- Сущность ПС
- Этапы ПС личности
- Способы ПС
- Самоопределение –
- Определение себя в некотором пространстве, в некоторых пределах
- Уменьшение неоднозначности
- Осознание личностью своих целей, жизненных планов, личностных и физических возможностей, склонностей, социальных ожиданий (по Сафину)
- Определение своего отношения к миру (по Рубинштейну)
- Позиции, как система отношений к окружающему миру (Абульханова-Славская К.А.)
Проф. самоопределение понимается как…
- Как этап
- Как часть жизненного самоопределения
- Как форма
Различны сами аспекты, на которых обращают внимание авторы в своих определениях ПС:
- Как самостоятельный выбор профессии (Кухарчук, Ценципер)
- Как поиск и приобретение профессии до начала рудовой деятельности (Сафин)
- Формирование проф. намерений, проф.обучение, проф. адаптация, проф. реализация (Кудрявцев)
- Формирование устойчивого положительного отношения личности к избранной профессии и к себе, как к субъекту проф. деятельности
- Как самоутверждение в профессии, преобразование и развитие профессиональной среды, проф. содержания и в широком смысле профессии (Борисова Е.М.) – т.е. не только я определяюсь в профессии, но и Я определяю её, Я её изменяю.
- Как разрешение противоречий во взаимодействии личности и проф., возникших из-за постоянного развития самих профессий и непригодности сложившихся стереотипов деятельности
- Как процесс формирования отношения личности к проф. среде, как способ самореализации личности, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей личности (Чистякова, Поляков В.Н.)
- Как выявление и утверждение собственной позиции в проф. ситуации, деятельности, мире (Савина М.С., Хлопиков В.П.)
- Как самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой профессии и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и соц.-экономической ситуации (Пряжников)
- Процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности (Климов Е.А.)
- Как формирование индивидуального стиля жизни, в том числе и профессиональной деятельности (Кон. И.С.)
Таким образом, различные трактовки ПС отражают разные его аспекты, этапы и уровни. Эти трактовки взаимно дополняют друг друга и позволяют увидеть разные грани ПС:
|
|
- Поиск
- Выбор
- Формирование отношения, проф. намерений
- Утверждение позиций
- Нахождение смыслов
- Проф. реализация и самоутверждение
- Осознание личностных возможностей
- Развитие личности в проф. деятельности
Обобщая рассмотренные трактовки (по Шамсутдиновой)
ПС – это личностная комплексная задача выбора профессии, своего места в мире профессий, формирование отношения к профессиональной деятельности и к себе, проф. позиций, стиля, а также самоактуализация, поиск смыслов в проф. образовании, реализация и становление личности в меняющихся соц.-экономических и технологических условиях развития профессии и проф. среды.
|
|
ПС – «задача на жизнь» (по Асмолову)
Задача – цель, данная в определённых условиях (по Леонтьеву)
Задача характеризуется исходными условиями, целью и способами решения.
Исходные условия и цель ПС изменяются в зависимости от продвинутости процесса ПС, от границ его определенности, от этапа ПС.
Условия задают исходную ситуацию, в чём определяется человек (в мире, в проф., в себе….т.е. каково состояние самоопределения).
Цель задает, что нужно сделать в данном, конкретном случае (а именно: определить/уточнить, выбрать, сформировать отношение, позиции, стиль проф. деятельности или найти смысл и т.д.).
Т.о., ПС в понимании Шамсутдиновой – это сложная личностная задача, социальная, объектно-предметнаяпо своему содержанию и выражению, вероятностная и творческая по характеру, рефлексивная по механизмам решения.
- Этапы ПС
По Кону И.С.
· Детские игры
· Подростковые фантазии
· Предварительны выбор профессии (с т.зр. интересов, способностей)
· Принятие решения о выборе профессии
Т.о., само ПС охватывает период от детства до самого выбора профессии.
С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной выделено 7 этапов:
- эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям, формируются первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности;
- пропедевтический (1-4 классы), когда у ребенка формируется трудолюбие, появляется понимание роли труда в жизни человека и общества, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии учащихся в различных видах познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности;
- поисково-зондирующий (5-7 классы), в течении которого решаются задачи формирования у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе; этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем образования в старших классах и будущей профессиональной деятельностью;
- развитие профессионального самоопределения школьников (8-9 классы) - происходит формирование умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями и ценностями, а так же с реальной возможностью их воплощения; для этого учащиеся овладевают необходимым набором знаний и умений по выбору профессии, который приобретается в процессе изучения общеобразовательных предметов;
- уточнение социально-профессионального статуса (10-11 классы), когда учащиеся осуществляют допрофессиональную деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявились устойчивые интересы, сосредотачивается внимание на формировании профессионально значимых качеств, контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов труда; целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников к динамично изменяющимся требованиям рынка труда к профессиональным качествам работника; осуществляются профессиональные пробы в различных видах деятельности;
- вхождение в профессию (учащиеся и студенты профессиональных учебных заведений) - период профессиональной подготовки, в котором можно выделить ряд стадий, когда проблема выбора актуализируется в том или ином ее аспекте: для первокурсников - это адаптация к новым условиям обучения, определенные сомнения в правильности сделанного выбора; на выпускных курсах решается вопрос о специализации в рамках выбранной профессии, о конкретном месте работы; в отличие от первокурсников выпускники осмысливают свой выбор уже не только с точки зрения соответствия своей специальности своим личным интересам и склонностям, но и с точки зрения востребованности на рынке труда.
- развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности, повышения квалификации, расширение сферы профессионального труда, освоение новых специальностей (работающая часть населения).
Т.о., разными авторами этапы ПС не полностью и неравномерно покрывают весь процесс ПС с его многоаспектностью и большой продолжительностью. Большая часть этих этапов относится к акту выбора профессии, что касается других периодов ПС, то они остались неразвёрнутыми.
|
|
Задачное понимание ПС позволяет увидеть поэтапность ПС. Т.к. цели и условия задачи меняются в зависимости от продвинутости процесса, то и возникает подзадачи этой большой задачи.
Когда цели ПС меняются? При следующих 4 периодах:
· При выходе ребёнка из школы
· При выходе из профессионального учебного заведения
· После проф. адаптации
· При переходе к проф. зрелости
Шамсутдинова выделяет 5 этапов:
1. Проективный
2. Смыслообразующий
3. Функционально-деятельностный
4. Результативный
5. трансляционный
На каждом этапе своя цель и она разная, разные условия.
Каждый этап является подзадачей, т.к. имеет свою цель, больше общей задачи.