Профессиональное самоопределение личности

    1. Сущность ПС
    2. Этапы ПС личности
    3. Способы ПС
  1. Самоопределение –
    • Определение себя в некотором пространстве, в некоторых пределах
    • Уменьшение неоднозначности
    • Осознание личностью своих целей, жизненных планов, личностных и физических возможностей, склонностей, социальных ожиданий (по Сафину)
    • Определение своего отношения к миру (по Рубинштейну)
    • Позиции, как система отношений к окружающему миру (Абульханова-Славская К.А.)

Проф. самоопределение понимается как…

  • Как этап
  • Как часть жизненного самоопределения
  • Как форма

Различны сами аспекты, на которых обращают внимание авторы в своих определениях ПС:

  • Как самостоятельный выбор профессии (Кухарчук, Ценципер)
  • Как поиск и приобретение профессии до начала рудовой деятельности (Сафин)
  • Формирование проф. намерений, проф.обучение, проф. адаптация, проф. реализация (Кудрявцев)
  • Формирование устойчивого положительного отношения личности к избранной профессии и к себе, как к субъекту проф. деятельности
  • Как самоутверждение в профессии, преобразование и развитие профессиональной среды, проф. содержания и в широком смысле профессии (Борисова Е.М.) – т.е. не только я определяюсь в профессии, но и Я определяю её, Я её изменяю.
  • Как разрешение противоречий во взаимодействии личности и проф., возникших из-за постоянного развития самих профессий и непригодности сложившихся стереотипов деятельности
  • Как процесс формирования отношения личности к проф. среде, как способ самореализации личности, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей личности (Чистякова, Поляков В.Н.)
  • Как выявление и утверждение собственной позиции в проф. ситуации, деятельности, мире (Савина М.С., Хлопиков В.П.)
  • Как самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой профессии и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и соц.-экономической ситуации (Пряжников)
  • Процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности (Климов Е.А.)
  • Как формирование индивидуального стиля жизни, в том числе и профессиональной деятельности (Кон. И.С.)

Таким образом, различные трактовки ПС отражают разные его аспекты, этапы и уровни. Эти трактовки взаимно дополняют друг друга и позволяют увидеть разные грани ПС:

  • Поиск
  • Выбор
  • Формирование отношения, проф. намерений
  • Утверждение позиций
  • Нахождение смыслов
  • Проф. реализация и самоутверждение
  • Осознание личностных возможностей
  • Развитие личности в проф. деятельности

Обобщая рассмотренные трактовки (по Шамсутдиновой)

ПС – это личностная комплексная задача выбора профессии, своего места в мире профессий, формирование отношения к профессиональной деятельности и к себе, проф. позиций, стиля, а также самоактуализация, поиск смыслов в проф. образовании, реализация и становление личности в меняющихся соц.-экономических и технологических условиях развития профессии и проф. среды.

ПС – «задача на жизнь» (по Асмолову)

Задача – цель, данная в определённых условиях (по Леонтьеву)

Задача характеризуется исходными условиями, целью и способами решения.

Исходные условия и цель ПС изменяются в зависимости от продвинутости процесса ПС, от границ его определенности, от этапа ПС.

Условия задают исходную ситуацию, в чём определяется человек (в мире, в проф., в себе….т.е. каково состояние самоопределения).

Цель задает, что нужно сделать в данном, конкретном случае (а именно: определить/уточнить, выбрать, сформировать отношение, позиции, стиль проф. деятельности или найти смысл и т.д.).

Т.о., ПС в понимании Шамсутдиновой – это сложная личностная задача, социальная, объектно-предметнаяпо своему содержанию и выражению, вероятностная и творческая по характеру, рефлексивная по механизмам решения.

  1. Этапы ПС

По Кону И.С.

· Детские игры

· Подростковые фантазии

· Предварительны выбор профессии (с т.зр. интересов, способностей)

· Принятие решения о выборе профессии

Т.о., само ПС охватывает период от детства до самого выбора профессии.

С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной выделено 7 этапов:

  1. эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям, формируются первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности;
  2. пропедевтический (1-4 классы), когда у ребенка формируется трудолюбие, появляется понимание роли труда в жизни человека и общества, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии учащихся в различных видах познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности;
  3. поисково-зондирующий (5-7 классы), в течении которого решаются задачи формирования у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе; этому способствует включение учащихся в деятельность, согласованную с профилем образования в старших классах и будущей профессиональной деятельностью;
  4. развитие профессионального самоопределения школьников (8-9 классы) - происходит формирование умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями и ценностями, а так же с реальной возможностью их воплощения; для этого учащиеся овладевают необходимым набором знаний и умений по выбору профессии, который приобретается в процессе изучения общеобразовательных предметов;
  5. уточнение социально-профессионального статуса (10-11 классы), когда учащиеся осуществляют допрофессиональную деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявились устойчивые интересы, сосредотачивается внимание на формировании профессионально значимых качеств, контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов труда; целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников к динамично изменяющимся требованиям рынка труда к профессиональным качествам работника; осуществляются профессиональные пробы в различных видах деятельности;
  6. вхождение в профессию (учащиеся и студенты профессиональных учебных заведений) - период профессиональной подготовки, в котором можно выделить ряд стадий, когда проблема выбора актуализируется в том или ином ее аспекте: для первокурсников - это адаптация к новым условиям обучения, определенные сомнения в правильности сделанного выбора; на выпускных курсах решается вопрос о специализации в рамках выбранной профессии, о конкретном месте работы; в отличие от первокурсников выпускники осмысливают свой выбор уже не только с точки зрения соответствия своей специальности своим личным интересам и склонностям, но и с точки зрения востребованности на рынке труда.
  7. развитие профессионализма в процессе трудовой деятельности, повышения квалификации, расширение сферы профессионального труда, освоение новых специальностей (работающая часть населения).

Т.о., разными авторами этапы ПС не полностью и неравномерно покрывают весь процесс ПС с его многоаспектностью и большой продолжительностью. Большая часть этих этапов относится к акту выбора профессии, что касается других периодов ПС, то они остались неразвёрнутыми.

Задачное понимание ПС позволяет увидеть поэтапность ПС. Т.к. цели и условия задачи меняются в зависимости от продвинутости процесса, то и возникает подзадачи этой большой задачи.

Когда цели ПС меняются? При следующих 4 периодах:

· При выходе ребёнка из школы

· При выходе из профессионального учебного заведения

· После проф. адаптации

· При переходе к проф. зрелости

Шамсутдинова выделяет 5 этапов:

1. Проективный

2. Смыслообразующий

3. Функционально-деятельностный

4. Результативный

5. трансляционный

На каждом этапе своя цель и она разная, разные условия.

Каждый этап является подзадачей, т.к. имеет свою цель, больше общей задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: