Трансляционный этап

Этап зрелого профессионала, т.к. цель этого этапа ПС состоит в том – что транслируется (что передаётся для будущего).

Анализ и передача опыта.

Человек самоопределяется не в проф., не для неё, а определяет саму профессию для будущего (новые технологии, новые продукты, новые средства труда).

  1. Способы ПС

В соответствии с пониманием ПС как задачи, то способы ПС – это есть способы решения задач.

Т.е. на каждом из этих этапов цели и условия ПС изменяются => на каждом из этапов свои специфические способы.

Проективный этап

На данном этапе можно выделить следующие способы ПС:

· Неосознанные

o Подражательный сп.

o Случайный сп.

o Интуитивный сп.

· Осознанные

o Поисковый сп.

o Сп. Послушания (согласия)

o Алгоритмический сп.

o Сп. Моделирования

o Проблемный сп.

o Системный сп.

o Событийный сп. (ситуативный)

o Адаптивный сп.

o Опосредованный сп. (выбор через учебное заведение)

o Интеракционный сп.(последовательное приближение)

o Сп. Исключения

Поисковый способ – в значительной мере эмпитирческий – выбор профессии потеем поиска информации. Это способ искания и проб себя. Поиски м.б.верными, неупорядоченными, не иметь систему.

Этот способ характерен также функционально-деятельностному, результативному этапу.

Системный способ – состоит в органичном единстве всех составляющих выбора. Этот способ состоит в системном согласовании между собой всех «+» и «-».

Событийный способ – означает ориентацию проф. выбора оптанта на ситуацию бытовую, семейную и т.д.

Отличается от случайного, т.е. он основан не на конкретном непредвиденном случае, а на осознании реальных условий и возможностей. Этот способ, как и поисковый не имеет системной ориентации, а скорее отражает односторонность.

Способ исключения – отрицание выбора заведомо неприемлемых профессий.

Смыслообразующий этап.

· Оценочный сп.

· Зондирующий (пробы)

· Проф.-контекстный

· Селективный (избирательный)

· Мотивацион. Регуляции

Функционально-деятельностный этап

  • Сп. Дифференциации (возможностей, способностей, видов проф. деятельности)
  • Сп. Интеграции
  • Сп. Проф. актуализации, т.е. выделение из всего арсенала ЗУН, только те З, действия и функции, которые нудны для решения проф. задач.
  • Сп. Идентификации (соотнесение себя с проф. и наоборот + соотнесение статуса)
  • Сп. Дополнения (уточнение своих представлений и границ своих проф. возможностей)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: