double arrow

СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Тема 15. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

1. Сущность и цели денежно-кредитной политики. Функции центрального банка.

2. Инструменты денежно-кредитной политики.

3. Воздействие денежно-кредитной политики на национальный продукт. Трансмиссионный механизм.

4. Мультипликативное расширение банковских депозитов. Денежный мультипликатор.

5. Кейнсианская денежная политика. Ликвидная ловушка.

6. Монетаристская денежная политика. Уравнение Фридмена.

7. Противоречия денежно-кредитной политики.

8. Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Гранвилл Б. Проблемы стабилизации денежного обращения в России// Вопросы экономики. 1999. № 1.

Гринспен А. Коммерческие банки и центральный банк в рыночной экономике// Вопросы экономики. 1991. № 12. С.87-96.

Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. С.171-273.

Илларионов А. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике// Вопросы экономики. 1996. № 12. С.40-60.

Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т.1. С.264-312.

Маневич Д., Козлова Е. Альтернативные модели денежно-кредитной политики// Российский экономический журнал. 1997. № 5-6.

Моисеев С. Инфляционное таргетирование: международный опыт и российские перспективы. Вопросы экономики. 2000. № 9.

Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. М., 1995.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год// Деньги и кредит. 1998. № 12.

О мерах Правительства РФ и ЦБ РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране// Российский экономический журнал. 1998. № 11-12.

Соколинский В., Исалова М. Денежно-кредитный механизм экономической политики// Российский экономический журнал. 1996. № 1.

Эклунд К. Эффективная экономика. С.177-186.

СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Денежно-кредитная политика – это комплекс государственных мер в сфере денежного обращения и кредита, направленный на обеспечение неинфляционного экономического роста, полной занятости, а также на сглаживание конъюнктурных циклов деловой активности. Впрочем, воздействуя на спрос и предложение на денежном рынке, государство обычно стремится достичь не только этих своих стратегических целей, но и целей более конкретных, тактических – нахождения оптимального сочетания денежной массы и процентных ставок, наилучшей динамики кредита, валютного курса, государственного долга и т.д. Причем указанные цели образуют сложную структуру, в которой достижение тактических целей призвано содействовать реализации целей стратегических – хотя на практике нередки случае противоречий между ними.

Денежно-кредитную политику проводит государство через двухуровневую (как минимум) кредитную систему. Первый ярус данной системы представлен центральным банком (государственным или, по меньшей мере, находящимся под пристальным государственным контролем), а второй – коммерческими банками. На практике существуют и более низкие уровни – специализированные банки (ипотечные, инвестиционные, внешнеторговые и др.), а также кредитно-финансовые учреждения небанковского типа: пенсионные фонды, страховые, финансовые компании и т.п. Старейшими из центральных банков являются Банк Англии и Банк Швеции, которые были основаны еще в конце XVII в. Однако современная модель центральных банков начала формироваться лишь в XIX в. - в экономике с бумажными деньгами и многочисленными коммерческими банками. Сегодня в любой, даже самой маленькой стране имеется свой центральный банк. В такой же крупной стране, как США, функции центробанка выполняет Федеральная Резервная Система (ФРС), состоящая из правления в Вашингтоне и 12 региональных банков, самостоятельность которых ограничена.

Центральный банк является:

1) эмиссионным центром страны;

2) банком банков;

3) банкиром правительства.

4) органом регулирования экономики страны денежно-кредитными методами.

Центральный банк несет ответственность за состояние денежного обращения. Он выступает монополистом в определении предложения денег и темпов его роста. Являясь эмиссионным центром страны, центральный банк обладает монопольным правом выпуска денег и их изъятия из обращения. Следовательно, денежный рынок - монопольный, но демонополизация ему не грозит. Однако в этих условиях вполне возможными становятся злоупотребления со стороны центробанка. Поэтому для нормального функционирования денежного рынка требуется продуманное законодательство, которое бы регламентировало деятельность центрального банка и других государственных органов, ответственных за проведение денежно-кредитной политики.

Функция банка банков заключается в том, что, с одной стороны, центральный банк сосредоточивает у себя обязательные резервы коммерческих банков, а с другой – спасая коммерческие банки при угрозе финансовой паники, он предоставляет им кредитную поддержку. Естественно, на нее могут рассчитывать не все нуждающиеся в кредите банки, а лишь те из них, которые имеют достаточно устойчивое финансовое положение.

Функция банкира правительства выражается в действиях центрального банка в качестве консультанта кабинета министров, управляющего его счетами, фондами и национальными золотовалютными резервами. Центральный банк финансирует бюджетный дефицит своими прямыми кредитами или путем выпуска государственных облигаций – выплачивая по ним проценты, а в дальнейшем погашая их. При этом правительство широко использует информационно-аналитический потенциал центробанка для нахождения наилучшего момента выпуска этих ценных бумаг, их цены, доходности и других характеристик. Реализация этой функции налагает взаимные права и обязанности на правительство и центральный банк. Казначейство как орган правительства обязано хранить большую часть свободных денежных ресурсов в центральном банке в виде вкладов (депозитов). Центральный банк, в свою очередь, отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы.

Денежно-кредитная (монетарная) политика связана с изменением массы денег в обращении. Необходимость ее состоит в том, что нерегулируемая деятельность частных кредитных учреждений усиливает циклические колебания конъюнктуры: так, например, банки нередко считают выгодным расширять предложение денег в период экономического подъема (сопровождаемого инфляцией) и сокращать его во время спада. Такие действия провоцируют проциклические тенденции в функционировании банковской системы. Для противодействия им центральный банк может увеличивать денежное предложение в условиях спада для поощрения расходов, а во время инфляции - уменьшать его с целью ограничения расходов. Тем самым смягчаются циклические колебания на рынках товаров, капиталов, рабочей силы, сдерживается инфляция, регулируются темпы экономического роста.

Таким образом, современная кредитная система может быть представлена в форме пирамиды кредита, в основании которой находится казначейство. Оно тесно связано с центральным банком, который, в свою очередь, воздействует на коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Последние же осуществляют непосредственное кредитование фирм и домохозяйств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: