Крупнейшие негосударственные пенсионные фонды России по объему пенсионных резервов на 1 марта 2002 г

Название фонда Пенсионный резерв (тыс. руб.) Число участ­ников Пенсионные выплаты (тыс. руб. в месяц) Имущество для обеспсчс ния уставной деятельности
«Газфонд» 20 595 787   30821,0 658 595
«Лукойл-Гарант» 1 552 461   3412,0 2 247 539
«Благосостояние» 1 271 139   11809,4  
«Электроэнерге­тики» 1 056 447     106860,7
«Национальный» 784 787,5   0,0 88 532 5
«Ростелеком- Гаран­тия» 652 783,8   2507,8 43 365,2
«Сургутнефтегаз» 583 675   72,0 1 905 552
«Телеком-Союз» 482 169     42 107
«Регионфонд»        
«Алмазная осень» 461 825      
«Внешэконом-фонд»        
«Уголь» 379 009      
«Газ» 371 356      

Окончание табл. 21.7

Название фонда Пенсионный резерв (тыс. руб.) Число участ­ников Пенсионные выплаты (тыс. руб. в месяц) Имущество для обеспече­ния уставной деятельности (тыс. руб.)
«ТНК-Владимир» 315233,4   100,2  
НПФ Сберегатель­ного банка   141 364    
НПФ ОПК     0,0  
«Профессиональ­ный» 271 826      
«Нефтегарант» 269 388,8   0,0 15203,2
«Благоденствие» 237 035      
«Шексна-Гефест» 225 553,7   1799,7 11089,5
«Социальное раз­витие» 197 869   168,0  
«Мега» 177767,8   23,0 4284,8
Сургутский МНПФ 145 388,7   0,0 3641,3
Русский ПФ     251,0  
«Империя» 132945,9   1707,2 9593,8

Источник: Коммерсантъ-Деньги. 2002. № 14. С. 88.

Структура инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов России постоянно изменяется. Если до 1997 г. основным объектом инвестирования были государственные ценные бумаги (на 1 января 1996 г. они составляли 68,5%), то после августовского кризиса ситуация измени­лась: неуклонно растет доля ценных бумаг корпоративных организаций (ак­ции, векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги). На конец 2001 г. она достигла 70,64%. Начиная с 1999 г. стала увеличиваться и доля в банковские вклады (с 3,9% на 1 января 1999г. до 12,76% на конец 2001г.).

Указанные тенденции свидетельствуют о росте доверия и укреплении позиций ведущих компаний реального сектора экономики и коммерческих банков. Сведения о структуре инвестиционного портфеля негосударствен­ных инвестиционных фондов представлены в табл. 21.8.

Таблица 21.8 Структура портфеля негосударственных пенсионных фондов

Дата Инвести­ровано, млн руб. Ценные бумаги РФ, % Ценные бумаги субъектов РФ, % Банков­ские вклады, % Ценные бумаги других эмитен­тов, % Недви­жимость, % Другое, %
1 января 1996   68,1 0,4 13,8 12,8 1,5 3,4

Окончание табл. '21:<

Дата Инвести­ровано, млн руб. Ценные бумаги РФ, % Ценные бумаги субъектов РФ, % Банков­ские вклады, % Ценные бумаги других эмитен­тов, % Недви­жимость, % Другое, %
1 января 1997   49,0 2,6 7,4 27,2 2,9 10,9
1 января 1998 3354,3 39,6 2,3 4,7 47,4 2,5 3,6
1 января 1999 4225,6 33,2 2,6 3,9 52,3 1,9 6,0
1 января 2000 11833,7 13,9 0,7 11,1 66,5 0,8 7,0
На конец 2001   10,01 1,82 12,76 70,64 0,79 3,98

Источник: Якушев Е. Негосударственные пенсионные фонды — институцио­нальные инвесторы // Рынок ценных бумаг. 2000. №7. С. 96. Ин­спекция НПФ. Сводные данные по негосударственным пенсионным фондам /I 1Улу\у.<Ы.ги/шег5/пргщ5р/

В течение последних 25 лет пенсионные фонды в западных странах раз­вивались наиболее быстро по сравнению с другими финансовыми институ­тами. Механизм функционирования пенсионных фондов разнообразен и по­стоянно совершенствуется. Это относится как к частным, так и к государст­венным пенсионным фондам.

Наиболее крупные в финансовом отношении пенсионные фонды дейст­вуют в США. Совокупные активы всех пенсионных фондов США, находя­щихся под частным и государственным управлением, в 1998 г. составляли порядка 5,5 трлн долл.; при этом на долю частных пенсионных фондов прихо­дился 61% совокупных активов'.

Быстрому росту пенсионных фондов в США содействует Федеральная налоговая политика, поскольку взносы работодателей в любой пенсионный фонд для своего персонала вычитаются из налогооблагаемой прибыли. По­сле принятия в 1963 г. специального закона о налогообложении и пенсион­ном обеспечении предпринимателей каждый частный предприниматель мо­жет заявить о введении личного пенсионного плана, в рамках которого взно­сы подлежат вычету из налогооблагаемой базы, и открыть для этих целей специальный пенсионный счет ША. Другими словами, каждый предприни­матель фактически может создать собственный пенсионный фонд.

В США можно выделить две основные организационные формы созда­ния частных пенсионных фондов. Первая форма предполагает наличие за­страхованного компанией по страхованию жизни пенсионного плана. Другая форма — это незастрахованный пенсионный план, в рамках которого формируется частный пенсионный фонд, управляемый попечителем. В качестве попечителя выступают, как правило, коммерческие банки или трастовые компании. Они получают взносы, выплачивают пенсионные пособия в соот­ветствии с условиями договоров о доверительном управлении. Частные пен­сионные фонды инвестируют свободные финансовые ресурсы, как правило, в долгосрочные финансовые инструменты, такие как акции, облигации, дол­госрочные закладные.

Получение пенсионных пособий определяется прежде всего продолжи­тельностью периода, в течение которого застрахованный вовлечен в пенси­онный план. Как правило, этот срок должен быть не менее 5 лет. Если же ра­ботник компании увольняется до истечения установленного срока, то он ут­рачивает все свои права на данное пенсионное пособие.

Частные пенсионные фонды используют разные методы осуществления выплат. Существуют пенсионные планы как с фиксированными выплатами, т. е. размеры будущих пенсий устанавливаются заранее, так и пенсионные планы с фиксированными взносами, где размер выплачиваемых пенсионных пособий зависит не только от величины взноса, но и от размера прибыли, по­лучаемой фондом на величину взноса.

В США разнообразны не только частные пенсионные фонды. В полной мере это относится и к государственным пенсионным фондам, которые фор­мируются в рамках отдельных пенсионных программ.

Наиболее крупным и социально значимым государственным пенсион­ным фондом в США является Фонд страхования престарелых. Его средства формируются за счет отчислений с заработной платы работающих на основа­нии Федерального закона о страховых взносах и за счет работодателей путем взимания налога с заработной платы. Из этого фонда осуществляются пенси­онные выплаты, выплаты на медицинское обслуживание, а также предостав­ляются пособия по нетрудоспособности.

Правительства штатов, местных органов власти, федеральное правитель­ство имеют собственные пенсионные программы для своих сотрудников и соответственно свои фонды. Они функционируют на принципах частных пенсионных фондов, их средства также образуются за счет взносов наемных работников и работодателей (государственных органов). Эти фонды весьма дифференцированы по объему аккумулируемых средств. Среди них есть и крупные фонды, такие, как, например, федеральный пенсионный фонд для военных, и небольшие — как федеральный фонд для правительственных юристов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: