Глава 4. Этические рекомендации

4.1. Общая характеристика.

Этические рекомендации для консультантов - это больше, чем административные и правовые документы, они не являются лишь перечнем правил, которыми должны руководствоваться члены профессиональной группы для определения правильного поведения и недопущения отклонений от него. Этические рекомендации символизируют принципы, по которым профессиональная группа идентифицирует себя и отличает себя от других групп. Несомненно, традиция выработки профессионалами таких правил своими корнями уходит в давние времена можно, например, упомянуть кодексы гильдий ремесленников в средневековой Европе и клятву врача, известную еще в древней Греции (например, клятва Гиппократа). Этические рекомендации как таковые отражают мировоззрение, моральные ценности, зачастую не поддающиеся точной и законченной формулировке. Консультанту рекомендуется в сложных, регламентированных недостаточно конкретно ситуациях действовать исходя из духа, а не буквы этических рекомендаций.

Особое внимание общества вызывают вопрос сексуальных отношений в процессе консультирования между клиентом и консультантом. Например, Фрейд, обозначивший предельно четкую профессиональную позицию, не допускающую возможность сексуальной эксплуатации клиентов, столкнулся с фактами нарушения этих принципов некоторыми своими учениками. Так, одной из причин ухода из психоаналитического сообщества Юнга были получившие широкую известность многочисленные случаи сексуального принуждения и сексуальной эксплуатации клиенток.

По данным Т. Байрам Карасу (1998) контакты на эротической почве устанавливают до 10% психотерапевтов, со значительной разницей между специалистами разных направлений. Так, если среди представителей психо-динамической психотерапии 86% процентов опрошенных психиатров и психологов считают неэтичными и недопустимыми любые эротические контакты с пациентами, то у бихевиоральных психотерапевтов уже только 61% считают недопустимыми такие контакты.

Мотивацией таких отношений является утверждение, что именно сексуальные контакты позволяют достичь наибольшей психологической и духовной близости и приводят к выздоровлению даже в самых тяжелых случаях. При этом стыдливо умалчивается или вытесняются следующие факты: такие «терапевтические» половые отношения чаще всего возникают между мужчинами психотерапевтами и молодыми, сексуально привлекательными пациентками, и достаточно редки случаи «лечебного» контакта со старыми, полными, некрасивыми женщинами. К тому же имеются подробно задокументированные свидетельства о появлении синдрома психологической травмы: чувств гнева, бессилия и утраты доверия со стороны пациенток в результате «сексуального психотерапевтического вмешательства». Известны случаи сексуальных нарушений и со стороны консультантов, имеющих


гомосексуальную ориентацию, в том числе принуждение клиентов к перемене сексуальной ориентации на гомосексуальную.

К сожалению, данная проблема острее всего стоит в молодых профессиональных сообществах, где этические стандарты еще не получили должного распространения. Дальневосточный регион в этом плане не является исключением, более двадцати случаев сексуальных нарушений получили известность в профессиональных кругах. Этические рекомендации предписывают консультанту особенно строго относиться к своему поведению в отношении клиента, не допускать «двойственных» ситуаций и, уж тем более, поступков, которые могут быть истолкованы, как сексуальное принуждение, так как подобные преступные инциденты наносят непоправимый урон репутации профессии «консультант» в целом.

Не меньшую проблему представляют отношения консультантов со средствами массовой информации. Необходимость таких отношений вызвана многими причинами и, прежде всего, необходимостью сделать понятной для общества собственную профессию. Заманчивой представляется и возможность использования современных коммуникационных технологий для увеличения количества людей, имеющих возможность получить профессиональную помощь. В тоже время, не все происходящее в последнее время представляется безупречным, достаточно вспомнить теле-сеансы психотерапевта Кашпировского и его последователей. Остаются вопросы и относительно возможности использования интернет, газет и журналов, прямых теле-эфиров для консультативной помощи. К сожалению, зачастую огромные возможности, предоставляемые новыми технологиями, используются не в интересах клиента, не в интересах науки, а с целью наживы.

Развитие любого вида деятельности невозможно без научных исследований и консультирование здесь не исключение. Этические вопросы в последние годы приобрели особенную значимость и для ученых планирующих эксперимент. Невозможность учесть все последствия эксперимента для его участников и для общества в целом, необходимость максимально уменьшить вред от исследования не вызывает сомнения. Но как технически обеспечить выполнение этих благих намерений? Европейская Ассоциация Психотерапевтов, объединившая в своих рядах наиболее опытных психологов, психотерапевтов и специалистов по социальной работе европейского континента рекомендует опираться на этический кодекс.

Ниже в качестве примера приводится текст этических рекомендаций к методу Позитивной психотерапии. Этический кодекс изложен кратко, что облегчает процедуру знакомства с ним клиента и в тоже время содержит в себе все необходимые разделы:

1. описание особенностей метода, позволяющих клиенту осознанно выбрать
необходимого специалиста среди прочих;

2. правила оказания консультативной помощи;

3. сферы профессиональной ответственности консультанта;

4. обязательства консультанта;

5. навыки (способности), необходимые консультанту для оказания квалифицированной
помощи.

4.2. Этические рекомендации Международного Центра Позитивной Психотерапии (ICPP). Действуют с 1978 года.

Если Вы хотите привести страну в порядок, сначала приведите провинции в порядок. Если Вы хотите привести провинции в порядок, вы должны привести сначала в порядок города. Прежде чем приводить в порядок города, вы должны привести в порядок семьи. Если Вы хотите привести в порядок семьи, сначала Вы должны привести в порядок свою семью. Если Вы хотите привести в порядок свою семью, вы должны привести в порядок самого себя.

(Восточная Мудрость)


Метод Позитивной Психотерапии относится к гуманистическим, транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам. Этот конфликт-центрированный и ориентированный на способности метод был разработан доктором медицины Носсратом Пезешкианом в 1968.

1. Этот метод базируется на 9 Тезисах, 3 Измерениях и 5 Ступенях. Он основан на новом
позитивном понимании человека, как хорошего от природы и наделенного четырьмя
способностями: физической, ментальной, социальной и духовной.

2. Позитивная Психотерапия верит, что человеческое существование - это единство тела,
разума, эмоций и духа. Целью терапевтического процесса является помощь пациенту в
развитии осознанных им способностей и гармонизации его повседневной жизни.

3. Болезни и расстройства рассматриваются в новом позитивном свете. С помощью
историй, анекдотов и примеров из других культур пациент воодушевляется на новую,
более активную, роль в процессе своего исцеления. Терапевт оказывает пациенту
поддержку во время лечения.

4. С помощью терапевта пациент становится консультантом для собственной семьи и
окружения. Психотерапевт с уважением относится к личным ценностям пациента в
течение терапевтического процесса.

5. Элементы других психотерапевтических методик используются в Позитивной
Психотерапии настолько, насколько это согласовывается с лечением пациента и для
того, чтобы представить каким образом различные методы могут работать вместе
(междисциплинарный подход).

6. Главное назначение Позитивной Психотерапии - это забота о физическом,
психическом, социальном и духовном здоровье личностей, семей и групп.

7. Позитивная Психотерапия имеет дело с первичными человеческими способностями:
она понятна людям всех стран и социальных слоев, благодаря чему эффективно
справляется с транскультурными разногласиями.

8. Международный Центр Позитивной Психотерапии и его Европейские Подразделения
обеспечивают услугами и программами обучения всех независимо от расы, цвета кожи,
религии, происхождения, пола или национальности.

Психотерапевт несет профессиональную ответственность за:

1. Содействие в развитии теории, методологии и практики Позитивной Психотерапии и
применении её с транскультурной и междисциплинарной точек зрения;

2. Подготовку и переподготовку специалистов;

3. Содействие в развитии сознания того, что «человек - бесценен как источник всех
добродетелей»;

4. Содействие во взаимопонимании и терпимости между различными культурами;

5. Разработку программ решения семейных проблем.

Психотерапевт обязан:

1. Получить профессиональное образование;

2. Пройти курс личной терапии;

3. Профессионально совершенствоваться;

4. Контролировать качество своей работы с помощью супервизий.

Исследование обучающих программ по Позитивной Психотерапии показало, что качество терапевтических отношений зависит от таких факторов как:

1. Поддержка в решении конфликта;

2. Понимание и ясность;

3. Оптимизм, в поиске и содействии результативности психотерапии.


Психотерапевт должен быть способен:

1. Терпеливо слушать, сочувствовать и предлагать различные точки зрения: обеспечивать
условия поддержки, искренности, приятия, транскультурного и позитивного изменения
взглядов;

2. Задавать точные вопросы, определять содержание, хронологию, динамику и
возможности. Определять психогенез, соматогенез, социогенез и предоставлять
пациенту полное понимание ситуации, основанное на систематизированном первом
интервью и структуре терапии;

3. Сопровождать пациента на пути к самопомощи: путь к самопомощи означает веру в
способности пациента и знание способа их развития;

4. Фокусировать на конфликтах путем консультаций и осознавать ответственность за
последствия изменений. Практиковать честность, открытость, терпение и вежливость в
решении конфликтов;

5. Предвидеть будущее пациента после разрешения конфликта и окончания курса
терапии: использовать надежду как лекарство не только для решения внутренних
проблем пациента, но и для улучшения отношений в семье и социальном окружении
пациента;

6. Обмениваться с коллегами и терапевтическими институтами результатами
исследований терапевтического влияния и результатами специального образования по
Позитивной Психотерапии в разных странах;

7. Соблюдать и осознавать сущность терапевтических отношений.

Эти Этические Рекомендации предназначены для организаций, являющихся членами ICPP. Они применимы к психотерапевтам, тренерам, студентам, супервизорам и профессионалам, работающим в рамках Позитивной Психотерапии во всем мире.

4.3. Изложение этических принципов для Европейских психотерапевтов

Приведенные далее этические рекомендации обязательны к выполнению для членов Европейской Ассоциации Психотерапевтов, объединяющей в своих рядах консультантов разных специальностей: врачей, психологов, специалистов по социальной работе. Данный вариант этических рекомендаций является результатом много летних усилий комитета по этике ЕАР. Комментарий помогает глубже понять смысл положений этических рекомендаций, соотносит их с российским контекстом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: