Основными функциями центрального банка являются функции: 1) эмиссионного центра страны; 2) банка банков; 3) банкира правительства; 4) органа регулирования страны денежно-кредитными методами и прочие (рис. 9.4).
1. Эмиссионный центр страны. Являясь эмиссионным центром страны, центральный банк обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги центрального банка состоят из наличных (банкноты и монеты).
Законодательно эмиссионная монополия закрепляется за центральным банком как представителем государства только в отношении банкнот (в некоторых странах – и монет). Однако когда говорят об эмиссии в широком смысле, имеют в виду пополнение денежного оборота всеми видами денежных средств (деньгами центрального банка и деньгами коммерческих банков). Обладая исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, центральный банк лишь отчасти участвует в депозитно-ссудной эмиссии. Если коммерческие банки «создают деньги» в процессе депозитно-ссудной эмиссии для развития своих операций, то центральный банк делает это либо для регулирования ликвидности банковской системы, либо для поддержания курса национальной валюты, либо для финансирования государственного бюджета.
|
|
Что касается монет, то в некоторых странах центральный банк также имеет монополию на их эмиссию, но чаще всего их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В таких случаях центральный банк покупает у казначейства монеты по номиналу, а эмиссионная прибыль идет в госбюджет. Центральный банк имеет монополию на эмиссию бумажных денег на всей территории страны.
2. Банк банков. Данная функция заключается в том, что центральные банк совершает свои операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранит их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, осуществляет надзор и контроль, предоставляет кредиты (кредитор в последней инстанции). С одной стороны, центральный банк сосредоточивает у себя обязательные резервы коммерческих банков, а с другой – оказывает им необходимую кредитную поддержку.
Функция банка банков конкретизируется в функциях: а) кредитора в последней инстанции, б) надзора и контроля за коммерческими банками и в) главном расчетом центре страны.
2 а. Кредитор в последней инстанции. Выручая коммерческие банки в период экономической нестабильности, центральный банк предоставляет им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг.
Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета. Это особенно широко используется в развивающихся странах. Напротив, развитые страны, стараются избегать такой политики.
|
|
Концентрация обязательных резервов в центральном банке означает, что центральный банк может в известных случаях осуществлять контроль за деятельностью коммерческих банков.
2 б. Надзор и контроль над коммерческими банками включает в себя контроль за функционированием кредитно-банковской системы и валютный контроль.
Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или рефинансирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, то есть процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относится разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм, и контроль за ними.
Не менее важной контрольной функцией центрального банка является осуществление валютного контроля и валютного регулирования, степень жесткости которых зависит от общего экономического положения страны.
2 в. Главный расчетный центр страны. Центральный банк стремится создать такие условия для проведения платежей и расчетов, которые минимизировали бы системный риск и его последствия. Центральные банки могут непосредственно участвовать в организации межбанковских расчетов, а также осуществлять контроль за частными расчетно-клиринговыми системами. Как правило, в функции центральных банков развитых стран входит регулирование платежей, клиринга и расчетов, включая: а) участие в работе расчетно-клиринговых палат; б) общий контроль и надзор за деятельностью расчетно-клиринговых палат; в) выполнение отдельных платежных операций; г) предоставление кредитов для завершения расчетов.
3. Банкир правительства. В условиях ограниченной финансовой базы, несбалансированности финансовых потребностей государства возникает необходимость изыскания внутренних и внешних займов и кредитов на цели покрытия государственных расходов и дефицита государственного бюджета. Основной формой финансирования государственных расходов и государственного бюджета являются государственные займы. Государственный банк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигационных займов среди коммерческих банков, страховых компаний и других участников денежного рынка.
К другим основным методам финансирования государственного долга относится денежная эмиссия и прямые кредиты центрального банка.
Помимо управления государственным долгом, центральный банк может участвовать в кассовом исполнении бюджета, если в стране существует банковская или смешанная система кассового исполнения бюджета.
В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы. Это означает, что все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в центральном банке, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов. Центральный банк выступает кассиром правительства.
В процессе кассового исполнения бюджета центральные банки аккумулируют бюджетные поступления, выдают финансовые средства, зачисленные на счета федеральных и местных бюджетов, ведут учет поступлений и платежей федерального и местных бюджетов, предоставляют финансовым органам отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов, а также осуществляют целый ряд других операций.
4. Денежно-кредитное регулирование. В настоящее время эта функция стала наиболее значимой, в связи с тем, что денежно-кредитному регулированию в индустриально развитых странах уделяется первостепенное значение в сфере экономической политики государства. Методы денежно-кредитного регулирования носят административный (прямой), экономический (косвенный) либо смешанный характер (см. рис. 9.4). Они будут подробно рассмотрены в 11 главе.
|
|
5. Дополнительные функции Центрального банка не связаны непосредственно с его главной задачей (сохранение стабильности национальной валюты), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относится: а) управление государственным долгом, б) проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных, в) изготовление банкнот и др. Функции проведения аналитических и статистических исследований по своему характеру неодинаковы и неравнозначны в центральных банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютной политики в основном базируются на данных платежных балансов. Это обусловило в некоторых странах (Бельгии, Германии, Франции, Нидерландах, Японии) делегирование центральному банку функции сбора и анализа такого рода данных.
Большинство центральных банков осуществляет исследования экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики. Некоторые центральные банки публикуют подробные результаты проведенных исследований (в США, Японии, Германии, Франции, Англии и др.).
Многие центральные банки изучают финансовое положение предприятий и создают централизованные службы по банковским рискам (Бельгия, Германия, Франция, Италия, Испания). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании, Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий.
Задача всех центральных банков – выпуск в обращение банкнот и обеспечение их обращения на территории страны. При этом лишь немногие банки (Италии, Британии, Бельгии, Испании и др.) имеют специальные структурные подразделения по производству банкнот.
[1] В Греции банкиры назывались «трапезидами» (от греческого слова «трапеза», что означает «стол»).
|
|
[2] Итальянское слово “giro” происходит от латинского “circus” – «круг», так как первоначально клиентами жиро-банка являлся замкнутый тесный круг лиц, по устному приказу которых банк списывал необходимые суммы со счета одного клиента на счет другого.
[3] Знаменитым завсегдатаем ломбардов был великий писатель – Ф.М. Достоевский, который во время своих визитов в ломбарды находил там прототипы некоторых своих героев – обитателей «дна». Сам Достоевский был часто вынужден обращаться в ломбарды, чтобы получать средства для выплаты долгов, вызванных его страстью к азартным играм. Он, как и многие другие клиенты ломбардов в прошлом и настоящем, не мог найти других кредиторов – ни среди частных лиц, не среди учреждений – из-за своей склонности не возвращать ссуды.
[4] Овердрафт (англ. overdraft – сверх плана) кредит, выдаваемый при недостатке средств на расчетном счете клиента для проведения текущих платежей.
[5] Эти нормативы конкретизированы в Инструкции Банка России от 16.01.2004 г. №110-И «Об обязательных нормативов банков». Она заменила прежнюю Инструкцию от 1.10.1997 г. № 1 «О порядке регулирования деятельности банков». Среди этих нормативов особое значение имеют следующие.
Норматив достаточности собственных средств Н1 = (минимальное отношение собственных средств к активам). Для банков с размером капитала не менее 5 млн. евро, Н1 ≥ 10%, для более мелких банков Н1 ≥11%.
На 1 января 2002 г. Н1 по России оценивался в 20,3%, на 1 января 2003 г и 2004 гг. – по 19,1%, а на начало 2005 г. – 17%. Наименьшее значение Н1 на 1 апреля 2005 г. было у Уральского банка реконструкции и развития (10,1%), Газпромбанка (10,3%), банка «Северный морской путь» (10,4%), Транскредитбанка (ТКБ, 10,6%), Росбанка (10,7%), Пробизнесбанка (10,9%), банка «Союз» (11%), Промсвязьбанка (11,11%). В целом в России наблюдается устойчивая тенденция к падению уровня капитализации банковской системы. (См.: Ведомости. 6.06. 2005. Б.1).
Норматив мгновенной ликвидности банка Н2 = (минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования). При этом Н2 ≥ 15%.
Норматив текущей ликвидности банка Н3 = (минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования на срок до 30 календарных дней). При этом Н3 ≥ 50%.
Норматив долгосрочной ликвидности банка Н4 = (максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года, к собственным средствам банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 1 года. Установлено, что Н4 ≤ 120%.
Норматив общей ликвидности банка Н5 = (минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка). При этом Н5 ≥ 20%.
Кроме того, действуют нормативы предоставления крупных кредитов: Н6, Н7, Н9.1, Н10.1. Все они изучаются в курсе «Основы банковской деятельности».
[6] Alesina A., Summers L.H. Central bank independence and macroeconomic performance: some comparative evidence //Journal of money, credit and banking. 1993. No 25. P. 151-162.