Анализ этих трех таблиц отражает ряд существенных различий между двумя психотерапевтическими методами. Во-первых, консультанты, придерживающиеся более директивного стиля, проявляют немалую активность в ситуации консультирования — они гораздо больше говорят. В директивной беседе в среднем можно выделить около ста семи различных категорий ответов консультанта в течение беседы и только сорок девять категорий в недирективной беседе.
Таблица 3
Характеристика приемов консультанта в недирективной группе
Характеристика приемов | Среднее количество за одну беседу | ||
Директивная группа | Недирективная группа | ||
1б | Консультант определяет ситуацию беседы в терминах ответственности клиента за направление развития беседы, поиска решений и т. д. Пример. "А иногда люди обнаруживают, что, обсудив свои проблемы с кем-нибудь еще, они достигают гораздо лучшего представления о ней" | 0,5 | 1,9 |
3б | Консультант своим ответом показывает, что он принял только что вербализованные клиентом чувства или установки. Пример. "И это заставляет вас чувствовать себя несколько униженным" | 1,2 | 10,3 |
3в | Консультант в своем ответе интерпретирует или демонстрирует принятие чувств или установок, выраженных клиентом невербально. Пример. "Вероятно, вы не хотели приходить сегодня утром?" | 0,7 | 9,3 |
И, соответственно, в директивной беседе гораздо меньше говорит клиент. При подсчете слов в этих беседах Портер обнаружил, что в одном случае клиент говорит почти в 7 раз больше консультанта, а в другом — консультант говорит в 4 раза больше, чем клиент, — статистически подтвержденный пример того, что называется «пытаться вставить словечко». Если мы сравним эти два «крайних» типа консультанта, то окажется, что второй консультант говорил в двадцать пять раз больше первого.
Между соотношением количества слов консультанта и консультируемого и степенью директивности обнаруживается четкая взаимосвязь. В десяти директивных беседах в среднем консультант говорил почти в три раза больше, чем клиент.
Таблица 4