Характеристика и специфика применения психологических методов в социальной работе


Психология изучает психическую деятельность человека (ощущения, восприятие, память, волю, мышление и др.). Она исследует характер мышления человека, восприятие людьми явлений и событий окружающего мира и выработанную на этой основе интерпретацию событий, отношение к ним и к связанным с ними явлениям.

Профессия специалиста социальной работы еще очень молода. В настоящее время из 120 тыс. социальных работников почти половина имеет высшее или среднее профессиональное образование, но профильное, т.е. социальное, медицинское, юридическое, педагогическое или экономическое, — только 8% из них.

Варианты психологической помощи человеку разнообразны. Но они только тогда эффективны, когда применяются в сочетании теории, методологии и технологии использования психологических знаний. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы.

Согласно мировой практике, относительно использования психологических методов при оказании помощи человеку существуют две точки зрения. Одни считают, что психологической практикой могут заниматься только специалисты, имеющие специальное медицинское образование. Например, Американская психоаналитическая ассоциация допускает в число своих членов только дипломированных врачей. Другие считают, что требования к практикующим психологам не должны быть такими строгими. Так, в Великобритании каждый третий психоаналитик не имеет медицинского образования. В большинстве западных стран роль социального работника в оказании психологической помощи населению постоянно возрастает. Да и в США сейчас число социальных работников, занятых в сфере охраны психического здоровья, превосходит общее число психиатров и психоаналитиков, работающих в этой области. Развитие сети психологических служб, как показывает опыт, имеет и важное экономическое значение. По оценкам западных специалистов, один рубль, вложенный в развитие системы психологической помощи населению, позволяет избежать вложения десяти рублей в развитие медицинской психиатрической службы.

К сожалению, оказание психологической помощи населению не имеет сложившихся культурно-исторических традиций в российском обществе. Для сравнения: во Франции рано или поздно к психологу обращается 80% населения, тогда как для нашего соотечественника характерно критическое отношение (страх) перед визитом к психологу (психиатру, психоаналитику и т.д.), работает комплекс: «только психи обращаются к психологу» и т.д.

Современная практическая психология становится конкретной живой наукой, когда изучает и дает ответы на многие вопросы воспитания и обучения, психического развитии человека (ребенка), трудовой деятельности, вносит нормы поведения в повседневную жизнь. В работе практического психолога сложились четыре основных направления: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и психопрофилактика. Такое разделение труда и последующая глубокая специализация в каждой области, включающая как дополнительные теоретические знания, так и технологическую практику, позволяет достичь высокого уровня профессионализма.

Социальная помощь населению оказывается по тем же направлениям практической психологии:

сообщение клиенту объективной информации о его расстройствах на основе психодиагностики. Клиент вырабатывает собственное отношение к получению информации и принимает решение о ее использовании;

психологическая коррекция, с помощью которой для клиента разрабатывается индивидуальная программа определенного вида деятельности (чтение, письмо, счет и т.п.) в соответствии с общими требованиями;

психологическое консультирование, цель которого — помочь индивиду найти как можно больше вариантов поведения, мыслей, чувств, поступков для активного взаимодействия с людьми и социальными группами внутри социума;

психопрофилактическая работа, направленная на то, чтобы заблаговременно предупреждать возможные нарушения в развитии индивида, создавая условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Важным направлением является психотерапия — организованное воздействие на психику клиента с целью ее восстановления или трансформации. Как правило, она осуществляется социальными работниками при содействии медиков. Терапевтическая технология располагает большим количеством психотехнических, инструментальных, тренинговых методов воздействия.

Следует признать, что в отечественной технологии пока нет систематического руководства по различным методам психотерапевтического воздействия, которое позволило бы социальному работнику достаточно быстро и точно найти эффективный метод и предложить оптимальный вариант его применения в конкретных условиях.

Как правило, специалист социальной службы работает со своим подопечным в будничной, житейской обстановке и пытается решить социальные проблемы с ориентацией на его самочувствие, психологическое состояние. Социальный работник не всегда имеет возможность непосредственно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами, и поэтому ему приходится рекомендовать клиенту обратиться к психотерапевту. Но он должен оказать первичную социальную помощь, опираясь на принципы и нормы правильного психологического общения с клиентом. При всей своей эффективности психологическая помощь не решает собственно социальных проблем, а лишь обеспечивает психологически благоприятный фон, смягчает субъективную тяжесть существующего положения.

Анализ технологии работы психологов позволяет выделить четыре типа взаимодействия его с клиентами.

Первый тип. Решение социальных задач. Ориентация на определенные критерии и нормы социального поведения, понимания. Попытка клиента осознать и следовать новым социальным ценностям ведет к дискомфорту и даже психосоматическим заболеваниям. В этом случае требуется изменить и ввести новые критерии, оценки, которые помогут клиенту увидеть свою цель в другом свете, расширить перспективы, позволят отойти от шаблонного поведения и переживания.

Второй тип. Этические задачи. Клиент стоит перед выбором между общественным мнением и собственной оценкой существующей проблемы. Здесь технология предписывает показать клиенту ограниченность его оценочной шкалы «хорошо — плохо», которая не дает возможности активизировать деятельность, сделать правильный выбор.

Третий тип. Нравственные задачи. Необходимость ориентации на критерии добра и зла, которые требуют осуществления нравственного выбора того или иного поступка. Здесь важно показать ограниченность критериев и границ добра и зла, которыми пользуется индивид.

Специалист социальной работы, как и врач, психолог, педагог и другие работники социальной сферы, обязан постоянно подвергать собственные действия нравственной экспертизе, следуя знаменитому девизу клятвы Гиппократа «Не навреди!»

Четвертый тип. Собственно психологические задачи, т.е. помощь клиенту в осознании и изменении своей системы переживаний, в понимании проблем, системы оценок, которые приводят к иным переживаниям и целям деятельности.

На практике большинство клиентов ориентируется на социальные и этические проблемы. Цель социального психолога состоит в том, чтобы перевести проблему клиента в психологическую плоскость. Это и есть технологический шаг к оказанию ему психологической помощи, так как таким образом клиент получает возможность выделения и оформления проблемы в виде темы взаимодействия с психологом.

Итак, технология решения психологических задач предполагает:

— понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;

— понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных, продуктивных состояний;

— овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческим потенциалом;

— выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;

— рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;

— понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояние здоровья человека;

— знание психологических приемов и методов, которые непосредственно применяются на практике;

— четкое представление об используемых психосоциальных и терапевтических методах профилактики, влиянии лекарственных средств и о возможных побочных эффектах их применения.

В социальной сфере, функционируют различные виды психологических служб, складывающиеся в сложную многоуровневую структуру. Она включает социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.п.

Все большую популярность приобретают различные психологические тренинги, «кабинеты психологической терапии», «школы хорошего настроения» и т.д. В справочнике адресов и телефонов служб социально-психологической помощи населению, семье и детям, выпущенном Министерством социальной защиты населения РФ, по состоянию на 10 ноября 1993 г. указано 274 учреждения. В соответствии с Приказом министра социальной защиты населения РФ (от 18 мая 1994 г.) «Об утверждении примерных положений об учреждениях психологической помощи населению» стали создаваться центры психологической помощи по телефону.

Одна из эффективных форм оказания психологической помощи населению — это создание комплексных бригад, которые включают в себя врача-психиатра, психолога, медсестру и социального работника. При этом имеет место специфическое разделение труда:

— психиатр проводит психиатрическую диагностику и медикаментозное лечение;

— психолог осуществляет психодиагностическое тестирование;

— медсестра выдает лекарства, делает инъекции, оказывает помощь в проведении других лечебных процедур;

социальный работник составляет социальную характеристику пациента, анализирует социально и психологически значимые события в жизнедеятельности клиента.

Существуют и другие формы оказания психологической помощи, например, бригадно-вахтовая система групп специалистов из Москвы в отдаленные населенные пункты страны. Также проходит апробацию передвижная, мобильная система оказания разносторонней помощи, когда необходимые специалисты выезжают на автобусах или поездах в различные регионы.

Главное, чтобы эта работа проходила комплексно и не ограничивалась только контролем или проверкой работы на местах, но и содержала организационно-технологические, психологические компоненты социальной помощи населению.

К сожалению, у нас распространено крайне ошибочное мнение о том, что человек, именуемый «сильной личностью», способен к самостоятельному преодолению любой кризисной ситуации. Увы, это далеко не так, именно «сильным личностям», крепким, энергичным умственно и физически, резким и честолюбивым индивидам свойственны психические или психологические кризисы с самыми негативными последствиями.

Сегодня особенно уязвимы те, чья работа связана с людьми, — это работники социальной сферы, врачи, медсестры, учителя, социальные работники и др. Они всеми силами стараются помочь людям и улучшить их жизнь, но порой доходят до истощения сил, когда понимают, что не могут достичь тех завышенных целей, которые перед собой ставят.

К истощению сил приводят три фактора. Первый фактор — это многочисленные жизненные обстоятельства и поводы для переживаний. Второй фактор — это недостаток сочувствия, поддержки, когда рядом нет человека, которому можно довериться и с которым можно поделиться переживаниями. Третий фактор — чувство беспомощности перед торжествующей несправедливостью. Безусловно, истощение сил наступает тогда, когда человек прилагает много стараний, а его не ценят. Чувство беспомощности, бесполезности своего труда развивается, если человек не встречает благодарности за свою работу, а результат таких переживаний — психические, соматические заболевания и т.д.

Успехи социальной работы, бесспорно, связаны не только с совершенствованием организационных или психосоциальных отношений. Они во многом зависят от умения управлять внутренними регуляторными и защитными механизмами формирования психики. Следует согласиться с М.Э. Телешевской, которая констатирует: «К сожалению, науку властвовать собой мы не осваиваем в качестве специальной дисциплины, а это было бы далеко не бесполезным делом, особенно если учесть все ускоряющийся темп жизни. И, может, было бы не лишним, начиная со школьных лет, знакомить человека с правилами и приемами управления собственной психикой. Видимо, пришла пора более четко ставить и решать вопрос о своевременности формирования у каждого человека тех качеств, которые учат умению властвовать собой».

Различают три основных вида формирования психики: 1) стихийное, 2) целенаправленное, 3) саморегулирование.

Стихийное регулирование психики фактически происходит на всех этапах жизни человека. Социальное окружение: семья, соседи, друзья и коллеги по работе, прочитанные книги, средства массовой информации, социальные институты и т.п., — непроизвольно воздействуют на психику индивида, осуществляя объективно его социализацию. В данном случае срабатывает в определенной мере приспособительный механизм.

Целенаправленное формирование психики осуществляется с помощью повседневной и целенаправленной просветительской и воспитательной работы.

Самоформирование психики — это не спонтанный процесс, в нём есть определенные технологические детерминанты в виде конкретных методов и способов самопрограммирования. Методы самопрограммирования помогают индивиду приобрести необходимые знания, вырабатывать новые навыки и привычки, повышать уровень сознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность.

Владение этими методами и технологией их применения непосредственно в процессе конкретной практической деятельности существенно повышает продуктивность социальной работы. Умение управлять своими психофизиологическими реакциями, вырабатывающимися в результате длительной психорегулирующей тренировки, позволяет индивиду в экстремальных ситуациях активизировать и мобилизовать потенциальные возможности своего организма, физиологические ресурсы, заложенные самой природой, раскрыть и высвободить «запасные», не задействованные резервы адаптации для более адекватного реагирования на воздействие внешней социальной среды.

Без самоорганизации, самоуправления и саморегуляции не может быть и психологически грамотной жизнедеятельности.

Методы психического саморазвития сложились в результате естественного синтеза многовекового и разностороннего человеческого опыта и продолжают совершенствоваться по мере развития науки. Можно выделить следующие основные методы саморазвития человека, его психики:

1. Методы аутогенных тренировок. Основателем этого направления является немецкий психотерапевт И.Г. Шульц, который в 1932 г. предложил и использовал его как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В аутогенном методе используются три основных пути воздействия на состояние нервной системы.

Первый и наиболее важный путь связан с особенностями влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Нельзя овладеть аутотренингом без предварительной выработки умения полностью расслаблять мышцы тела. При этом важную роль играет ритм дыхания, способствующий оптимальному тонусу нервной системы.

Второй путь воздействия на нервную систему тесно связан с использованием активной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и др.).

Наконец, третий путь связан с регулирующей и программирующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней речи (в форме самопризывов, самопроговариваний и т.п.) давно используется людьми в социальной практике.

В аутогенном методе применяются способы целенаправленного воздействия на непроизвольные функции человеческого организма, которые действуют эффективно в определенной технологической последовательности: релаксация ®представление ®словесное самовнушение.

В этой связи было бы несправедливо не упомянуть о системе К.С. Станиславского, который задолго до И. Шульца сформулировал многие аутогенные приемы. Так, в книге «Работа актера над собой» Станиславский писал: «...Нужно освободиться от всякого мышечного напряжения. Такое состояние дает лучший отдых телу. При таком отдыхе можно в полчаса или в час освежиться так, как при других условиях не удается этого добиться в течение ночи».

2. Медитация (от латинского «размышление») как метод психического самовоздействия представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или же, наоборот, полное «рассредоточение» внимания. И в том и в другом случае наступает торможение процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная отрешенность, изоляция человека от внешнего мира. Этот метод может оказать практическую помощь тем, кто озабочен поисками душевного равновесия, нуждается в формировании чувства уверенности в своих силах, возможностях. Применение рациональных приемов медитации может дать эффект значительно более выраженный, чем при лечении гипнозом, аутогенными тренировками, рациональной терапией и другими модификациями психотерапевтических средств.

3. Гипноз и самогипноз как методы регуляции интенсифицируют функции программирования жизнедеятельности организма, закрепляют их в долговременной памяти, позволяя получать более выраженный и целенаправленный эффект.

Самогипноз, если его рассматривать как технологический процесс, включает следующие этапы внутренней работы:

— выработка решения осуществить работу с четкой формулировкой ее целей и задач;

— предгипнотическая беседа с самим собой, в которой логически обосновывается необходимость предпринимаемой работы, обсуждаются результаты, которые будут достигнуты по ее окончании, и те преимущества, которые должны быть получены в итоге;

— внутренняя фиксация собственного образа, наделенного желаемыми качествами;

— закрепление новых качеств реальными действиями в постгипнотическом периоде.

Необходимо отметить, что самогипноз как метод играет вспомогательную роль и не может быть отделен от других методов воздействия на психику, в частности от общения.

В технологии профессионального общения социального работника с клиентом необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) Профессиональное общение социального работника должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Важно создать обстановку психологической безопасности и помощи, разобраться в проблемах клиента и найти выход них. Необходимо создать условия и ситуацию для раскрытия индивидуальности и т.д.

2) Способы общения, т.е. выразительные средства, стили общения, позиции, этапы, роли, маски в общении должны быть технологически выдержаны. Можно назвать следующие технологические этапы общения:

— моделирование предстоящего общения с клиентом (прогностический этап);

— начало и организация непосредственного общения с клиентом, социальной группой («коммуникативная атака», уточнение условий общения, управление инициативой);

— управление общением для решения методических задач и стимулирование собеседников в общении.

3) Самоанализ хода и результатов общения; подведение итогов общения и прогнозирование в предстоящих видах коммуникативной деятельности и т.д.

Человек испытывает большую потребность в эмоциях, особенно положительных, защищающих его организм от пагубных последствий стрессов, столь нередких в наш беспокойный век. Богатый эмоциональный мир человека — стимулятор и регулятор различных многообразных сторон его жизни, поведения, общения, деятельности. Социальный работник в общении с коллегами, клиентами должен владеть техникой общения, приемами вербальных и невербальных взаимоотношений. Например, давно подмечено, что улыбающиеся, любящие жизнь люди, как правило, легче переносят повседневные неприятности и превратности судьбы, которые, к сожалению, выпадают на долю каждого человека. То, что улыбка, смех могут быть лекарством, известно человечеству с незапамятных времен. Еще 2000 лет тому назад знаменитый ученый древности Гиппократ писал о пользе улыбки, смеха в качестве лечебного средства. По его убеждению, приятный оживленный разговор во время обеда способствует пищеварению. Все знают, что положительные эмоции, улыбка, смех благотворно влияют на функции человеческого организма, улучшают настроение, сон, аппетит. Больной, который часто улыбается, поправляется быстрее. Он легче переносит свои недуги. Как утверждают врачи, каждая улыбка продлевает наше существование на пятнадцать минут. Улыбка расслабляет мускулатуру, способствует выделению эндорфинов («убийц боли»), благотворно воздействует на иммунную систему. Благотворно влияние улыбки на настроение людей, на создание хорошего психологического климата на работе и дома. Она скрашивает жизнь окружающим людям. Улыбка — это знак приветствия, доброты, расположения, знак доверия, дружбы и миролюбия. Лев Толстой описал в своих произведениях 97 выражений улыбки, раскрывающих различные эмоциональные состояния человека. Улыбка может быть радостной и серьезной, сердечной и доброй, ироничной и смущенной, виноватой и сочувственной, естественной и искусственной, злой и жесткой и т.д. Наблюдения за одинокими пожилыми людьми показали, что одной улыбки может оказаться достаточно, чтобы произошла психологическая разрядка, чтобы душа потеплела и размягчилась. Если необходимо расположить к себе людей, то улыбка играет важнейшую роль наряду с такими качествами, как юмор, некоторая самоирония, снисходительность и шутливое отношение к себе.

Нельзя забывать и об обратной стороне проявлений юмора: бодрячество, неуместная шутка, деланная веселость и т.п. могут нанести вред и оскорбить человека.

Реальная практика показывает, что поиск готовых образцов, схем «мудрого поведения» не только безнадежен, но и тормозит самостоятельное развитие личности. Однако творческое использование известных принципов мудрого отношения к жизни повышает не только мотивационную саморегуляцию, но и уровень собственной психологической активности.

Приведем некоторые из этих принципов. Умение отличать главное от второстепенного. В основе лежит принцип выбора наиболее значимых мотивов и побуждений и отказа от несущественных. Став сознательным психическим действием, правильный выбор освобождает нас от многих не стоящих внимания проблем и приносит несомненную пользу в разрешении различного рода кризисных ситуаций.

Внутреннее спокойствие. Этот принцип отнюдь не исключает энергичности и активности человека, здесь главное — в сохранении сложившейся системы личностных ценностей, иерархии мотивов, ясности ума и четкости поведения, т.е. создание оптимальной психической раскованности, способствующей лучшей самоорганизации личности.

Эмоциональная зрелость и устойчивость. Эмоции выступают своеобразным и обязательным фоном для развертывания мотивационных и волевых процессов, в основе которых лежат принципы высокой нравственности.

Знание меры воздействия на события. Усиление или сдерживание мотивации в зависимости от складывающейся ситуации, событий, имеющих свою объективную причину, внутреннюю логику развертывания.

Умение подходить к проблемам с разных точек зрения. Это качество бывает особенно полезным в ситуациях, когда человеку необходимо сопоставлять, оценивать, соединять и разводить различные мотивы своего поведения.

Готовность к любым неожиданным событиям. Гибкость, своевременное и адекватное реагирование на внешние изменения, но, разумеется, при этом не должно нарушаться основное ядро личностной мотивации. Восприятие действительности такой, какова она есть, а не такой, каковой человеку хотелось бы ее видеть. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в случаях, лишенных, с точки зрения индивида, жизненной логики и внутреннего смысла.

Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. Постоянное стремление к разрешению своих противоречивых отношений с миром, к поиску новых, более содержательных мотивов жизнедеятельности помогает личности повышать жизненную устойчивость в экстремальных ситуациях.

Наблюдательность. Многие ненужные, бесполезные реакции, мысли и действия отпадут, если человек сможет научиться беспристрастно наблюдать за собой. Когда человек приучает себя к оценке своих желаний, побуждений, мотивов как бы со стороны, ему гораздо легче управлять ими и регулировать их.

Дальновидность. Предохранение человека от ситуативного подхода к решению актуальных задач побуждает отвергать непродуктивные с точки зрения будущего линии мотивации, перекрывать формирование и развитие конфликтогенных мотивов.

Стремление понять других. Выработка способности понять мотивацию других, встать на иную, пусть даже противоположную, точку зрения не только облегчает общение, но и помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

Умение извлекать положительный опыт из всего происходящего. Это качество позволяет критически оценивать ныне действующие мотивы, а также те, которые только начинают входить в общую систему мотивации, определяющую перспективу жизнедеятельности человека. Именно здесь бывает важно учесть причины прежних неудач и ошибок и своевременно отказаться от сомнительных и неконструктивных побуждений.

Таковы некоторые принципы, методы и приемы технологии воздействия на духовный мир, на психологию человека с целью оказания ему социальной помощи.

Вопросы для самоконтроля


1. Роль и значение различных психологических знаний для социальной работы.

2. Классификация психологических теорий и их роль в системе знаний о социальной работе.

3. Назовите методы психологического воздействия и приведите примеры их применения в практике социальной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: