |
39. | Козлов, В.В. Психотехнология измененных состояний сознания / В.В. Козлов. - М.: Ось-89, 2001. – 384 с. | |
40. | Кондрашенко, В.Т. Общая психотерапия / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской. – Минск: Наука и техника. - 1993. – 478 с. | |
41. | Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2005. - 320 | |
42. | Куницина, В.Н. Межличностное общение: учебник / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. - 544 с. | |
43. | Ладанов, И.Д. Практический менеджмент / И.Д. Ладанов. - М.: Просвещение, 1995. – 492 с. | |
44. | Леонов, Н.И. Психология делового общения: учеб. пособие / Н.И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 256 с. | |
45. | Лещинский, В.М. Учимся управлять собой и детьми / В.М. Лещинский, С.В. Кульневич. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 240 с. | |
46. | Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977. | |
47. | Лоза, И.В. Мастер влияния: кн.- тренинг / И.В. Лоза. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 208 с. | |
48. | Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство / Ч. Ломброзо. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -544 с. | |
49. | Майерс, Д Социальная психология: учебник / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с. | |
50. | Макарова, Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия / Е.Г. Макарова. - М.: Школа-Пресс, 1996. -304 с. | |
51. | Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 960 с. | |
52. | Михайлюк, Е.Б. Психология влияния / Е.Б. Михайлюк. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 160 с. | |
53. | Нартова – Бочавер, С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова – Бочавер. - М.: Просвещение, 2003. – 250 с. | |
54. | Немов, Р.С. Психология: в 3 т. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – Т. 3. – 512 с. | |
55. | Никиреев, Е.М. Направленность личности и методы ее исследования: учеб. пособие / Е.М. Никиреев. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с. | |
56. | Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - М.: Просвещение, 1996. – 352 с. | |
57. | Овчарова, Р.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|