Вопрос 1. Личность консультанта

Личность консультанта во всех психологических направлениях выделяется как важнейшее целительное средство в процессе консультирования.

М. Балинт указывал на то, что психотерапия - это не теоретическое знание, а навыки личности. Это же в полной мере можно применить и к психологу-консультанту.

К. Роджерс подчеркивает, что теория и методы консультанта менее важны, чем осуществление им своей роли.

В литературе указываются такие характеристики личности эффективного консультанта, как аутентичность, открытость собственному опыту, развитие самопознания, сила личности и идентичность, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, способность выстраивать глубокие отношения с другими людьми, постановка реалистичных целей, эмпатичность. Все эти характеристики указывают на то, что успешный консультант - это, прежде всего, зрелый человек.

Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность.

Выделяют три предпосылки квалифицированного психологического консультирования и психотерапии:

1. Личная зрелость консультанта: консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2. Социальная зрелость консультанта: консультант способен помочь другим

людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.

3. Профессиональное саморазвитие консультанта - это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.

Несомненно, перечисленные выше черты - то, к чему необходимо стремиться каждому работающему психологу или предполагающему им стать.

В процессе консультирования происходит постоянное обращение к мировоззрению и системе ценностей консультанта. О чем бы ни спрашивал клиент, консультант постоянно соотносится с собственной системой ценностей, с правилами, по которым он живет. «Что такое хорошо, что такое плохо, что может вызывать адекватную тревогу. Важно не оценивать, а быть открытым новому опыту. Осознавать и впоследствии анализировать свои реакции.

Ф. Бурнар приводит перечень личностных качеств консультанта:

1. Эмпатия

2. Эмоциональная теплота

3. Искренность

4. Позитивное отношение

5. Конкретность (воспринимает лишь то, что сказал человек, а не то, что он подразумевает)

6. Чувство юмора

7. Чувство трагичности бытия

8. Развитое самосознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: