В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы (далее – ФЦП), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, оценено общее состояние дел в информатизации судопроизводства:
«Имеющиеся в судах разрозненные и устаревшие средства вычислительной техники не дают возможности организовать оперативный обмен информацией. Судьи и работники аппаратов судов не имеют оперативного доступа к базам данных по действующему законодательству и судебной практике».
Определены следующие целевые направления информационного обеспечения судебной системы:
«Необходимо создание в судах компьютерных автоматизированных рабочих мест для судей, помощников судей и работников аппаратов судов, локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно-правовыми и другими информационными ресурсами».
Сложившаяся в настоящее время практика организации программно-технической инфраструктуры в арбитражных судах не способна предоставить необходимый уровень информационного обслуживания по целому ряду причин.
|
|
В частности, информационные системы судов:
· характеризуются недостаточной устойчивостью к сбоям и отсутствием средств, гарантирующих их работоспособность в целом при проведении работ по обслуживанию компонент;
· не располагают необходимым объемом дискового пространства на серверах;
· не могут гарантировать необходимый уровень доступности критически важных для работников судов сведений;
· не могут гарантировать свою восстанавливаемость и восстанавливаемость данных в случае катастрофического разрушения.
Кроме того, следует отметить следующие недостатки, влияющие на функционирование систем и усложняющие их обслуживание:
· гетерогенность, не вызванная какими-либо непреодолимыми причинами;
· отсутствие технической документации к системам;
· отсутствие эксплуатационной документации;
· отсутствие планов восстановительных работ в случае серьезных сбоев и разрушений систем или их компонент;
· отсутствие целого ряда служб, в том числе критически важных.
Программно-техническая инфраструктура арбитражных судов нуждается в разработке программы ее развития, включающей определение стратегии развития следующих направлений:
· обеспечение информационной безопасности;
· модернизация программного и аппаратного обеспечения серверов;
· модернизация программного и аппаратного обеспечения рабочих станций;
· пересмотр используемых технологий;
· стандартизация используемых компонент;
· разработка типового технического проекта программно-технической инфраструктуры суда;
|
|
· разработка комплектов проектной и эксплуатационной документации программно-технической инфраструктуры суда;
· приведение существующих систем к типовому виду.
Дальнейшее развитие информатизации и автоматизации деятельности системы АС РФ позволит обеспечить:
· оперативную информационно-правовую поддержку правоприменительной деятельности судов;
· открытость работы всей судебной системы;
· повышение оперативности сбора и оформления судебных документов в процессе подготовки и слушания дел;
· сокращение сроков рассмотрения дел;
· формирование единой информационной технологии судебного делопроизводства в целях сокращения времени на переписку и передачу информации;
· доступность для судей и сотрудников аппарата судов всего объема информации о законодательстве Российской Федерации и судебной практике;
· полноту и достоверность информации о деятельности судов;
· повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики;
· повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов;
· информационно-аналитическую поддержку принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.
Реализация перечисленных выше задач на высоком уровне программно-технического, организационного и методического обеспечения возможна и целесообразна при комплексном подходе к их решению и должна рассматриваться в рамках создания и развития ЕАИКС АС РФ.
На всех этапах создания ЕАИКС АС РФ следует обеспечить:
· системный подход;
· необходимую нормативно-правовую базу;
· финансирование;
· организационную инфраструктуру.