Интегрированный урок, сочетающий проблемное обучение с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и «Дебаты»

Класс: 10

Цели урока: 1.Проанализировать поведение сторон (Порфирий Петрович и Раскольников), проследить их эмоциональное состояние, с помощью исследования и решения проблемной ситуации дать оценку действиям каждого.

2.Развивать критическое мышление учащихся: научить кодировать информацию, воспринимать явления интегрировано, через связь с другими науками, развивать творческие способности учащихся, способность к решению жизненных проблем.

3.Воспитывать способность к сотрудничеству, к работе в группе.

Состояние положительное
Оборудование и наглядность: 1. Бланки для построения графиков состояния героев

 
 
События


       
 
 
   
Состояние отрицательное


2. Алгоритм написания хокку.

Строчка 1. «Я был» кем-то или чем-то или «Я видел» кого-то или что-то.

Строчка 2. Место и действие (где и что делал).

Строчка 3. Определение (как?).

3. Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

Знаю Хочу узнать Узнал
     

Ход урока № 1:

Литература и математика – науки, лежащие друг от друга на разных полюсах. В этом и заключается «изюминка» урока: познание литературы через математику. Урок был проведен в общеобразовательном классе и не требовал углубленных знаний, но прошел очень интересно и увлекательно, т.к. позволил вовлечь в работу и «математиков», и «литераторов». Точность и логичность мышления одних и образность и эмоциональность других, «перемешанные» в процессе групповой работы, способствовали максимальной эффективности урока.

Другая находка – применение исследовательского метода работы в решении проблемной ситуации: разделение класса на «медиков», «психологов» и «юристов». Выполнение «ролевых» заданий дает возможность проанализировать поединок героев с разных позиций, рассмотреть различные точки зрения и на их основе выработать свою. Кроме того, урок – это шаг на пути профессионального самоопределения учащихся, знакомство с особенностями профессий.

I. Дифференцированное домашнее задание к уроку.

Подобрать цитаты, характеризующие поведение Порфирия Петровича и Раскольникова:

1 группа – III часть 5 глава;

2 группа – IV часть 5 глава;

3 группа – VI часть 2 глава.

II. Слово учителя

«Три встречи Порфирия с Раскольниковым – это вовсе не обычные следовательские допросы; и не потому что они происходят «не по форме», а потому, что они нарушают самые основы традиционного типа взаимоотношений следователя и преступника. Все три встречи – подлинные и замечательные полифонические диалоги»,- писал М.М.Бахтин. К.К.Истомин продолжил его мысль: «Они представляют собой как бы законченную трагедию с тремя действиями по строго проведенному плану развития сюжета. Первая встреча намечает нам характер и тему борьбы, а также главных героев трагедии. Вторая встреча – интрига достигает своего высшего пункта и напряжении: впавший в уныние Раскольников опять воспрянул духом после неожиданного признания Николая и посещения «мещанина». Заключается она смелым заявлением Раскольникова: «Теперь мы еще поборемся». Третье действие – встреча противников в комнате Раскольникова – завершается неожиданной катастрофой: с «серьезной и озабоченной миной» Порфирий представляет Раскольникову все выгоды добровольного покаяния».

● Можно ли однозначно оценить поведение Раскольникова и Порфирия Петровича в их поединке? Почему? (Зачастую преступник Раскольников превращается в жертву следователя, играющего с подозреваемым как кошка с мышкой; вызывает настороженность и состояние Раскольникова, здоров ли он психически; пока вина не доказана, следователь не имел права так давить на Раскольникова и т.д.)

III. Постановка проблемной ситуации.

Учитель. Поединок Раскольникова не только с самим собой, но и с Порфирием Петровичем, их душевное состояние и внешние проявления – это то, что поможет нам понять, кто же Раскольников – преступник или жертва? И как, с точки зрения профессиональной этики, можно оценить действия Порфирия Петровича.

IV. Работа в группах

Эта работа является продолжением домашнего задания. Опираясь на подобранный материал, каждая группа по своей главе чертит «график состояния» Раскольникова и Порфирия Петровича. Значение плоскостей, в которых работают группы такое же, как в математике, пересечение осей – 0, нейтральная точка. Происходящие события и внутреннее состояние героев несут как положительную, так и отрицательную нагрузку, на графике это выражено через расположение от нейтральной точки.

Полученные графики помещаются на доску для использования в дальнейшей работе представителями всех групп.

V. Фронтальная беседа. Одновременно эта стадия урока – вызов для второго урока по теме.

Обсуждение в классе полученных результатов, первичные предположения о поведении героев на основе полученных фактов. Заполнение первого столбика таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал»: что я знаю о поведении и состоянии героев?

● Ребята, из каких областей нам нужны знания для решения поставленной проблемы, каких специалистов необходимо пригласить? (медиков, психологов, юристов).

VI. Реализация смысла.

1. Для дальнейшей работы необходимо разделить класс на три группы. Дети сами решают, в какой роли они хотят попробовать себя: в роли «медика», «психолога» или «юриста».

2.Работа в группе: заполнение второго столбика таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

Возможные варианты целеполагания:

«Медики»: если рассматривать Раскольникова как больного человека, то необходимо найти в его поведении симптомы психических заболеваний и определить болезнь.

«Психологи»: если рассматривать Раскольникова как человека здорового, то необходимо проанализировать его общение с Порфирием Петровичем: значение жестов, мимики, соотнести это с внутренним состоянием.

«Юристы»: в любом случае необходимо проанализировать действия Порфирия Петровича с точки зрения соблюдения гражданских прав подозреваемого.

3.Домашнее задание: индивидуальная реализация поставленных целей, заполнение третьего столбика таблицы «Знаю – Хочу узнать - Узнал». Эту работу можно провести на уровне проектной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: