Лекция 9 Развитие психологических идей в России

Анализ развития истории психологических воззрений в отечественной культуре, философии и науки, проведенный Б.Г.Ананьевым, показал, что психологические идеи развивались еще в X-XV вв. Эти представления легли в основу построения концепций психологического знания, отличающиеся самобытностью, созданием новых путей в общей развитии науки. Однако особое место в развитии научной психологической мысли в России принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). «Именно с Ломоносовым особенно тесно связаны оригинальные пути становления русской психологической мысли» (С.Л.Рубинштейн). Психические процессы рассматриваются как продолжение в теле человека механического движения, которое подействовало на организм. Поэтому для познания психических свойств пригодны те же методы, какими изучаются все другие явления природы. При этом в структуре психического он выделяет умственные процессы и умственные качества человека, которые возникают из соотношения умственных процессов и страстей. В страстях, действиях проявлялось жизненное качество человеческой личности, руководимого разумом. Тем самым он намечает основы личностного подхода, в первую очередь, при решении педагогических задач. Важную роль при этом отводит речи и речевого общения, рассматривает приемы повышения психо-эмоционального воздействия на человека в ходе занятий риторикой.

Благодаря Ломоносову в России начала разворачиваться программа исследования психического на основе опытного знания, эксперимента. Конечно, психологические знания не рассматривались еще как отдельная область изучения, не выделялись в самостоятельную область знаний. Развитие их происходило в тех же направлениях, что и в мировой научной мысли. В Академии наук она разрабатывалась главным образом в рамках смежной с нею дисциплины - физиологии, в Московском университете психологические идеи развивались профессорами физиологии и философии. Все это не могло не служить важными импульсами для дальнейшего развития научного познания в разных областях. В 1796 г. выходит первая русская книга, специально посвященная психологии — «Наука о душе». Ее автор И. Михайлов произвел систематизацию психологических знаний в духе английского эмпиризма Локка.

Наряду с материалистической традицией, не менее мощно развивались и другие подходы в понимании сущности человека, его природы, характеристик эмоциональной сферы, ценностей и целей жизнедеятельности человека. В XVIII в. появляются в России ученые и мыслители, психологическое творчество которых стало знаменательной вехой в истории отечественной психологии. Хотя большинство из них, - как отмечает В.А.Кольцова, - специально не занималось разработкой психологических идей, но в контексте разработки проблем педагогического, этнографического, филологического, политико-правового, философского, богословского плана им удалось решить и важнейшие ключевые психологические проблемы.

В середине XVIII в. в силу общественных и политических отношений в Россию проникают идеи французских материалистов, которые оказывают влияние и на развитие психологических знаний. Они отразились в психологических воззрениях Я.П.Козельского и Александра Николаевича Радищева (1749-1802). Превосходство человека над животными – тема, обсуждаемая французскими просветителями, - обосновывается им за счет наличия у человека речи и возможности его "вооружить" свои органы чувств, дополнить их, в том числе и за счет компенсирования недостаточной чувствительности одних органов чувств более сильным развитием других. Опираясь на концепцию Дж.Локка, он рассматривал начало психического в ощущениях, при этом не сводил все остальные психические явления к сумме ощущений, особенно мышления. Радищев выделил обобщающую функцию мышления и его относительную свободу действовать независимо от других чувственных впечатлений. Также он представил оригинальные идеи взаимосвязи речи и мышления; роли памяти в жизнедеятельности человека; о свободе воли как возможности выбора из набора вариантов; взаимосвязи общественного и индивидуального в формировании характера человека и общественной сущности человека; об индивидуально-психологических различиях людей, особенностях их склонностей, потребностей и чувств.

В это время в России широко развернулось просветительское движение, выдвинувшее ее замечательных деятелей: Н. Н. Поповского, Н. И. Новикова, В. Н. Татищева, Д. И. Фонвизина, Д. С. Аничкова, С. Е. Десницкого, Я. П. Козельского, П. С. Батурина и др. Каждый в своей области разрабатывали различные аспекты психологических знаний, закладывая тем самым основы отечественной психологической науки.

Оригинальные и конструктивные психологические идеи высказывались выдающимся просветителем XVIII в. как Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). Он считал, что должен изучать свои природные склонности и делать это с помощью самопознания через наблюдение и опыт в разных аспектах - познание себя "как человека одинокого, от всех отличного", как человека "похожего на других людей", живущих на земле, как человека действующего и творящего. Таким образом, он вводит идею комплексного изучения человека, «в поиске своего призвания, соответствующего природным склонностям» (В.А.Кольцова).

Таким образом, формирование и развитие психологического знания в России в XVIII в. шло не только в русле европейской психологической мысли, но в некоторых вопросах отражало социальной и исторической путь развития России. Данный аспект привел к появлению оригинальных концепций, развернутую систему воззрений на ключевые вопросы познания психического.

В начале XIX в. общественные процессы, происходящие в стране, оказывают влияния и на развитие философских воззрений на человека и его место. Мыслители обратились к идеям немецкой идеалистической философии. На психологические идеи того времени большое влияние оказал Шеллинг. В работах Д.М.Велланского, В.Ф.Одоевского, П.С.Авсенева, Х.А.Экеблада человек рассматривает как целостное существо, выдвигают идеи развития, которые носят в большей степени метафизический характер. В работах их А.И.Галича ставится проблема самосознания, перехода к нему от сознания с «практической стороной духа». С подчеркиванием этой стороны духа он выдвигает проблемы личностно-мотивационного плана: побуждения, страсти, способности и т.п. (по С.Л.Рубинштейну).

В тоже время социально-экономические условия, общественные настроения привели к появлению двух течений, обсуждающих вопрос о путях развития России: либерально-буржуазное западничество и либерально-дворянское славянофильство. Обсуждение путей развития ставило и вопросы осмысления прошлого, понимание истоков традиций, происхождения различных качеств русского человека, «народную душу». Эти споры поставили новые вопросы о человеке, его месте. Как отмечает М.Г.Ярошевский, поражение в Крымской войне, изменение социальной ситуации в России в шестидесятые годы, процесс реформирования, кардинальное изменение его уклада, быта с необходимостью активизировало национальное самосознание, вызвал взрыв интеллектуальной энергии в различных сферах культуры, науки.

Вопросы о природе психики и задачах психологии поднимал Александр Иванович Герцен (1812 - 1870). Естественнонаучная ориентированность взглядов привела к принятию идей Ч.Дарвина и в утверждении необходимости опираться на физиологию при изучении психики. Однако нельзя сводить вес к физиологии, так как человек активно, разумно и нравственно свободно совершает действия, исторически складывающиеся у человека. Человек менее зависим от среды, чем более развито сознание и ярче самобытность. Тем самым его идеи разрушали механическое представление о человеке.

Наибольшее влияние на последующее развитие психологической мысли и становления психологии как самостоятельной области знаний оказали представления и положения, разрабатываемые Николаем Чернышевским (1828-1889). Он один из первых в России поставил специальный вопрос о предмете, задачах и методах научной психологии. Психологию, как и другие нравственные науки, относил к области точных наук по причине возможности различать в ней известное и неизвестное за счет материалов, накопленных и естествознанием. Естественные науки, - писал Н.Г. Чернышевский, - уже развились настолько, что дают много материалов для точного решения нравственных вопросов. Из мыслителей, занимавшихся нравственными науками, все передовые люди стали разрабатывать их при помощи точных приемов, подобных тем, по каким разрабатываются естественные науки. Главная задача психологии сводиться к выяснению причин и законов протекания психических процессов, которые сопряжены с деятельностью организма. Биологические и физиологические детерминанты определяют в основном психические и нравственные явления. При этом особенности личности определяются не только физиологическими процессами, но и потребностями, активной деятельностью человека, условиями жизни.

Положенные в XVIII веке представления М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева о психическом, обусловленного физиологическими, социальными, историческими процессами, нашли дальнейшее продолжение в материалистической традиции философии А.И. Герценым, В.Г. Белинским. Н.А. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевским. Их взгляды оказали непосредственное влияние на анатомов, физиологов, психиатров, которые оказались и первыми созидателями экспериментальной психологии в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: