Этап зрелого профессионала, т.к. цель этого этапа ПС состоит в том – что транслируется (что передаётся для будущего).
Анализ и передача опыта.
Человек самоопределяется не в проф., не для неё, а определяет саму профессию для будущего (новые технологии, новые продукты, новые средства труда).
- Способы ПС
В соответствии с пониманием ПС как задачи, то способы ПС – это есть способы решения задач.
Т.е. на каждом из этих этапов цели и условия ПС изменяются => на каждом из этапов свои специфические способы.
Проективный этап
На данном этапе можно выделить следующие способы ПС:
· Неосознанные
o Подражательный сп.
o Случайный сп.
o Интуитивный сп.
· Осознанные
o Поисковый сп.
o Сп. Послушания (согласия)
o Алгоритмический сп.
o Сп. Моделирования
o Проблемный сп.
o Системный сп.
o Событийный сп. (ситуативный)
o Адаптивный сп.
o Опосредованный сп. (выбор через учебное заведение)
o Интеракционный сп.(последовательное приближение)
o Сп. Исключения
Поисковый способ – в значительной мере эмпитирческий – выбор профессии потеем поиска информации. Это способ искания и проб себя. Поиски м.б.верными, неупорядоченными, не иметь систему.
|
|
Этот способ характерен также функционально-деятельностному, результативному этапу.
Системный способ – состоит в органичном единстве всех составляющих выбора. Этот способ состоит в системном согласовании между собой всех «+» и «-».
Событийный способ – означает ориентацию проф. выбора оптанта на ситуацию бытовую, семейную и т.д.
Отличается от случайного, т.е. он основан не на конкретном непредвиденном случае, а на осознании реальных условий и возможностей. Этот способ, как и поисковый не имеет системной ориентации, а скорее отражает односторонность.
Способ исключения – отрицание выбора заведомо неприемлемых профессий.
Смыслообразующий этап.
· Оценочный сп.
· Зондирующий (пробы)
· Проф.-контекстный
· Селективный (избирательный)
· Мотивацион. Регуляции
Функционально-деятельностный этап
- Сп. Дифференциации (возможностей, способностей, видов проф. деятельности)
- Сп. Интеграции
- Сп. Проф. актуализации, т.е. выделение из всего арсенала ЗУН, только те З, действия и функции, которые нудны для решения проф. задач.
- Сп. Идентификации (соотнесение себя с проф. и наоборот + соотнесение статуса)
- Сп. Дополнения (уточнение своих представлений и границ своих проф. возможностей)