Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве

Как художественный стиль классицизм (от лат. classicus — образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVII в. Его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симмет­рии, направленности, сдержанности и строгому соответствию содержания про­изведения его форме. Сложился этот стиль во Франции, отразив утверждение в этой стране абсолютизма.

В развитии классицизма выделяют два этапа: XVII в. и XVIII — начало XIX в. В XVIII в. классицизм стал общеевропейским стилем и был связан с буржуазным Просвещением. В это время он стал выразителем гражданских идеалов, буржуазно-революционных устремлений.

Принципы классицизма основаны на идеях философского рационализма, отстаивающего представления о разумной закономерности мира и прекрасной облагороженной природе. Согласно этой концепции художественное произве­дение является плодом разума и логики, которые торжествуют или побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами. Для классицистов эстети­ческую ценность имеет лишь неподвластное времени, т. е. непреходящее.

Эстетика классицизма, исходя из ориентации на разумное начало, опреде­лила соответствующие требования, т. е. нормативные правила. Была установ­лена строгая иерархия жанров. Так, в живописи «высокими» жанрами при­знавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» от­носились пейзаж, портрет, натюрморт. Такая же соподчиненность жанров соблюдалась в литературе. «Высокими» считались трагедия, эпопея, ода, а «низкими» — комедия, сатира, басня. Четкая разграниченность планов и сгла­женность форм устанавливались для произведений скульптуры и живописи. Если в фигурах было движение, то оно не нарушало их спокойной статуарности, пластической замкнутости. Для четкого выделения предметов использо­вался локальный цвет: коричневый — для ближнего, зеленый — для среднего, голубой — для дальнего плана.

Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченнос­ти, которые в период его упадка усилились. В середине XIX в. классицизм переродился в безжизненный академизм.

Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а за­тем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бес­страстно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности.

Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопреде­лили главные направления ее развития в XIX в. Оно пошло сначала по пути романтизма (франц. romantisme; от ср.-век. roman — роман), а затем, когда возможности романтизма во многом были исчерпаны, — по пути социально-аналитического искусства реализма.

Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной дей­ствительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржу­азного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.

Нравственно-эстетический пафос романтизма связан прежде всего с ут­верждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Это нашло выражение в образах героев романтического искусства, которому свойственны изображение незаурядных характеров и силь­ных страстей, устремленность к безграничной свободе. Революция провозгла­сила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отраже­ния действительности. Поэтому они провозгласили основой искусства субъек­тивный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстанов­ка, в которой действовали герой.

Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распрос­траняется по всей Европе. Он охватил все сферы духовной культуры: литера­туру, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. В первой половине XIX в. в Европе существовала романтическая философия: Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854), Артур Шопенгауэр (1788—1860) и Серен Кьёркегор (1813—1855). Но вместе с тем ро­мантизм уже не был универсальным стилем, каким был классицизм, и не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм.

Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763—1825), Генрих фон Клейст (1777-1811).

Гофман — один из основоположников немецкой романтической музы­кальной эстетики и критики. Он автор одной из первых романтических опер — «Ундина».

В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797—1856) — великий поэт Германии, сочетавший в своем творчестве романтику и иронию. Гейне был поэтом революционной демократии. Во многих своих стихах он опирает­ся на народную песню, благодаря развитию мотивов которой достигает нео­быкновенной естественности, ясности и простоты.

В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1766—1824). Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» опоэтизировала романтического бунтаря-индивидуалиста, образ ко­торого был типичен для посленаполеоновской поры. В центре произведений Байрона образ мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества на Восток, где можно еще найти страсти и яркие чувства. В так называемых восточных поэмах «Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста», «Лара» и других герой Байрона становится более активным, борется против восточного владыки, деспота и тирана. Поэтому сила этих поэм — в неукротимости общественного протеста. Однако в эпоху реакции в поэзии Байрона появляются черты пессимизма.

Байрон — автор философских поэм, облеченных в драматическую форму, — «Манфред» и «Каин». Одно из лучших произведений поэта — роман в стихах «Дон-Жуан», оставшийся незавершенным. В нем Байрон защищает свой идеал — политическую свободу, но осуществить ее можно, по мнению поэта, лишь на лоне природы, вдали от тирании цивилизованного общества. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тог­дашней Европы.

Во Франции первой трети XIX в. романтизм был основным направ­лением литературы. На раннем этапе его развития центральная фигура — Фран­суа Рене де Шатобриан (1768—1848). Он представлял консервативное крыло этого направления. Все написанное им — это полемика с идеями Просвеще­ния и революции. В трактате «Дух христианства» прославляется «красота ре­лигии» и обоснована мысль о том, что католицизм должен служить основой и содержанием искусства. Спасение человека, по мнению Шатобриана, только в обращении к религии. Шатобриан писал напыщенным, цветистым, ложно глубокомысленным стилем.

В литературе Франции XIX в. выделяют прогрессивный романтизм, пред­ставителями которого считают Гюго и Жорж Санд.

Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым выдающимися дарованиями. В Германии это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810—1856), создавший про­граммные фортепианные циклы («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пье­сы», «Крейслериана»), лирико-драматические вокальные циклы, оперу «Геновена», ораторию «Рай и Пери» и многие другие произведения.

Первыми представителями романтической оперы в Германии были Э.Т.А. Гофман (опера «Ундина») и К. М. Вебер (1786—1826). Вебер боролся за немецкое национальное оперное искусство и в своем творчестве отразил стрем­ление немецкого народа к освобождению и воссоединению страны. В произ­ведениях Вебера определились основные направления немецкой романтичес­кой оперы: народно-легендарная и сказочная опера («Вольный стрелок», «Оберон»), опера на средневековый рыцарский сюжет («Эврианта»), написаная как большая опера, в которой разговорные диалоги заменены речитативами. Му­зыковеды считают, что от этой оперы лежит прямой путь к «Танеейзеру» и «Лоэнгрину» Вагнера.

Романтические оперы создавали также Л Шуман, Ф. Флотов («Александре Страделла», «Марта»). О. Николаи (ШО— 1849) написал комическую оперу дзорские проказницы» на сюжет комедии Шекспира.

Представитель романтического направления в музыкальном искусстве Франции — композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803—1869). Ему принадлежат «Фантастическая симфония», «Траурно-триумфальная симфония», опера-дилогия «Троянцы» (по Вергилию), Реквием, драматическая симфония «Ромео и Джульетта». В последний период творчества Берлиоз создал пол­ную изящества и юмора комическую оперу «Беатриче и Бенедикт» на сюжет комедии Шекспира «Много шуму из ничего».

Национальные особенности французского музыкального театра XIX в. от­разились в жанре комической оперы. Это прежде всего опера Д, Ф. Обера (1782— 1871) «Фра-Дьяволо». Вместе с драматургом Э. Скрибом Обер стал создателем нового типа комической оперы, для которой характерны острозанимательные авантюрно-приключенческие сюжеты, стремительно развивающееся действие. Музыка Обера изящна, мелодична, отличается живостью и разнообразием форм. Он написал 36 опер, в том числе «Бронзовый конь» и «Черное домино».

Пробуждение общественно-политической жизни Италии, наступив­шее после Великой французской революции, вызвало перелом в развитии ита­льянского национального искусства — зародилось новое направление оперно­го жанра. Его основоположником стал Дж. Россини (1792—1868), уже в первых своих операх «Танкред», «Итальянка в Алжире» предпринявший попытку ре­формы оперы. Россини преобразовал не только жанр оперы-сериа, драма­тизировав ее и расширив средства художественной выразительности, но и оперы-буффа, обогатив ее реалистическое содержание и заострив сатиричес­кие черты.

Творчество Россини оказало влияние на развитие французской героико-романтической оперы.

Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791 — 1824). Одна из главных его работ — полотно «Плот «Медузы», на котором изображены люди, потерпевшие кораблекрушение и затерянные среди океана. Эта карти­на — манифест романтизма в живописи. Жерико уже был свободен от класси­цистического влияния и деления сюжетов и жанров на возвышенные и низ­менные. Поэтому художник нашел героическое и значительное в реальной жизни. И в новом искусстве он воплотил исключительную напряженность действия, которая ломала уравновешенность композиции, делала неровным рисунок. Художник находит для ее выражения стремительный ритм, интен­сивность контрастов светотени. Этому способствует насыщенная живопис­ность цвета.

Замечательнейшее явление романтизма — живопись Эжена Делакруа (1798— 1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Шедевр его творчества — картина «Свобода, веду­щая народ», написанная в разгар революционных событий 1830 г. и воплотив­шая бунтарский пафос, характерный для романтизма. Делакруа отверг академические догмы, но не изменил тяге к античному искусству. В этой картине соединены черты современной парижанки с классической красотой и могу­чей силой Ники Самофракийской.

С 20-х гг. XIX в. Делакруа стал признанным лидером этого направления. Отстаивая неограниченную свободу творчества, романтики стремились к на­пряженно-выразительной, взволнованной передаче натуры. Страстный тем­перамент, неуемная фантазия выражены художником в произведениях, вос­создающих образы истории, Востока, классической и современной ему лите­ратуры. Это «Алжирские женщины» и лучшая из его исторических работ — «Взятие крестоносцами Константинополя».

В архитектуре XIX в. романтизм, как уже отмечалось, не создал собственной школы, однако в индустриальных стра­нах, особенно в А н г л и и, начинает быстро развивать­ся промышленная архитектура. Построенные в 30—40-е гг. вокзалы, мосты фаб­рики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX в. Быст­рый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий.

Искусствоведы считают, что в английском зодчестве утвердился романтизм, создав внушительный и импозантный неоготический стиль. Причем, в стиле го­тики в Англии строились и церкви, и жилые дома, и общественные здания.

В середине XIX в. архитекторами Ч. Бэрри и О. Пьюджшюм был сооружен грандиозный ансамбль лондонского Парламента, в который была включена средневековая капелла Генриха VII. Это эффектное и величественное соору­жение на берегу Темзы стало органической частью английской столицы.

Становлению прогрессивно-романтического театра во Франции способствовало творчество таких прогрессивных писателей, как Сталь, Стендаль, Гюго, Мериме.

Вершина драматургии — драмы В. Гюго, в которых ярко проявились черты прогрессивного романтизма (страстный гуманизм, обличение правящих клас­сов, сочувствие простым людям, стремление к исторической правде, высокая поэтичность). Лучшие его пьесы — «Марион деЛорм», «Эрнани», «Король забав­ляется», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз».

В начале XIX в. на театральных подмостках Англии преимущественно ставились классические и переводные пьесы. Выдающимся актером был Э. Кин — представитель романтического направления, для исполнительской манеры которого характерны мощь, свобода от сковывающих норм классицизма.

В XIX в. впервые в истории человечества устанавливается всемирная сис­тема хозяйствования и в сферу общественного производства включаются са­мые различные пласты действительности. Соответственно расширяется и пред­мет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность и об­щественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы чело­веческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения и главный предмет ис­кусства — человек, общественные связи которого приобретают всеобщий, по­истине всемирный характер. Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме, который сфор­мировался как направление в 30—40-е гг. XIX в.

В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, — главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).

К середине столетия реализм становится господствующим направлени­ем в европейской культуре.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капита­листических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталис­тического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, ли­цемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Образцом реалистической поэзии Франции XIX в. был поэт Пьер Жан де Беранже (1780—1857). Он выступил еще в период наполеоновской монархии ив 1813 г. в песне «Король Ивето» осуждал военные авантюры Наполеона и его налоговую поли­тику. В период Реставрации он стал настоящим поэтом-борцом. Его задорные песни в этот период высмеивают богачей и преуспевающих мещан. Полити­ческая песня Беранже насыщена демократизмом, отмечена печатью живого национального юмора.

Блестящим представителем критического реализма был Стендаль (собст. Анри Бейль, 1783—1842). Преклонение писателя вызывали люди с активным, сильным характером. Таких героев он увидел среди деятелей Возрождения («Итальянские хроники»), у Шекспира, среди современников.

Вершина, высшая точка развития западноевропейского реализма — твор­чество Оноре де Бальзака (1799 —1850). По замыслу Бальзака его главное про­изведение — эпопея «Человеческая комедия» должна была состоять из 143 книг, отражающих все стороны жизни французского общества. Этому титаническо­му труду Бальзак отдал все свои силы, он создал 90 романов и новелл.

Шотландского писателя Вальтера Скотта (1771 — 1832) сближал с романтиками интерес к Средневековью. В на­ чале своего творческого пути он занимался сбором шотландского фольклора, писал романтические поэмы. Всемирную известность принесла ему реалистическая проза.

Вальтер Скотт — создатель жанра исторического романа, сочетающего романтические и реалистические тенденции. Гибель шотландского родового клана отображена писателем в романах «Веверлей», «Роб Рой». Романы «Айвен­го», «Квентин Дорвард» рисуют картину средневековой Англии и Франции. Романы «Пуритане», «Легенда о Монрозе» освещают классовую борьбу, развер­нувшуюся в Англии в XVII—XVIII вв.

Один из великих художников мировой литературы — Чарльз Диккенс (1812— 1870), он основоположник и лидер критического реализма английской литера­туры, выдающийся сатирик и юморист. В раннем его произведении «Записки Пикквикского клуба» изображена еще патриархальная Англия. Подсмеиваясь над прекраснодушием, доверчивостью, наивностью своего героя, Диккенс сочувствует ему, оттеняя его бескорыстие, честность, веру в добро.

Д. Б. Шоу — один из учредителей и первых членов социалистического «Фа­бианского общества, создатель драм-дискуссий, в центре которых — столкно­вение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этичес­ких проблем («Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками»). Для творческого метода Шоу характерен парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости («Андрокл плев», «Пигмалион»), традиционности пред­ставлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна»).

Италии в XIX в. в условиях политической реакции опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Вершина реа­лизма в музыкальном оперном искусстве XIX в. — творчество великого италь­янского композитора Джузеппе Верди (1813—1901), тесно связанное с италь­янским освободительным движением («Набукко», «Ломбардцы в первом крес­товом походе»}. В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Бит­ва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения. Пред­ставления опер Верди, проникнутых идеями борьбы за освобождение и объеди­нение Италии, сопровождались бурными патриотическими манифестациями.

Проблемы социального неравенства — содержание опер Верди «Луиза Миллер», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», в которых выражена лиричес­кая сторона творчества великого маэстро. Героико-историческая тема реали­стически воплощена в операх «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Дон Карлос».

Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отличает­ся от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствован­ными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Бертер» Ж. Масснэ, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Гамлет» А. Тома и др. Лирические оперы создавались на экзотические восточные сюжеты. Это «Лакмэ» Л, Дели­ба, «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Ж. Бизе, «Самсон и Долила» К. Сен~Сан-са. В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие пережи­вания. Для обрисовки быта характерна поэтичность. Музыкальный язык этих опер демократичен, близок к городскому фольклору.

Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра — оперетты — легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы). Родина оперетты — Франция, а родоначальники — композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.

Несмотря на то, что для творчества английских композиторов XIX в. в целом характерно отсутствие ярко выраженного национального характера, опер­ная культура в Англии интенсивно росла. Театр «Ковент-Гарден» был крупнейшим в Англии, в нем шли спектакли итальянской Королевской опе­ры. В 1856 г. была об­разована Королевская английская опера. В конце XIX в. наступа­ет период, вошедший в историю под назва­нием английского му­зыкального Возрожде­ния, — повышается интерес композиторов к национальной тема­тике.

В этом виде искусства главный признак реализма — постижение социального характера человека. Однако в жи­вописи реализм теснее, чем в литературе, связан с изобразительными средства­ми, которые создают иллюзию зрительной достоверности.

Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, двух принципиально противополож­ных художественных культур не была столь острой, как в этот период. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие ху­дожники, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Им противостояла масса дельцов от искусства, любимцев Наполеона III и всей реакционной буржуазии Второй Империи.

Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма.

Произведения Эдуарда Мане (1832—1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нана»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции. Хотя Мане в первых картинах пытался переосмыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»)^ затем он стал создавать картины на бытовые, исторические, революционные темы. Сильнейшая стра­ница в истории французского критического реализма — его последняя карти­на «Бар в Фоли-Бержер» — об одиночестве человеческого существования. Пред­восхитив импрессионизм, он обратился к светлой пленэрной живописи («А-жантей»).

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве — импрессионизм (от франц. impression— впе­чатление). Эстетические установки этого направления характеризовало жела­ние соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения не­повторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные вос­приятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна — всего 12 лет (от первой выстав­ки картин 1874 г. до восьмой в 1886 г.).

Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне, Пьер Опост Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро и других, объединив­шихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой выставки эти группы распались, исчерпав возможности развития в рамках единого на­правления в живописи.

Клод Моне (1840—1926) — ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии полотен «Стога сена», «Руанский собор» он стремился запечатлеть мимолетные, мгно­венные состояния световоздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и название на­правления — импрессионизм. В более поздний период в творчестве К. Моне появились черты декоративизма.

Влияние импрессионизма про­слеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творчес­кие методы, в частности, братьев Гонкур, К. Гамсуна, Р. М. Рильке, Э. Золя, Ги де Мопассана, М. Равеля, К. Дебюсси и др.

Импрессионисты активно использовали подсказанный японскими гравюрами подход к натуре — мгновенное изображение одного и того же объекта — Клод Моне пишет серии стогов, тополей, фасадов собора. Причем для завершения серии ему пришлось заплатить, чтобы тополя не срубили. Достичь и передать необходимое ощущение ему удалось, работая на спе­циально оборудованной лодке.

Стремление достичь силы естественного впечатления заставило им­прессионистов писать чистым цветом, не смешивая краски. При этом ощущение полутонов достигалось рядоположенными мазками чистых дополнительных цветов — при отдалении от полотна создавался эффект смешения, который придавал оттеночность даже цветам повышенной интенсивности.

При этом была открыта самостоятельная выразительная возмож­ность мазка, которую потом использовал Поль Сезанн для построения концептуальной картины мира, Ван Гог и экспрессионисты — для пе­редачи эмоционального состояния, пуантилисты (Сера и Синьяк, пишу­щие точками) — для передачи объемности мерцающего пространства.

Фактически, провозглашая одну из программ, импрессионисты от­крыли концептуальное искусство — искусство современное, где глав­ным оказывается принцип видения, идея, которая и представляет со­бой основную ценность. В полной мере это реализовали постимпрес­сионисты (Сезанн, Гоген, Ван Гог, Дега, Тулуз-Лотрек).

Так, Поль Сезанн (1839—1906) в ранних работах обращался к приемам живописи старых мастеров («Оргия»), затем испытал воздействие Г. Курбе («Печка в мастерс­кой»). С 70-х гг. складывается собственная живописная система Сезанна, достигшая зрелости в концу 80-х гг. Именно в это вре­мя Сезанн отходит от импрессионизма. Он тщательно занимался поиском не измен­чивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, лишенных незначительного, гармонической уравновешен­ности природы, единства ее форм во всех жанрах (портрете, фигурной компо­зиции, пейзаже, автопортрете, натюрморте). Он автор таких картин, как «Бе­рега Марны», «Персики и груши», «Пьеро и Арлекин». Сезанн оперировал пре­имущественно градациями трех основных цветов — зеленого, голубого и жел­того. У него смелый лаконичный рисунок.

Творчество Сезанна нашло много подражателей и последователей и оказа­ло большое влияние на живопись XX в.

В целом творчество постимпрессионистов выразило доминирующие мо­тивы и настроения своего времени, оказало большое влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX—XX вв.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: