Ранние формы верований. Погребальный культ

Важной особенностью первобытной культуры является то, что она носила синкретический характер, т.е. все формы духовной культуры существовали в неразрывном единстве. Как следствие этого важнейшую роль в первобытной культуре играли религиозные представления. К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: фетишизм, тотемизм, анимизм, аниматизм, магия, мантика.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленным предметов (камней, деревьев и т.д.). Объектами поклонения могут быть камни, палки, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Так вера в амулеты восходит к первобытному фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом, которому приписывалась магическая сила, способность охранять его владельца от бед и несчастий. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных руб. В Карелии встречаются сверленые каменные навершия декоративных молотов с головами лосей и медведей на конце.

Тотемизм - вера в кровно-родственную связь человека и животного, т.е. вера в происхождение людей от животных, в возможность превращения животного в человека и наоборот. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным, он верил, что деревья и животные обладают душами, подобными его собственной, потому, когда человек назывался именем животного и воздерживался от умерщвления какого-либо животного, такое животное называлось тотемным. Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ. Весьма вероятно, что предание о волчице, вскормившей Рема и Ромула, основателей Рима, - тоже отголосок тотемизма.

Анимизм – вера в существование у человека невидимого двойника души или нескольких душ.

Аниматизм – вера в существование душ у природных объектов и явлений (у Солнца, Луны, ветра, моря и т.д.)

Магия – вера в возможность воздействия на сверхъестественные силы и сами приемы такого воздействия. Это наиболее древняя форма религии. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражание животным, зачастую с употреблением шкур животных.

Мантика – всевозможные виды гаданий с целью узнать настоящее и будущее.

Религиозные представления были тесно переплетены с другими формами культуры. Так, на основе тотемизма строились семейно-брачные отношения: в одних племенах разрешались браки только внутри группы людей, имеющих одного тотема, т.е. ведущих свое происхождение от одного и того же животного – волка, медведя и т.д. В других же случаях разрешались браки только между людьми относящимися к разным тотемам. Наскальная живопись и первобытная скульптура явно играли важную роль в магических ритуалах, в которых люди пытались воздействовать, т.е. «заколдовать» нарисованных животных.

Тесно с религиозными представлениями был связан прежде всего погребальный культ. Термином «погребальный культ» принято обозначать совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования. Широкая распространенность погребального культа общеизвестна. Макс Эберет, видный немецкий археолог, предложил такое объяснение культа мертвых. По его мнению, культ этот вначале вовсе не был связан с верой в душу и ее посмертное существование, ибо самого различия души и тела у первобытного человека не существовало, не было страха перед мертвыми, иначе люди не хоронили бы мертвых вблизи жилищ или в самих жилищах. Связи покойного с родственниками не прекращаются, это есть идея «живого мертвеца». Необходимо с самого начала разграничить 1) погребальный культ или культ умерших, т.е. совокупность религиозно-магических обрядов и представлений, связанных с погребением умерших или с самими умершими, и 2) сами погребальные обычаи, т.е. различные традиционные способы обращения с телом умершего и другие связанные с этим действия, которые могут и не заключать в себе ничего религиозного. Можно предположить, что не всегда они были связаны между собой.

Формы погребения у разных народов достаточно разнообразны, но можно выделить наиболее часто встречающиеся. Погребения делят на два вида: с надмогильным сооружением (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов выделялся кромлех – пояс каменных блоков или плит, поставленных на ребро. На этот каменный фриз опирался деревянный шатер, а земляная и дерновая основа всей конструкции была спрятана в глубине.Размеры курганов обычно очень внушительны. Диаметр кромлехов достигает иногда 20 метров, а высота иных сильно оплывших насыпей превышает 7 метров. Над некоторыми из них возвышались еще каменные надгробия, надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин). До сих пор вопрос, что обозначают эти круглые скульптуры – бога или человека – остается без ответа.

Наиболее сложные культовые сооружения – мегалитические погребения, т.е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней – дольмены и менгиры. Самые ранние из сохранившихся сооружений возведены более 4 000 лет назад, племенами, уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Строительной техникой в то время люди были оснащены крайне слабо, но форма дольменов представляет собой классическую конструкцию – четыре поставленных на ребро плиты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие. Некогда, подобные сооружения на северо-западе Кавказа исчислялись сотнями. Внутри некоторых дольменов были комнаты, до 7,7 кв. м.

Менгиры – это отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 метра и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: