Натуралистическая школа

Общественно-историческая школа

Иммануил Кант различил два мира: мир природы и мир свободы(культуры); подлинным человеческим миром является мир культуры; как природное существо человек ограничен законами зоологии, в которых коренится зло; зло можно победить через культуру; Высшее проявление культуры – эстетика.

Арнольд Джозеф Тойнби. Все известные культуры (он использует термин «цивилизации»), питаемые мировыми религиями – ветви одного человеческого «древа истории». Все они имеют тенденцию к единству. Поступательное развитие человечества Тойнби видел в духовном совершенствовании, в религии, которая в будущем станет общечеловеческой.

Теория ВЫЗОВ-ОТВЕТ. Движущая сила истории – божественное провидение, а также выдающиеся личности – «творческое меньшинство». Развитие культуры осуществляется как серия ОТВЕТОВ, даваемых творческим человеческим духом на те ВЫЗОВЫ, которые бросает ему природа, общество.

«Творческое меньшинство» ведет за собой пассивное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Если «творческое меньшинство» не способно ответить на вызов истории – оно превращается в «господствующую элиту», навязывающую свою власть силой оружия. Отчужденная масса превращается во внутренний разрушитель цивилизации, который уничтожает данную цивилизацию.

Натуралистическая школа

Главная черта – биологическая обусловленность культуры.

З.Фрейд. Важный вклад фрейдизма в культурологию – исследование бессознательного. Движущая сила человечества – стихийные влечения. Фрейдизм часто используют для объяснения таких проявлений жизни, как искусство, спорт, политика (акты террора, революции и т.п.). Вместе с тем концепции фрейдизма, по мнению многих ученых, выглядят прямолинейно и чрезмерно «сексуализировано».

Карл Густав Юнг. В центре юнговской концепции культуры «коллективное бессознательное» (исследование снов – пациентам в снах являлись образы, которые совпадали с символами, проходящими через всю историю мировой культуры. Но большинство пациентов в силу своей образованности не могли знать про эти достаточно сложные культурные символы. Значит эти образы рождены общим для всех людей бессознательным). Коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Содержанием «коллективного бессознательного» являются архетипы – это своего рода осадок от первичного душевного опыта человечества, это не образ, а некоторое фундаментальное переживание, которое лишено какой-либо предметности, это первосмысл (например, один из смыслов – жажда любви). На архетипах построена вся психика человека.

Юнг, в отличие о Фрейда, считает, что, конечно, нельзя укротить «демонов души» (бессознательное), но их можно приручить и даже поставить их на службу культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: