Предмет консультирования | |||
Форма консультации | Ребенок | Социальное окружение | Родитель |
Информация | Консультации по развитию и вспомогательные рекомендации; информация о патронажных службах; советы, как обращаться с ребенком, как воспитывать его и взаимодействовать с ним | Информация о том, как следует вести себя мужу и жене; влияние состояния ребенка на дедушек и бабушек и других родственников; социальное право | Консультации по вопросу о том, как ориентироваться в новой обстановке. (Чего я хочу?) Лечение и отдых |
Конкретные виды работы | Руководство по лечению ребенка, его поддержке и уходу за ним. Помощь в составлении распорядка дня. Тренинги по поведению ребенка, воспитанию. Тренинги взаимоотношений с домашними. Видеотренинги. Тренинги по развитию сочувствия и отзывчивости | Социальные темы: тренинг по отстаиванию своих прав; тренинг по решению проблем; тренинг по развитию умения общаться. Мобилизация внутренних ресурсов человека | Снятие напряжения; преодоление стресса; помощь в планировании свободного времени; забота о здоровье. Мобилизация внутренних ресурсов |
Разъяснения | Контакты с чужими людьми (не родственниками); отклонения в поведении, нарушения регуляции в раннем возрасте | Консультирование супругов, партнеров | Поддерживающие консультации, помощь в преодолении кризиса и горя |
Специальные мероприятия при наличии первичной несовместимости | Терапия родителей вместе с их детьми | Психотерапия; семейная терапия и терапия партнеров | Психотерапия |
Сочувствие горю
В личностно-центрированной психотерапии главным методом работы терапевта являются попытки понять систему координат клиента. Терапевт принимает клиента со всеми его чувствами и взглядом на вещи, безусловно, уважая его. Он выражает свое понимание в форме эмпатии, создает во время разговора такую атмосферу, которая раскрепощает, поддерживает клиента и побуждает его глубже проанализировать и объяснить свое состояние. Безусловное уважение призвано помочь человеку: его надежды иметь полноценного ребенка разбиты, и из-за этого он чувствует потребность в том, чтобы его признали и приняли (Finke, 1994). При этом клиенту говорят, что его горе — это нормальное и оправданное явление, стихийная и естественная реакция организма и всей личности на утрату (Canacakis, 1987).
Такая тактика позволяет максимально адекватно отнестись к каждой конкретной ситуации в рамках личностно-центрированной психотерапии. В разговоре клиент может выражать неприемлемые в обществе чувства, такие как агрессия, сомнения в том, сможет ли он принять ребенка, эмоции, которые кажутся ему постыдными. При этом он должен чувствовать себя понятым и принятым. Цель работы с переживанием горя в личностно-центрированной психотерапии — позволить клиенту собрать воедино вместе с его болью и все остальные вызывающие тревогу аспекты его состояния и осознать их (Jerneizig, 1991).