Психоаналитический подход в консультировании

Цели психоанализа сосредоточиваются в основном на личностной адаптации, обычно вызывая реорганизацию внутренних сил личности. Первоочередная цель состоит в том, чтобы помочь клиенту лучше узнать бессознательные стороны своей личности. Бессознательное включает в себя подавляемые воспоминания и желания, слишком болезненные или угрожающие, с которыми когда-либо сталкивался клиент. Но подавление мыслей не устраняет их влияния; подавление только делает идентификацию этих мыслей более трудной. Психоанализ стремится помочь клиентам понять себя.

Вторая цель состоит в том, чтобы помочь клиенту преодолеть ранее не пройденный этап развития. Пройдя этот этап, клиенты раскрепощаются и приобретают способность жить более продуктивно.

Консультирование, основанное на психоаналитическом подходе, концентрируется не столько на конкретной актуальной ситуации затруднения, сколько на выявлении его первоначальных, более общих причин, корни которых уходят в далёкое прошл ое. Цель психоаналитического консультирования – снять подавление, произошедшее у клиента в детстве, заполнить провалы в памяти и создать возможность выносить суждения, опираясь на силу, а не на слабость Эго, и тем самым упрочить позиции Эго клиента.

Психоаналитическая консультация фокусирует своё внимание на борьбе между различными осознанными и неосознанными потребностями и мотивами поведения клиента, которая составляет основу его внутреннего психического конфликта с самим собой.

Несомненной заслугой школы Фрейда и его последователей является открытие новой философии отношений между клиентом и консультантом, в которой последний играет роль активного слушателя, учитывающего в процессе работы с пациентом значение феноменов сопротивления и защитных механизмов.

При использовании элементов психоаналитического подхода к анализу профессионального поведения консультанту может оказаться полезным психоаналитический диагностический профиль консультируемого, включающий:

1) индивидуальные особенности личной и семейной истории кли-

ента, оказавшие влияние на стиль профессионального мышления и

поведения;

2) фиксации и регрессии, оказывающие паталогизируещее влия-

ние на профессиональное поведение педагога в актуальной ситуации,

связанное с болезненным опытом прошлого;

3) скрытые механизмы агрессивности, создающие конфликтные

ситуации в различных видах профессионального взаимодействия;

4) способность Эго к самосохранению путём избегания разруши-

тельных стимулов и ситуаций риска;

5) уровень развития защитных механизмов, их проявления в про-

фессиональной деятельности;

6) степень развития Супер-Эго (совести, способности к самона-

блюдению, чувства вины, черт Эго-идеала).

Как отмечается в литературе, "в целом личность в современном психоанализе рассматривается как динамическая картина борьбы различных (как разрушительных, так и самосохраняющихся) тенденций, влечений и внутренних запретов, сопротивлений и защитных механизмов, призванных поддерживать хрупкий баланс между различными элементами личности. Психоанализ далёк от оценивания и диагностики личности по шкале "здоровье - болезнь", поскольку концентрируется на психодинамике развития отдельно взятой личности во всей диалектике и амбивалентности её страдания, а также на психоаналитической помощи в осознании и преодолении этого страдания"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: