Структура конс.процесу з точки зору консультанта

Психологическое консультирование - это процесс, имеющий ряд стадий. Стадийность его четко прослеживается в основном методе психологического консультирования - интервью или консультационной беседе.

В литературе обычно приводится "пятишаговая" поэтапная модель процесса психологического консультативного интервью (Абрамова, 2001):

1 этап - это установление контакта и ориентирование клиента на работу;

2 этап - сбор информации о клиенте, решение вопроса о том, "в чем проблема";

3 этап - осознание желаемого результата, ответ на вопрос: "Чего Вы хотите добиться?";

4 этап - выработка альтернативных решений, который можно обозначить как: "Что еще мы можем сделать по этому поводу?";

5 этап интервью - это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

Р.Мэй (1994) выделяет следующие стадии консультативного процесса:

1) установление контакта с клиентом (раппорт);

2) исповедь;

3) толкование;

4) трансформация личности.

Подход Д. Игана заключается в следующем структурировании процесса психологического консультирования, включающего три стадии:

Первая стадия - «рассказ истории клиентом»:

- рассказ клиентом своей проблемы с одной стороны, эмпатическое выслушивание консультантом этой истории и попытка быть с клиентом в этой ситуации - другой;

- фокусирование, выделение из сложной проблемы отдельных болевых точек и вопросов, на которые человек хотел бы получить ответы;

- поиск новых перспектив и резервов, на что можно опереться и ввести в последующем в процесс обсуждения.

Вторая стадия – «новый сценарий»:

- постановка клиента в рефлексивную позицию в новой модели жизни, каким он себя видит в будущей ситуации;

- эмпатическое принятие, сочувствие психолога в процессе выработки вариантов решения и их критики со стороны клиента;

- оценка того, как будут себя чувствовать в этой ситуации, в ходе разрешения проблемы другие участники конфликта.

Третья стадия – «выбор решения»:

- мозговой штурм, попытка найти идеи, которые позволят удовлетворить интересы участников конфликтной ситуации;

- формулировка плана;

- обсуждение действий.

Меновщиков В.Ю. (2000) указывает на следующие этапы:

- Установление контакта (первичная диагностика).

- Исследование и осознание задачи (вторичная диагностика).

- Перебор гипотез.

- Решение.

- Выход из контакта.

Структура психологической консультации, используя подход Ю.Е.Алешиной (1993), может состоять из следующих этапов:

1) знакомство с клиентом и начало беседы;

2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез;

3) коррекционное воздействие;

4) завершение беседы.

Итак, процесс консультативной беседы можно условно разделить на четыре этапа:

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы.

Длительность данного этапа 5-10 мин. при средней продолжительности одной консультативной беседы 45 мин. -1 час 10 мин. На протяжении этого этапа психолог-консультант выполняет следующие действия.

Можно встать навстречу клиенту или встретить его в дверях кабинета, что будет восприниматься клиентом как демонстрация доброжелательности и заинтересованности. Желательно подбадривать клиента словами типа «Проходите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».

После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45-60 с., чтобы он мог собраться с мыслями и оглядеться.

После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне вас называть?» После этого необходимо представиться клиенту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом.

Как пишет Р.-А.Б. Кочюнас (1999), клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оплате за консультирование, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования, о границах конфиденциальности. Часть этой информации предоставляется по запросу клиента, чтобы не испугать его до начала консультирования потоком информации.. Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение клиента о вступлении в процесс консультирования. начало второго этапа психологического консультирования. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая позволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не растеряться неожиданно под впечатлениями первого знакомства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной фразы: «Что вас привело ко мне?» С произнесения этой фразы начинается следующий этап психологического консультирования.

Этап 2. Расспрос клиента. Формирование и проверка консультативных гипотез.

Длительность данного этапа 25-35 мин. при средней продолжительности консультативной беседы 45 мин. - 1 час 10 мин. Данный этап можно условно разбить на две стадии:

1. Формирование консультативных гипотез.

2. Проверка консультативных гипотез.

Деятельность психолога-консультанта на стадии «Формирование консультативных гипотез»:

1. Эмпатическое слушание. Обычно когда говорят об эмпатии в психологии, то имеют в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами.

2. Принятие концепции клиента на этапе расспроса. консультант не должен вступать в споры с клиентом на этом этапе, обличать, уличать его, чтобы не вызвать ответную защитную реакцию.

3. Структурирование беседы. Первый прием: задавая какой-либо вопрос, меняя тему обсуждения, консультанту следует объяснять клиенту, почему он это делает, чем это вызвано, чтобы для клиента сохранялась хотя бы видимость логики всех переходов в разговоре. Второй прием: краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного. Это помогает клиенту быть более последовательным и лаконичным в своей речи, не повторять одно и то же. Кроме того, клиент получает возможность прислушаться к себе, услышать себя, понять себя.

4. Осмысление того, что говорит клиент. Осмысление это имеет целью формулирование одной или нескольких консультативных гипотез. Гипотеза - предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

Каждая гипотеза - это попытка консультанта понять ситуацию клиента, и она предполагает варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам. Чем больше гипотез возникает у консультанта при столкновении с ситуацией, тем более он профессионально оснащен, тем легче ему работать. Вербально выраженная консультантом гипотеза является интерпретацией.

На первой стадии второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, побуждая клиента к активному и довольно спонтанному (самопроизвольному, без участия воли психолога и клиента) рассказу. Одновременно он старается осмысливать ситуацию и формулировать консультативные гипотезы. Когда у него формируется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию - задавать конкретные вопросы, направленные на проверку консультативных гипотез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиента услышать что-либо от консультанта; он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивного состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез, означает начало второй стадии второго этапа консультативной беседы.

Деятельность психолога-консультанта на стадии «Проверка консультативных гипотез».

Для проверки своих консультативных гипотез психолог-консультант может избрать два алгоритма:

- Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточнение возникших у консультанта идей.

- Изложить клиенту свою гипотезу (интерпретацию) и спросить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, т. е. она максимально индивидуализируется.

На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей.

Этап 3. Оказание воздействия.

Продолжительность данного этапа - 5-10 мин. при средней продолжительности консультативной беседы 45 мин. -1 час 10 мин. Данный этап можно условно разделить на две стадии:

1. Коррекция установок клиента.

2. Коррекция поведения клиента.

Деятельность психолога-консультанта на стадии «Коррекция установок клиента».

Задача психолога-консультанта на этой стадии будет выполнена, если в сознании клиента обозначится следующая цепочка событий:

а) чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и т. д.);

б) неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях;

в) негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

Психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим. Ю.Е. Алешина уделяет особое внимание тому, чтобы результатом работы на этой стадии был детально разработанный план позитивного реагирования клиента.

Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить.

Психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативу своему поведению именно сам, чтобы это была именно его альтернатива, чтобы она органично вырастала из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы клиенту.

Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента предполагает, что в психологической консультации психолог и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место.

Этап 4. Завершение консультативной беседы.

Продолжительность этапа - 5-10 мин.

На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:

1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). Это связано с тем, что повторенное в конце беседы запоминается лучше.

2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами.

3. Прощание консультанта с клиентом. Клиента следует проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть клиента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: