Этногенез

Исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем. Современная наука предполагает несколько основных механизмов образования новых этносов:

– интеграция, когда этнос формируется путем объединения различных племенных общностей (как, например, французы или поляки), смешения пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением (например, турки или перуанцы) или за счет интеграции разноэтничных групп иммигрантов (например, южноафриканские буры, канадцы, американцы США);

– дифференциация, когда от крупного этноса по каким-то причинам откалывается его окраинная или территориально изолированная часть (например, австралийцы от англичан) или крупный этнос распадается на несколько более мелких (например, древнерусский этнос на великороссов, украинцев и белорусов);

– трансформация, когда прежний этнос в новых исторических условиях, как правило, ассимилируя в себе новые иноэтничные включения, преобразуется в новую этнокультурную общность (например, древние греки – в византийцев, а часть последних – в современных греков).

В отличие от раннепервобытных родовых общин, где социальная организация и регуляция строились на кровно-родственных отношениях, этнос – это прежде всего сообщество культурно-языковое. При зарождении этноса решающим фактором являются общность территории и языка социальной коммуникации, а также нередко – политическое единство и общность приемов хозяйственной практики населения, на основе которых в ходе обретения и межпоколенной трансляции опыта совместного проживания, взаимодействия и коммуницирования людей формируется и единообразие черт комплекса обыденной культуры. Поскольку главным механизмом этнической консолидации людей является прежде всего культура, наследуемая в качестве традиции, то в процессах этногенеза можно выделить две равнозначные составляющие: формирование этнической популяции (за счет процессов эндогамии) и формирование этнической культурной системы (языка, обычаев, нравов, приемов хозяйственной практики, этнически окрашенных черт в специализированных областях жизнедеятельности, приобщения к общей религии и т.п.).

Оба процесса протекают одновременно и лишь в совокупности представляют собой Э. Однако многие элементы культуры являются весьма подвижными, легко заимствуемыми другими народами, так что общность языка и некоторых культурных традиций вовсе не свидетельствует об обязательном популяционном родстве соответствующих народов (например, тюркских). Одновременно многие культурные черты подвержены сильной исторической изменчивости, поэтому уже через несколько веков после складывания этноса они могут заметно отличаться от “первичных” черт периода Э.

Исторически наиболее ранние Э. принято относить к эпохе верхнего палеолита – складыванию первых племенных объединений. Наиболее активно Э. процессы протекают на т.н. “варварской” стадии развития народов – переходе от позднепервобытного к раннеклассовому этапу социальной эволюции. Вместе с тем генезис новых социокультурных общностей продолжается и на более поздних этапах развития (например, современные народы Американского континента, австралийцы и др.), хотя вопрос о классификации подобных новообразующихся культурных систем в качестве этнических остается дискуссионным.

В научной литературе последнего времени получает все больше признание гипотеза, что этничность не является универсальной формой культурной интеграции, а лишь исторически этапной, приходящейся на фазу разложения первобытного родоплеменного типа социальной организации и перехода к ее раннеклассовому типу. На этом этапе завершается процесс адаптации территориально-соседского сообщества людей к природно-географическим условиям их проживания (т.е. по существу решается задача гарантированного самообеспечения продовольствием) и складывается системный комплекс хозяйственно-культурных средств освоения вмещающего ландшафта, детерминирующий основные черты образа жизни, картины мира, специфики социальной организации, регуляции и коммуникации, ценностных и экзистенциальных ориентаций и т.п. Конвенциональное формирование подобного комплекса черт обыденной культуры и есть процесс Э.

На стадии же формирования и эволюции цивилизованного (раннеклассового, доиндустриального) типа социальной организации и регуляции, со становлением городов, государств, письменной культуры, развитием социальной стратифицированности общества, выделением функционально специализированных сегментов культуры и т.п. доминирующими становятся исторические условия существования, проблема адаптации сообщества к своему социальному окружению, соперничества за территории и ресурсы, обмена продукцией и информацией и пр. Это порождает необходимость в реализации новых принципов социокультурной интеграции и консолидации людей, основывающихся преимущественно на функционировании институциональных средств обеспечения такой интеграции – политических, правовых, религиозных, образовательных и т.п. Этот тип социокультурной организации и регуляции определяется уже не как этнический, а как национальный и цивилизационный, и народы, сложившиеся на доиндустриальной (а тем более – на индустриальной) стадии эволюции, консолидированы культурой не столько этнически, сколько национально (т.е. оформленной в системе социокультурных институтов).

Лит.: Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984; Он же. Этногенез. М., 1986; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Флиер А.Я. Этнические функции культуры // Культурология: Научно-образоват. вестник. 1996. №5.

А.Я.Флиер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: