Особенности первобытного искусства

В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы: он формирует себя посредством искусства. На этом качестве человека первобытной эпохи мы и остановимся.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1836 г. в гроте Шаффо (департамент Вьенн) пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм. Деятельность человека с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию человека разумного. На данном этапе возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше. В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет. Памятники палеолитического, мезолитического и неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей.

Главным объектом творчества древнего человека были животные, звери. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк во Франции. В это время, широкое распространение получили женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела – так называемые «палеолитические венеры», связанные с культом матери-прародительницы. Иногда в одном погребении находили несколько женских статуэток, при этом не однотипных, а разных по стилю.

Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображения животных, воссоздающие черты мамонта, слона, лошади, оленя.

И наскальные рисунки, и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит сама жизнь первобытного человека. Охотник до мельчайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь безлики палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображений. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку.

Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы.

1. Натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет, обычно включает обрядовые действия с тушей убитого животного, позже с его шкурой, наброшенной на камень. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. По данной схеме развивалась и звериная скульптура. Сначала использовали естественный фигурный объем – природный холмик, затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооруженный постамент и все сооружение покрывалось шкурой зверя.

2. Искусственно-изобразительная форма – крупная глиняная форма, барельеф, профильный контур. Включает искусственные средства для создания образа, постепенное накопление творческого опыта, которое выразилось в начале в полнообъемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.

3. Изобразительное творчестворосписи пещер, гравировки на костях, связан с появлением выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе, датируются периодом позднего палеолита (пример: многокрасочное многофигурное изображение животных в пещере Альтамира в Испании, 1879 г.). Нередко обнаруживали целые «картинные галереи» с изображением различных животных. Рисунки были нанесены охрой и другими красками, секрет которых не найден до сих пор. Палитра каменного века бедна, в ней 4 основных краски: черная, белая, желтая и красная.

Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объема, ощущение фактуры шкуры зверя. Однако, не смотря на определенную выразительность и реалистичность, палеолитическое искусство остается интуитивно-спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

Но несомненно, что именно первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры.

Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефах.

Особая область первобытного искусства – орнамент. Было найдено очень много бытовых предметов с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом, который состоит в основном из зигзагообразных линий. Откуда взялся данный мотив ученым удалось установить. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, схожих с орнаментальными мотивами на обнаруженных предметах. Но первобытные художники не только копировали, но и создавали новые комбинации и элементы.

На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливались специальными штампами, которые изготавливались, как правило, из круглых, тщательно отшлифованных плоских галек, а также из кости, дерева, раковин. Оттиск такого штампа очень схож с оттиском гребенки, потому его часто называют гребенчатым или зубчатым.

Более поздние этапы развития первобытной культуры относят к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. В этот период сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появляется первый искусственный материал, изобретенный человеком – огнеупорная глина. Первые металлические изделия были выкованы 9 тыс. лет назад, т.к. литье появилось гораздо позднее. Около 4 тыс. лет назад появляются первые художественные отливки. Например, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов, причем настолько искусно, что специалисты без труда определили породу животных.

Начиная с бронзового века, яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: