double arrow

Основи психодрами та її використання в консультуванні


Психодрама - это, прежде всего, вид психотерапии. Он имеет две составляющие: клиническую (как лечение) и неклиническую (как самопознание и личностный рост). Они часто сопутствуют и дополняют друг друга. Во всяком случае, психодрама-терапия, как метод ориентированный не на симптомы, а на личность, невозможна без глубокого проникновения в личностную проблематику.

Терапевтическая команда

Терапевтическая команда в психодраме состоит из четырех ролей (компонентов): ведущий, протагонист, вспомогательные я и участники группы. Пятый элемент, имеющий для терапии ключевое значение, - место действия, сцена.

(а) Ведущий - главный терапевт, выступает в качестве катализатора, режиссера и продюсера психодрамы.

(б) Протагонист - отдельный клиент из группы, оказывающийся в фокусе событий. Иногда в одном занятии несколько протагонистов могут сменять друг друга, каждый представляя краткую психодраму. Протагонистом может выступать и вся целиком группа.

(в) Помощники - члены группы, которых просят играть роли, служащие нуждам протагониста.

(г) Члены группы - все клиенты, из них выбираются помощники.

(д) Пространство действия - специально разработанная область (необязательно действительно сцена), где происходит разыгрывание ролей. В этом месте протагонист полностью управляет временем, пространством и реальностью. Место, где любой может быть старым или молодым, может путешествовать куда угодно и создавать что-либо реальное, воображаемое или желаемое.

Структура занятия

Занятие психодрамы состоит из трех этапов: разминка, действие, завершение.

(а) Разминка: задача этой стадии состоит в повышении уровня готовности участников группы быть действительно вовлеченными в психодраму и выявить протагониста для следующей стадии. В обычном занятии этап разминки может занимать до 15% всего времени. Во вновь сформированных группах первые несколько занятий целиком уходят на прелюдию последующих терапевтических событий.

(б) Действие: это - сердцевина занятия. Здесь протагонист проявляет свои трудности. Этим начинается выделение протагониста из членов группы. Стадия действия включает в себя три взаимопереходящих друг в друга части. Первая выявляет наличную трудность, переживаемую протагонистом. За ней следует часть "исследования и прояснения", содержащая несколько сцен/эпизодов, направленных на исследование данной проблемы. Заключительная часть - "подведение итогов и поиск альтернатив"- имеет дело с проигрыванием решений конфликтов. Весь данный этап занимает примерно 65% занятия.

(в) Заключение: Заключение оканчивает занятие, в нем прежде всего должно быть выражено соучастие протагонисту и затем дан анализ разыгранного действия. Как правило - это период обсуждения, лишь очень редко он включает получение роли.




Следует всегда начинать с соучастия, в ходе которого члены группы и вспомогательные лица припоминают сходные случаи из своего опыта, так чтобы не оставить протагониста наедине с его трудностью. Это также позволяет другим членам группы поговорить о своих трудностях, что провоцируется психодрамой. Часто требуется, чтобы за соучастием последовал анализ. В это время делается попытка интегрировать все, чему научил опыт. Все целиком заключение должно занимать оставшиеся 15-20% времени занятия.

Монодрама - использование психодрамы в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вместо других людей, которые должны играть вспомогательные Я, в монодраме используются пустые стулья или символические предметы (например, игрушки).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: