Краткое содержание курса

Организация – это:

ü совокупность элементов, взаимосвязанных между собой в определенном порядке для достижения поставленных целей;

ü процесс по упорядочению всех элементов в целесообразном единстве.

Основные свойства организации:

ü целостность,

ü эмерджентность, т.е. наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих у его составных частей;

ü гомеостазис, т.е. стремление восстановить нарушенное равновесие, компенсируя возникающие под влиянием внешних факторов изменения.

Различают организации открытые и закрытые. Закрытые существенно игнорируют эффект внешнего воздействия. Открытая предполагает динамическое взаимодействие с окружающим миром, т.е. обмен энергией и информацией со внешней средой. Разграничение систем на открытые и закрытые не является жестким, раз и навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможная и обратная ситуация. Открытые системы тяготеют к усложнению структуры и дифференциации.

Социальная организация – совокупность людей, взаимосвязанных между собой в определенном порядке для достижения поставленных целей. Или: это объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил.

На практике социальные системы реализуются в форме организаций, компаний, фирм и т.д. В теории организации различают различные виды социальных организаций:

o социально-экономические (гл цель: получение максимальной прибыли в интересах учредителей)

o социально-культурные (гл цель: реализация эстетических установок; вторичная цель: получение максимальной прибыли)

o социально-образовательные (гл цель: удовлетворение потребности клиентов в информации и знаниях; вторич цель: получение прибыли)

Жизненный цикл организации – это совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни.

Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы.

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются ее нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами. Основной целью здесь является выживание.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности неформальными.

3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает объем своей деятельности. Руководители выявляют новые возможности развития. Все это нацеливается на обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Однако важно периодически и своевременно корректировать структуру управления организации, упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно вводить в структуру новые подразделения, идти на создание временных структурных единиц для решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т.п.

5. Этап упадка. Концепция жизненного цикла указывает на наиболее характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка:

- снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы;

- повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе;

- возрастает сложность управления приростом производственных мощностей;

- усложняется процесс создания товарных инноваций;

снижается прибыльность.

Миссия – это предназначение организации, то,ради чего люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Миссия – понятие неоднозначное. Значение определения миссии организации состоит в том, что она:

o представляет собой базис, точку опоры для всех плановых решений организации, для определения ее целей и задач;

o создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные цели;

o помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

o вызывает понимание и поддержку внешних участников организации.

Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

Любая система подчинена действию законов природы и общества, законов управления. Законы организации бывают общие, частные и особенные (специфические, второго уровня). Общие законы универсальны, т.е. они не зависят от страны, географического расположения. Частные действуют в каких-то конкретных ситуациях и определенных видах деятельности. Специфические – отражают специфику организации.

Общие законы организации действуют во всех материальных системах. К основным из них можно отнести закон синергии, закон самосохранения и закон развития.

Закон синергии говорит, что для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов.

Закон самосохранения, который говорит, что каждая система (биологическая или социальная) стремиться сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (в некоторых источниках: «экономнее расходовать свой ресурс»).

Для анализа положения организации очень важным показателем является уровень самосохранения (УРс), определяемый как разность потенциалов созидания и разрушения, деленный на суммарный объем ресурсов созидания.

УРс = (С - Р) 100%´/ С

Данное соотношение имеет аналогию с рентабельностью выпускаемой продукции.

Как поддерживать на достаточном уровне или увеличить положительный ресурс организации (то есть созидательный потенциал)? Этого можно добиться за счет правильной работы с внешней средой. Здесь существуют и используются 4стратегии.

Пассивно-индивидуальная.

Пассивно-коллективная.

Активно-индивидуальная.

Активно-коллективная.

Закон развития гласит, что каждая система (биологическая или социальная) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Существуют две формы развития – эволюционное и революционное. Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

Закон развития опирается на принципы:

инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания;

эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например, для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом;

непрерывности - процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;

стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности.

Законы организации второго уровня – это закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза и закон композиции и пропорциональности.

Закон информированности-упорядоченности – к аждая система (биологическая или социальная) стремиться получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения).

Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала, подразделений, экономики и т.д., а также наличие между элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния) – коэффициентов пропорциональности.

Данные - это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Информация (управленческая) - это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация - это часть данных. Обычно информацию разделяют на два больших класса: объективную (овеществленную в товаре) и субъективную (отраженную, организованную людьми).

Руководитель, используя характеристики информации, имеет возможность создать первоклассный информационный ресурс своей организации. Обычно в управлении выделяют следующие характеристики информации: объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

Закон единства анализа и синтеза говорит, что каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или функций.

Суть анализа (декомпозиции) состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза (агрегатирования) состоит в соединении (мысленном или реальном) простых составляющих объекта в единое целое, согласование их деятельности для более эффективной деятельности или удобства исследования.

Закон композиции и пропорциональности гласит, что каждая система (биологическая или социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).

Сознательная реализация закона композиции и пропорциональности в организации требует обязательного использования набора принципов:

ü - принцип планирования:

ü - принцип координации:

ü - принцип полноты:.

Принципы организации – это общие правила (положения) формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие их упорядоченность и целесообразность функционирования.

К числу основных универсальных принципов организации, действующих в природе и обществе, можно отнести (по А.А. Богданову) принципы: цепной связи, ингрессии, подбора (отбора), подвижного равновесия, слабого звена и др.

Структура – это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами.

Состав – это совокупность элементов, образующих систему.

Осуществление рационализации структур основывается на классификации самих структур, а также составляющих и формирующих их связей и соединений.

Внутрисистемные межкомпонентные связи составляют структуру организации, однако сами по себе, как таковые, не определяют ее строения. Основой строения структуры является соединение – узел связи со всей совокупностью входящих и исходящих из него каналов. Соединение устанавливает связь данного узлового элемента и другими элементами системы.

Классификация структур по содержанию и функциональному назначению осуществляется по следующим признакам:

§ по роду связей;

§ по сферам функционирования организации;

§ по типу департаментизации.

По роду связей структуры подразделяются на следующие группы.

ü Структуры непосредственного взаимодействия

ü Структуры отношений иерархичной соподчиненности

ü Структуры пропорциональных соотношений

В реальности все три вида структур находятся в единстве и образуют целостную структуру организации, в рамках которой выполняются свои вполне определенные функции.

По сферам функционирования организации может быть выделено множество различных структур, соответствующих множеству самих видов деятельности.

ü Технологические структуры

ü Организационно-управленческая структура

ü Экономическая структура

ü Социально-психологическая структура

Следует иметь в виду, что каждая из указанных функциональных структур обладает только условной автономностью. Все они являются составляющими общей структуры организации, находятся в тесном единстве и существенной зависимости друг от друга.

1. Выделение относительно обособленных подразделений организации называется департаментизацией.

Виды структур по типу департаментизации:

ü линейная

ü функциональная

ü линейно-функциональная

ü дивизионная

ü матричная и некоторые другие

Форма динамического существования системы – процес с – единое последовательное и качественно определенное движение системы.

Формирование организованных, внутренне упорядоченных процессов определяется как динамическая организация или процессуализация.

Для каждой фазы жизненного цикла характерны свои качественно определенные процессы, различающиеся направленностью, глубиной и скоростью изменений, происходящих в системе, в уровне ее организованности, потенциале, положении в среде. Т.о., можно говорить о классификации процессов по фазам жизненного цикла системы.

1. Процессы образования системы

В зависимости от формы, в которой осуществляется создание новой системы, процессы образования подразделяются на:

- интеграцию – процесс образования системы путем объединения нескольких самостоятельных систем;

- дезинтеграцию – процесс образования новых систем путем разделения более крупной системы;

- трансформацию – процесс преобразования одной системы в другую, качественно отличную от исходной.

2. Процессы роста системы, обеспечивающие увеличение количественных параметров и расширение масштаба системы.

3. Процессы развития системы, предполагающие качественное совершенствование и повышение уровня ее организованности.

4. Процессы функционирования системы на одном и том же уровне организованности и при тех же параметрах системы. Могут быть выделены:

- процесс функционирования «в чистом виде» как самостоятельная фаза физненного цикла системы – временный застой, который через определенные периоды может повторяться многократно;

- функционирование как базовый процесс выполнения определенной функции, вытекающий из предназначения системы, на который уже могут накладываться процессы роста, развития, спада или регрессирования.

5. Процессы спада характеризуются падением количественных параметров системы и сужением ее масштаба.

6. Процессы регрессирования системы характеризуются ухудшением качественных характеристик системы и снижением уровня ее организованности.

7. Процессы разрушения системы, завершающиеся потерей ее качественной определенности.

Выделяют следующие принципы процессуализации:

Направленность

Прямоточность

Результативность.

Эффективность

Оперативность

Информативность

Гибкость

Ритмичность

Рынок представляет собой своеобразный тип хозяйственных связей, обусловленных действием объективных экономических законов (стоимости, спроса и предложения, конкуренции и др.), в процессе реализации которых согласовываются интересы и удовлетворяются потребности различных субъектов экономической деятельности на основе их взаимо- и само-регулирования.

Современная развитая рыночная экономика характеризуется рядом признаков:

§ сочетанием крупных, средних и мелких предприятий;

§ развитыми социальными функциями государства, системой социальной защищенности трудящихся;

§ преобладанием рынка потребителя над рынком производителя;

§ активной ролью человеческого фактора в производстве и управлении;

§ государственным регулированием рынка.

Мировая хозяйственная практика свидетельствует о высокой эффективности рыночной экономики. Система рыночных институтов включает четыре блока:

1. Условия рынка.

2. Виды рынка.

3. Инфраструктура рынка.

4. Управление в условиях рынка, которое подразделяется на рыночное самоупраление и государственное регулирование.

Условия рынка, образующие фундамент, на котором он основывается, включают:

§ демонополизацию государственной или какой-либо другой формы собственности;

§ разгосударствление, приватизацию, в условиях монополии государственной власти;

§ разделение государственного и хозяйственного руководства;

§ создание конкурентной среды, в т.ч. за счет разукрупнения предприятий-монополистов, развития малого бизнеса;

§ свободное движение всех факторов производства;

§ свободное ценообразование;

§ открытость и доступность рынка для всех;

§ конвертируемость валюты (рубля).

Статус управления включает весь комплекс структур, связей и коммуникаций, технический информационный и интеллектуальный потенциал, обеспечивающий необходимые анализ и оценки, принятие и реализацию обоснованных решений.

Статус собственности означает использование многообразных отношений собственности, обеспечивающих каждому работнику возможность владения и распоряжения принадлежащими ему средствами производства и результатами труда.

Любые организационные нововведения структурного и процессного характера являются прежде всего продуктами организационного проектирования.

Понятие «проектирование» означает процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта состояния.

Организационное проектирование как функция организации состоит в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой (моделируемой) системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности.

В структурном плане организационное проектирование различается в зависимости от объекта по ориентации: на создание новой системы, на частичное усовершенствование или на ее радикальные преобразования.

Как процесс проектирование представляет собой функционально связанные друг с другом операции по созданию проекта. Этих операций в типовом процессе может быть три: предпроектные работы, техническое проектирование, рабочее проектирование.

Проектирование организационных структур осуществляется на базе следующих основных методов:

ü Метод аналогий

ü Экспертный метод

ü Метод структуризации целей

ü Метод организационного моделирования

С общественной точки зрения эффективность представляет собой степень достижения организацией своих целей при использовании ограниченных ресурсов. Рассмотрение эффективности с точки зрения целей и ресурсов концентрируется на двух условиях: достижение цели является необходимым условием производительной деятельности организации, и производительное использование ресурсов является необходимым, но недостаточным условием для эффективности. Эффективность может оказаться неопределенным и изменчивым критерием.

Современный уровень анализа организационной эффективности предусматривает учет фактора времени, когда организация рассматривается как элемент большей системы (внешней среды). Во временном отрезке организация принимает, перерабатывает и возвращает ресурсы большей системе. И соответственно окончательная проверка организационной эффективности состоит в том, может ли организация поддерживать себя во внешней среде. Поэтому выживание является предельной или долгосрочной мерой организационной эффективности. Однако руководители и все, кто заинтересован в существовании организации, должны пользоваться индикаторами, позволяющими оценить вероятность ее выживания. Это могут быть, например, индикаторы краткосрочного действия, включающие измерение производительности, производства и удовлетворения. Существуют также другие индикаторы: промежуточные (адаптивность и развитие), а также долгосрочные, к которым относится выживание.

Производство отражает способность организации выпускать такое количество продукции и такого качества, которое требует потребительский рынок.

Производительность. Этот критерий краткосрочного действия сосредоточен на всем цикле «вводимые ресурсы – процесс – выпуск продукции», однако акцент сделан на элементах вводимые ресурсы и процесс. Показатели производительности обязательно должны выражаться в форме пропорции: прибыль (стоимость или выпуск продукции), отнесенная во времени.

Удовлетворение. Рассмотрение организации как общественной системы предполагает, что определенное внимание должно уделяться выгоде, получаемой ее членами, покупателями и клиентами.

Адаптивность. Данный показатель можно представить как уровень, при котором организация реагирует на изменение ее внутренней и внешней среды.

Развитие. Его цель состоит в повышении способности организации выживать в длительной перспективе.

Коммуникации – обмен информацией между различными элементами системы управления, которое связывает их в единое целое.

Кoммyникaции мoгyт быть вepбaльными и нeвepбaльными

Внeшниe кoммyникaции пpeдcтaвляют coбoй oбмeн инфopмaциeй, пpoиcxoдящий мeждy пpeдпpиятиeм и внeшнeй cpeдoй, пoзвoляющий пpeдпpиятию быть в кypce пoтpeбнocтeй peaльныx и пoтeнциaльныx пoкyпaтeлeй, paбoты кoнтpaгeнтoв и кoнкypeнтoв, a тaкжe oтcлeживaть нoвыe тeндeнции в нayкe (изoбpeтeния, тexнoлoгии).

Кoммyникaции внyтpи пpeдпpиятия мoжнo paздeлить нa виды:

· мeжypoвнeвыe кoммyникaции —;

· кoммyникaции мeждy paзличными oтдeлaми, или гopизoнтaльныe кoммyникaции.

· кoммyникaции «pyкoвoдитeль — пoдчинeнный

· кoммyникaции мeждy pyкoвoдитeлeм и paбoчeй гpyппoй.;

· нeфopмaльныe кoммyникaции.

Кoммyникaциoнный пpoцecc — этo oбмeн инфopмaциeй мeждy двyмя или бoлee людьми.

В пpoцecce oбмeнa инфopмaциeй выдeляют чeтыpe бaзoвыx элeмeнтa:

· oтпpaвитeль;

· cooбщeниe;

· кaнaл;

· пoлyчaтeль.

Пpи oбмeнe инфopмaциeй oтпpaвитeль и пoлyчaтeль пpoxoдят нecкoлькo взaимocвязaнныx этaпoв. Укaзaнныe этaпы тaкoвы:

· зapoждeниe идeи;

· кoдиpoвaниe и выбop кaнaлa.;

· пepeдaчa cooбщeний;

· дeкoдиpoвaниe.

Коммуникационные барьеры (помехи) – препятствия в процессе обмена информацией (языковой барьер, различное восприятие одной и той же информации, плохая обратная связь и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: