Введение. Методы психологических исследований

М.Д. Коновалова

Методы психологических исследований

Учебное пособие

Саратов 2009


УДК 159.922.76:616.89

ББК 74.3:88.8

К64

М.Д. Коновалова

К 64 Методы психологических исследований: [учебное пособие]

ISBN

Рецензенты:

М.Ю. Михайлина, доцент, канд. социол. наук, зав. кафедрой психологии СарИПК и ПРО

В.А. Ширяева, доцент канд. пед. наук, зав.кафедрой педагогики и психологии профессионального образования ИДПО СГУ

В учебном пособии излагаются теоретические положения по организации и методическому обеспечению психологических исследований. В систематизированном виде представлены основные характеристики наблюдения, вербально-коммуникативных методов, эксперимента. Особое внимание уделено применению указанных методов в психолого-педагогических исследованиях.

Пособие адресовано студентам педагогических вузов, а также может быть использовано в практической работе педагогами-психологами образовательных учреждений.

УДК 159.922.76:616.89

ББК 74.3:88.8


ВВЕДЕНИЕ

Изучение основ экспериментальной психологии входит в программу подготовки специальных психологов и педагогов-психологов. Очень часто интерес студентов-психологов вызывают собственно психологические феномены, а не способы получения научных психологических знаний. При этом студенты испытывают трудности в освоении терминологического аппарата научного исследования, логически связанных вопросов постановки проблемы и выдвижения научных гипотез; выделения предмета и объекта исследования; подбора адекватных эмпирических методик; интерпретации полученных результатов и обоснования выводов.

Данное учебное пособие является систематизацией лекций по дисциплинам «Методы психологических исследований», «Методология и методы психолого-педагогических» исследований», читаемым автором на протяжении нескольких лет. Основная задача пособия – по возможности кратко изложить теоретический материал по вопросам организации психологического исследования, расшифровать трудные для понимания студентов понятия «научная парадигма», «методология», «гипотеза» и др. Вместе с тем изложение материала по разделам «Наблюдение», «Вербально-коммуникативные методы» максимально приближено к практике организации прикладных психологических исследований в образовательных учреждениях. Все это, по нашему мнению, стимулирует самостоятельное применение указанных методов в самостоятельной практической деятельности выпускников. Материал по теме «Эксперимент» представлен более абстрактно. Предполагается, что изучение экспериментального метода должно быть продолжено в рамках лабораторного практикума. Переход студента к построению собственного экспериментального исследования возможен при глубоком освоении основных психологических дисциплин в течение всего периода обучения.

Таким образом, учебное пособие представляет возможность начинающему исследователю получить первые знания по экспериментальной психологии, почувствовать вкус к самостоятельному добыванию достоверной психологической информации и ощутить себя в начале бесконечного пути научного поиска.

Желаем удачи!



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: