Год | 200(1 | ||||
Число учтенных страховых организаций на конец года | нее | ||||
Уставный капитал, млн руб. (до 1998г. — млрд руб.) | 743,8 | 10 809 | 16 Oil' | ||
Страховые взносы, млн руб. (до 1998 г. — млрд руб.) | 96 696 | 170 (i/i | |||
Страховые выплаты, млн руб. (до 1998 г. — млрд руб.) | 64 590 | 13S -,1,1.1 | |||
Страховая сумма по договорам добровольного страхования, млрд руб. (до 1998 г. — трлн руб.) | Г,':.. |
Источник: Российский статистический ежегодник. М., 2001. С. 540.
Перспективы развития страхового рынка в России связаны не только с выходом страны из социально-экономического кризиса, но и с решением вопросов собственно страхования. Это касается и проблем научно-методического обеспечения страховой деятельности, создания стабильного, разветвленного, грамотного законодательства и т. п. Наряду с ограниченностью финансовых возможностей российских страхователей эти факторы безусловно сдерживают развитие страхового рынка как в части роста страховых поступлений и уровня выплат, так и в части роста страхования видов рисков (российскими страховщиками страхуется около 60 различных видов рисков, в европейских странах — до 500, в США — около 3000).
Значительная часть страхового бизнеса в России связана со страхованием жизни. По итогам 2001 г. доля страхования жизни в общем объеме поступлений превысила 50%. По данному виду страхования компании собрали порядка 140 млрд руб., а выплатили около 100 млрд руб.1 Указанный вид бизнеса в основном представлен зарплатными схемами. Это очень рисковый вид страхования; он постоянно привлекает внимание налоговых органов, ведомств Минфина и других контролирующих органов, так как зарплатные схемы страхования позволяют работодателям уходить от уплаты социального и подоходного налога и, соответственно, бюджет и внебюджетные фонды недосчитываются многих миллиардов рублей, учитывая, что процентные платежи по зарплатным схемам составляют 8-12%, в то время как единый социальный налог, как правило, составляет 35,6% — и 13% — подоходный налог.
Хотя страховые компании официально заявляют о сворачивании данного вида страхового бизнеса в России, все же представляется, что до тех пор пока подобные схемы не будут запрещены на законодательном уровне, они останутся важнейшей составляющей российского страхового бизнеса. В табл. 21.6 приведены данные о структуре совокупных взносов российских страховых компаний за 2001 г.
Таблица 21.6
Структура совокупных взносов российских страховых компаний в 2001 г. (доля вида в совокупных взносах), %
Показатель | 9 мес. 1997 г. | 9 мес. 1998 г. | 2001 г. |
Страхование жизни | 22,8 | 26,2 | 50,5 |
Личное страхование | 11,9 | 10,6 | |
Имущественное страхование | 22,2 | ||
Страхование ответственности | 2,8 | 3,4 | 3,3 |
Обязательное страхование | 40,3 | 36,4 | 14,6 |
Всего |
Источник: Эксперт-РА; Эксперт. 2002. №10. И марта.
Наряду со страховыми компаниями на финансовом рынке активно функционируют и пенсионные фонды — как государственные, так и частные (негосударственные) (НПФ).
В России главенствующее место в системе пенсионных фондов занимает государственный Пенсионный фонд РФ. Его ежегодные доходы весьма значительны и составляют до 50% величины федерального бюджета РФ. Основным источником средств Пенсионного фонда РФ являются отчисления от социального налога.
Порядок создания и функционирования НПФ в России до издания Федерального закона от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» регулировался Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»1. В Федеральном законе был учтен опыт функционирования НПФ. В нем законодательно определен целый комплекс вопросов функционирования фондов — начиная от их создания, ликвидации до состава обязательной документации, в которую входят правила фонда, пенсионный договор, пенсионные схемы и т. п. В Законе регламентированы права и обязанности всех сторон, участвующих в системе негосударственного пенсионного обеспечения, гарантии исполнения фондом своих обязательств, определены процедуры регистрации и лицензирования НПФ, а также вопросы государственного контроля за их деятельностью.
Закон определил и статус НПФ в России — они могут создаваться в форме некоммерческой организации социального обеспечения.
Согласно классическим подходам выделяют несколько категорий НПФ. Фонды делятся на открытые, участником которых может стать любой гражданин, и закрытые. Последние, в свою очередь, подразделяются на: а) корпоративные; б) отраслевые; в) региональные; г) профессиональные.
В настоящее время в России большинство составляют закрытые корпоративные НПФ. Перспективы развития НПФ во многом связаны с особенностями предстоящей пенсионной реформы. Однако без включения новых механизмов пенсионного обеспечения — страховых и накопительных — представить будущую пенсионную систему невозможно. Уверенность в развитии этого рынка услуг придает и тот факт, что многие крупнейшие компании, банковские структуры уже «обзавелись» собственными пенсионными фондами.
Данные о крупнейших негосударственных пенсионных фондах России по объемам пенсионных резервов представлены в табл. 21.7.
Таблица '.' I.