Проверку диодов производят, определяя падение напряжения на зажимах диода при прохождении тока в прямом направлении и силу обратного тока при обратном подключении диода.
Для определения падения напряжения на зажимах диода его подключают по схеме рис. 17, а. Вводят полное сопротивление реостата, включают цепь, устанавливают в цепи реостатом силу тока, на которую рассчитан диод (ВА20 — 20 А). Падение напряжения не должно превышать заданное (ВА20 —0,6 В).
Для определения силы обратного тока подключают диод по схеме рис. 17, б, включают цепь и плавно увеличивают напряжение источника питания до величины допустимого обратного напряжения для данного типа диодов. Сила обратного тока не должна превышать допустимую для. этого диода величину. Диоды, не отвечающие требованиям технических условий, заменяются.
Однако следует заметить, что такие проверки диодов, применяемых в автомобильном электрооборудовании, в практике не используются. Более чем достаточно проверить диод на пробой и обрыв цепи. Практика показывает, что у диодов встречаются только два этих типа неисправностей. Как правило, это происходит при замыкании клеммы «-}- » генератора с корпусом, отключении аккумуляторной батареи при работающем двигателе и при перегреве диодов.
При пробое одного или нескольких диодов одной шины выпрямительного блока снижается мощность генератора. Пробой диодов разноименных шин приводит к замыканию
Рис. 17. Проверка диодов:
а — по падению напряжения; б — по величине обратного тока; в, г — на пробой и обрыв цепи
аккумуляторной батареи на обмотку статора, в результате чего может произойти повреждение обмотки или «выгорание» диодов. Обрыв в цепи одного диода приводит к снижению мощности генератора, а обрыв двух диодов в цепи одной фазы равносилен обрыву фазы.
Для проверки диода лампой его подключают последовательно с лампой к аккумуляторной батарее (см. рис. 17, в, г) вначале в одном, а затем в другом направлении. При исправном диоде лампа будет гореть только в одном из случаев подключения. Если лампа горит при любом подключении — диод пробит, а если не горит вообще — в цепи диода обрыв.
Аналогично проверяются диоды выпрямительных блоков генератора. Для этого необходимо проверить каждый из шести диодов в отдельности. Выпрямительный блок подключают по схемам (рис. 18) и последовательно проверяют диоды одной шины (см. рис. 18, а, б и д, е), меняя местами провода на аккумуляторной батарее, а затем другой шины (см. рис. 18, в, г и ж, з).
Рис. 18. Проверка диодов:
а, б, в, г — выпрямительного блока типа ВБГ, д, е, ж, з — выпрямительного блока типа
БПВ на пробой и обрыв цепи
Исправность диодов можно проверить и с помощью омметра измерением сопротивления в прямом и обратном направлениях. У исправного диода сопротивление при прямом подключении омметра будет не более 200 Ом, а при обратном — несколько сот килоом. В пробитом диоде сопротивление равно нулю, а при обрыве — бесконечности. Диоды выпрямительных блоков типа ВБГ заменяют парами вместе с секцией радиатора, а у блоков типа БПВ заменяется шина в сборе. Неисправные диоды обратной полярности блоков типа БПВ можно выпрессовать из шины и заменить диодами с ремонтным размером. Для этого посадочное отверстие в шине необходимо развернуть до диаметра 13,12+004 мм. При замене диодов необходимо обращать внимание на маркировку их проводимости.