М. П. Краузе
«Дети с нарушениями развития:
Психологическая помощь родителям»
Разговор на приеме у психотерапевта: острая реакция на шок. Часть I
Мать мальчика 2,5 лет со спастической диплегией, находясь в стационаре вместе с сыном, впервые услышала мнение, что ее ребенок, вероятно, никогда не сможет ходить. До этого она была настроена вполне оптимистично. Методистка по лечебной физкультуре сообщила ей эту информацию после того, как женщина замучила ее вопросами, когда и как нужно будет применять такие средства, как ортопедическая обувь, костыли и учебный велосипед. На следующее утро женщина приходит на консультацию.
Госпожа С. (взволнованно). Я всю ночь глаз не сомкнула... я до сих пор не знаю, сплю я или нет. У меня все время перед глазами образ Т. в инвалидной коляске... Но это не может быть правдой! Я никогда в жизни не сомневалась, что он будет ходить, никогда! А теперь он инвалид!
Терапевт. Вы против этого всем своим существом... У вас...
Го с п о ж а С. (перебивает). Всю жизнь в инвалидной коляске! Зависимый от окружающих! Вы можете себе такое представить?
Терапевт. Это не укладывается у вас в голове, это так ужасно... Быть таким беспомощным... Вам это так тяжело перенести.
Го с п о ж а С. (громко перебивает). Я об этом больше слышать не хочу! Я не могу этого понять. Другим людям все так легко дается в жизни, у них вообще никогда не бывает ничего плохого.
Т е р а п е в т (тихо). Это так несправедливо...
Г о с п о ж а С. (всхлипывает). Я просто не верю в это. Не может быть, чтобы со мной такое случилось! Я не хочу!
Т е р а п е в т. Вам бы, конечно, не хотелось этого! Это так больно... и из этой боли рождается злость...
Г о с п о ж а С. неподвижным взглядом смотрит мимо терапевта; становится очень бледной.
Т е р а п е в т (после паузы). Вам бы хотелось закрыться от всего и ни о чем больше не слышать...
Г о с п о ж а С. молчит.
Т е р а п е в т (тихо). Мысль о том, что Т. на всю жизнь может остаться инвалидом, непереносима... Вы хотели бы вычеркнуть из жизни весь вчерашний день...
Го с п о ж а С. (медленно). Пять лет назад умер мой отец... С тех пор я не плакала так сильно, как вчера... (Плачет.)
Т е р а п е в т. Вы очень правильно делаете, что плачете, — ведь вам так больно... это невероятно тяжело — узнать, что твой ребенок останется инвалидом...
Го с п о ж а С. (после паузы). Со мной все время что-нибудь происходит — то одно, то другое.
Т е р а п е в т. Вы уже так настрадались... Но надо всегда держаться... как еще можно себя от этого защитить?..
Го с п о ж а С. Я не знаю, как я это переживу. Сейчас у меня нет никакой надежды.
Т е р а п е в т. Это абсолютно нормально, что вы так пессимистичны. Каждый на вашем месте был бы в отчаянии...
Разговор на приеме у психотерапевта: острая реакция на шок. Часть II
Я привожу здесь два отрывка из долгого разговора с матерью полуторагодовалого сына. С рождения он имел физический недостаток и отставал в физическом развитии. Но недавно мать узнала от врача, что в дополнение к этому у него еще и значительная задержка в умственном развитии. Заплаканная, с трудом сдерживая себя, она пришла на прием.
Го с п о ж а С. Что теперь делать с таким ребенком?
Т е р а п е в т. Вы в таком отчаянии из-за диагноза — вам бы хотелось освободиться от сына...
Г о с п о ж а С. Это все бесполезно... я бы лучше всего ушла...
Т е р а п е в т. Ушла? Вы имеете в виду...
Госпожа С. (с горечью). Убежала бы... покончила бы особой! Но я же нужна ему... и я не могу так поступить с моей матерью... Я не хочу, чтобы он был умственно отсталым, мне нет никакой охоты растить тупоумного ребенка!
Т е р а п е в т. Вы можете кричать. Выплесните всю ненависть, которая у вас накопилась!
Го с п о ж а С. (перебивает). Да! Хоть вой от бешенства! А вы не можете мне помочь, и никто этого не поймет! Или у вас тоже больной ребенок? Все болтают и болтают — а это бесполезно... Скажите, что мне сделать, чтобы он стал здоровым?!
Терапевт. Для вас все вдруг потеряло смысл. Вы злитесь на меня и вы правы, потому что я действительно не могу вылечить вашего ребенка. Если бы я мог, я бы с удовольствием это сделал.
Го с п о ж а С. Дальше он только будет становиться все хуже...
Т е р а п е в т. Вам страшно думать об этом!
Го с п о ж а С. Он будет сидеть в инвалидной коляске и бормотать что-то себе под нос... он не будет разговаривать... не будет учиться... будет толстеть и стареть... и останется таким тупым!
Т е р а п е в т. Вы боретесь со страхом перед будущим, потому что будете матерью больного ребенка... И мне кажется, вы ведете себя очень честно: вы говорите все напрямик, так искренне держитесь и не пугаетесь некрасивых слов...
Го с п о ж а С. (плачет). Но я не хочу мириться с этим!
Т е р а п е в т. Это так тяжело, и вы чувствуете, что в этом нет никакого смысла.
Го с п о ж а С. Ну да, а вы лучше скажите: «Ты можешь сделать что-нибудь!»
Т е р а п е в т. Я точно так же беспомощен, как и вы. И если я вас начну утешать, вы вцепитесь мне в волосы!
Го с п о ж а С. (смеется). Да-а! Меня никто не может утешить. Это только если бы Бастиан правда мог выздороветь. Но сейчас я уже не надеюсь. Ему никогда не станет лучше.
Т е р а п е в т. Вы можете говорить — говорите все, что только взбредет вам в голову; и если даже вам хочется выражаться самыми грубыми словами, то выражайтесь! Это правильно и честно! Очень важно, что вы думаете и чувствуете!
Г о с п о ж а С. Это так несправедливо...
Т е р а п е в т. Вы просто в ярости.
Г о с п о ж а С. И чувствуешь себя в таком подвешенном состоянии... Мои родители...
В этом разговоре важно было сохранять баланс: с одной стороны, помочь клиентке высказать все, что у нее на душе, с другой — с договориться до того, чтобы она потеряла все надежды. Поэтому терапевт все время намекает на то, что она нужна своему ребенку, или напоминает ей о том, что она еще может многое сделать в жизни. Цель состоит в том, чтобы принять клиентку с ее ненавистью к своей судьбе и подтолкнуть ее к тому, чтобы она снова стала себя уважать. На этой первой стадии терапии решающим оказывается как принятие клиента, так и искренность.
В начале разговора ситуация немного противоречива. Женщина как будто дает отпор терапевту и атакует его. Она защищается от помощи, чувствует себя безнадежно потерянной и неосознанно пытается добиться того, чтобы и терапевт счел ее ситуацию безнадежной и отказался бы от нее. Поэтому стоит понимать поведение клиентки не столько как защиту против терапевта лично, сколько как желание, чтобы кто-то признал ее печальное и безнадежное положение. В этом смысле лучшее, чем может помочь терапевт, — признать всю глубину несчастья, которое переживает клиентка. И принять не только само страдание, но и те причины, которые она ему приписывает. Таким образом, постепенно складывается основа для совместной деятельности, и в конце концов женщина позволяет себе конкретизировать проблемы взаимоотношений с другими людьми. Она говорит о том, что разочарована в родителях, которые даже не хотят признавать физическую неполноценность внука. Потом разговор снова возвращается к тому, как она переживает необходимость сживаться с ролью матери больного ребенка.
Го с п о ж а С. Я теперь должна делать все то же, что и все остальные там (в стационаре для родителей и их детей-инвалидов). Я теперь должна быть матерью больного ребенка. Но мне нет никакой охоты, я не хочу!
Т е р а п е в т. Такая роль вам, конечно, ужасно неприятна. На всю жизнь взять на себя такое? Вы против этого всем своим существом.
Го с п о ж а С. Да! Быть ограниченной во всем! Я уже чувствую себя роботом, который каждый день делает одно и то же... не будет никаких радостей, не будет свободного времени!
Т е р а п е в т. Вам это кажется изнурительным и... в конце концов, просто бессмысленным.
Го с п о ж а С. Да, во всем этом нет никакого смысла. Бастиан никогда не выздоровеет... (Плачет.)... Все мои мечты умерли... когда я думаю, как мы будем отдыхать, я представляю себе Бастиана на пляже в инвалидной коляске...
Т е р а п е в т. Все ваши надежды разлетелись на кусочки, и это настолько печально...
Го с п о ж а С. Да. (Молчит.) Доктор спросила меня, не хочу ли я отдать Бастиана в приют. (Молчит.)
Т е р а п е в т. Это вас... шокировало?
Го с п о ж а С. Да нет... Такие вещи и сами приходят в голову. Но... я не могу себе это представить... так же нельзя... когда он смотрит на меня и смеется...
Т е р а п е в т. Тогда вы чувствуете, что не хотите отдавать его в приют.
Го с п о ж а С. Да. Конечно, я не отдам его. И никто не может мне помочь. Никто не виноват, что я такая и что он такой.
Т е р а п е в т. Любые слова утешения будут выглядеть нелепо в таком несчастье... все это так безнадежно...
Го с п о ж а С. Да. Даже мысль о том, что я когда-нибудь к этому привыкну, меня пугает. Я ничего не хочу принимать. Я думаю иногда: сейчас я проснусь, и окажется, что это был дурной сон.
Т е р а п е в т. Вы не можете вылечить своего сына, но вы можете поддерживать его в жизни и еще вы можете помочь самой себе.
Го с п о ж а С. Мне не нужна никакая помощь.
На этот раз разговор вертится в основном вокруг переживаний клиентки, ее отношение к сыну отходит на второй план. Каждый раз, когда о ее несчастье говорится с безусловным уважением, это означает для нее глубинное понимание, и таким образом она на один маленький шаг отдаляется от ощущения потерянности. Проявляются конкретные чувства и представления. К концу сеанса терапевт смещает угол зрения на другие, более реальные жизненные цели, так что клиентке открывается не только перспектива пассивно выносить свою судьбу, но и возможность делать что-то в жизни. При этом нужно показать, как именно избавиться от ощущения бессилия и занять активную жизненную позицию. На это делаются лишь намеки, потому что главная тема – это остро переживаемая безнадежность состояния ее сына.
Т а б л и ц а. Консультирование в семьях,