1. Назовите основные виды парезов и параличей гортани (по этиологии и по локализации).
2. Какие акустические признаки характерны для двигательных расстройств абдукторной группы мышц гортани?
3. Перечислите акустические признаки, характерные для двигательных расстройств аддукторной группы мышц гортани.
4. Опишите ларингоскопическую картину при миогенном парезе.
5. В состав структуры какого речевого нарушения входят периферические параличи возвратного нерва?
6. В чем принципиальное отличие методики Е.В.Лавровой от других методик восстановления голоса при парезах и параличах гортани?
7. Назовите основные составляющие системы восстановления голоса при парезах и параличах гортани.
8. Подберите диагностические пробы для определения типа пареза или паралича гортани.
9. Подберите упражнения для тренировки физиологического и фонационного дыхания с целью увеличения силы и длительности выдоха.
10. Подготовьте дидактический и лексический материал для введения
голоса в речь в ходе занятий с ребенком-дошкольником.
|
|
3.4. Нарушения голоса при воспалительных заболеваниях гортани
Виды воспалительных заболеваний гортани • Особенности фона-торной функции в острой и хронической стадиях заболевания. Механизм нарушения голоса при хронических ларингитах • Задачи логопедической работы при хронических ларингитах • Особенности
коррекционной работы при длительно текущих воспалительных заболеваниях • Этапы коррекционно-педагогической работы. Методика постановки голоса
Проблема восстановления голоса у больных с воспалительными заболеваниями гортани — одна из наиболее сложных и актуальных в фонопедии. Объясняется это распространенностью заболевания, которая достигает 61,2 случая на 10000 населения (Василенко Ю.С., 1995).
Различают острые и хронические воспалительные заболевания гортани. Из острых чаще всего встречаются острый катаральный ларингит и подскладочный ларингит у детей. Первый из них довольно редко является самостоятельным заболеванием. Обычно он представляет собой симптом ОРВИ, т.е. продолжение острого катарального воспаления слизистой оболочки носа, глотки при таких инфекционных заболеваниях, как корь, скарлатина, коклюш.
Причина его возникновения — инфекция, возбудители которой постоянно присутствуют в гортани и легко активизируются под воздействием экзогенных и эндогенных факторов. К экзогенным относятся общее или местное переохлаждение, злоупотребление алкогольными напитками, чрезмерная голосовая нагрузка, воздействие химических паров, пыли, газов и других профессиональных вредностей. К эндогенным факторам относятся нарушения функции вегетативной нервной системы, обмена веществ, снижение иммунитета и такие заболевания, как ревматизм, туберкулез и другие, при которых отмечается повышенная чувствительность слизистой оболочки гортани даже к слабовыраженным раздражителям. Причинами возникновения хронических форм ларингитов также могут стать грубые нарушения гигиены голоса.
|
|
При острых воспалительных заболеваниях гортани больные жалуются на охриплость, ощущение сухости, першение в горле. Одновременно возникает сухой кашель, затем кашель с мокротой. Общее состояние остается хорошим, температура редко повышается до субфебрильных цифр. Нарушения голосообразовательной функции могут выражаться по-разному: от незначительных нарушений акустических параметров голоса до афонии.
Хронические ларингиты сопровождаются стойкими патологическими изменениями в слизистой оболочке, по типу как атрофии (снижение объема и изменение функциональных свойств слизистой оболочки), так и гипертрофии (увеличение объема клеток и изменение конфигурации слизистой оболочки), а также выраженного отека слизистой оболочки. Соответственно различают три основные формы хронического ларингита: катаральную, гипертрофическую и атрофическую.
При хроническом катаральном ларингите больные жалуются на небольшую охриплость, быструю утомляемость голоса, першение в горле, частое покашливание с выделением слизистой мокроты. Во время обострения эти явления усиливаются. При ларингоскопии определяются умеренно выраженная гиперемия и отечность слизистой оболочки гортани, при фонации — неполное смыкание голосовых складок. Прогноз благоприятный, если исключить причины, приведшие к возникновению данного заболевания.
Хронический гиперпластический ларингит характеризуется разрастанием как эпителиального, так и подслизистого слоя (рис. 6). Различают диффузную и ограниченную формы гиперпластического ларингита. При диффузной форме наблюдается равномерное утолщение слизистой оболочки гортани, более всего выраженное в области голосовых складок. Иногда голосовые складки бывают прикрыты увеличенными вестибулярными.
Одним из постоянных симптомов всех форм гиперпластических ларингитов является охриплость, степень выраженности которой зависит от стадии, формы и длительности заболевания. Диагноз ставится на основании характерных ларингоскопических признаков. Больным гиперпластическим ларингитом часто свойственны бактериальная, ингаляционная или пищевая аллергии.
Хронический атрофический ларингит может возникнуть у людей, работающих на химических производствах, перенесших дифтерию гортани, находившихся в зоне повышенной радиации, у больных сахарным диабетом и почечной недостаточностью. Обычно атрофический процесс в гортани сопутствует такому же процессу в полости носа и глотке. Больные жалуются на сухость и першение в горле, охриплость, кашель с отхождением корочек, иногда с прожилками крови, в ряде случаев отмечается затруднение дыхания, связанное с частичным закрытием просвета горта-
ни засохшими корками. При ларингоскопии определяется сухая и истонченная слизистая оболочка гортани, покрытая корками, преимущественно в области голосовых складок и в межчерпало-видном пространстве. Лечение в основном симптоматическое.
Воспалительные заболевания гортани, как и все виды воспалений, сопровождаются специфическими симптомами, такими, как отечность, покраснение, повышение локальной температуры в месте воспаления, боль, нарушение функции органа. Совокупность данных признаков обусловливает нарушение двигательной функции голосовых складок как вследствие выраженного болевого синдрома, так и в связи с нарушением их конфигурации из-за отечности. Качество голоса изменяется вариативно от афонии до незначительных тембральных изменений. Как при острых, так и при хронических формах ларингитов нарушения голосообразова-ния, по мнению И.Максимова (1987), вызваны рядом факторов, сопутствующих воспалительному процессу, в частности изменениями или нарушениями:
|
|
- конфигурации и физических свойств слизистой оболочки гортани в целом, и голосовых складок в том числе;
- волнообразности движений слизистой оболочки голосовых складок;
- динамики двигательного акта вследствие болевого синдрома;
- функционирования рецепторных элементов корешков черепно-мозговых нервов (тройничного, языкоглоточного, блуждающего);
- тонуса сфинктерной ларингеальной мускулатуры в подголо-совой области;
- возвратного импеданса (особенно при вовлечении в патологический процесс слизистой оболочки носовых полостей).
При правильном лечении голос восстанавливается за 7—10 дней, однако после периода стихания воспалительных проявлений, особенно при хронических формах, необходимо провести курс фо-нопедических занятий, так как у больных развивается ряд патологических фонаторных установок. Эти нарушения выражены более сильно, если больной вынужден продолжать использовать голосовой аппарат в неблагоприятных условиях — в шумной обстановке, в сырых или пыльных помещениях, при очень низкой или высокой температуре. В таких случаях патологические установки закрепляются и улучшения качества голоса после ликвидации воспалительного процесса не происходит.
Состояние голосовых складок и их двигательная функция динамически изменяются в зависимости от сроков заболевания и степени фонаторной активности больного. Так, на начальных этапах преобладает компенсаторное повышение мышечного тонуса голосовых складок, которое при длительном течении заболевания сменяется гипотонусным состоянием.
Основной задачей логопеда при хронических ларингитах является обучение приемам правильного голосоведения, при котором гортань функционирует в оптимальном для нее режиме — правильном ритме и координации дыхания, голосоведении на «опоре», на мягкой атаке, в наиболее удобном регистре и диапазоне, с максимальным усилением звука за счет головного и грудного резонаторов (Дмитриев Л. Б., ТелеляеваЛ.М., 1990). Обучение оптимальному голосоведению позволяет избежать рецидивов воспаления, так как снижается функциональная нагрузка на гортань. Приступать к занятиям можно только после полного исчезновения симптомов воспаления.
|
|
При организации коррекционно-педагогической работы следует учитывать, что наличие воспалительного процесса значительно нарушает условия голосообразования и голосооформления, искажает усвоенные ранее динамические двигательные стереотипы. Эти факторы обусловливают необходимость особой организации фо-нопедического воздействия.
1. Ограничение голосовой нагрузки в течение 5 — 7 дней. Щадящий режим позволяет ослабить патологические двигательные стереотипы и снимает нагрузку на воспаленные голосовые органы. Рекомендуется также соблюдение диеты с исключением холодной, горячей, острой и соленой пищи, алкогольных напитков для предотвращения дополнительного раздражения слизистой оболочки; на время «голосового режима» врач назначает щелоч-но-масляные ингаляции и прием антигистаминных препаратов.
2. Выполнение дыхательных упражнений, направленных на постановку костоабдоминального дыхания и формирование дыхательной опоры, что обеспечивает повышение силы голоса без перенапряжения голосовых складок.
3. Обучение приемам наиболее комфортного и гигиеничного способа голосоведения и голосооформления.
При хронических ларингитах возможны два варианта тактики нормализации состояния голосового аппарата. В начальной стадии болезни, когда значительно выражено перенапряжение мышц гортани, занятия предусматривают снятие чрезмерного мышечного напряжения. При длительном течении заболевания, когда сохраняются гипотонусные нарушения, целью занятий становится тонизация нервно-мышечной системы голосового аппарата.
Фонопедические упражнения при гипертонусе (согласно рекомендациям Л.Б.Дмитриева, Л.М.Телеляевой, 1990) начинают с короткого, непротяжного произнесения звука [м] на мягкой атаке голосом средней громкости. Цель упражнения — добиться легкого, чистого, естественного голоса без излишнего напряжения. Важно правильно определить основной тон голоса больного, так как его завышение при выполнении упражнений может привести к тому, что в фонации будут участвовать только края голосовых
складок, а не вся их масса. Самому же больному на первых порах часто кажется, что выполнять упражнения высоким голосом легче.
Упражнение «мычание» отрабатывают также в положении стоя или в процессе ходьбы на три шага со слегка опущенной головой. Через несколько дней звук произносят, уже держа голову в привычном для больного положении, по 3 раза подряд в несколько приемов на протяжении занятия. При выполнении упражнения при ходьбе важно следить, чтобы «мычание» было плавным. Больной должен тянуть звук на три шага, а затем остановиться и приставить ногу, координируя это движение с расслаблением диафрагмы и последующим вдохом. Важно, чтобы «мычание» затихало плавно и мягко (постепенно), а не заканчивалось толчком, что свидетельствует о резком размыкании голосовых складок.
При гипотонии голосовых складок это упражнение выполняется иначе. Больной произносит фонему [м] коротко, с легким толчком, сосредоточив внимание на головном резонансе согласного звука и следя, чтобы озвучивание усиливалось за счет резонаторов, а не за счет напряжения мышц гортани. После озвучивания короткого «мычания» можно переходить к более протяжному. В сочетаниях с гласными оба звука ([м] и гласный) произносят также кратко, но без напряжения.
Следующим упражнением будет короткое произнесение сочетаний со звуком [}], что позволяет усилить смыкание голосовых складок за счет легкого толчка: «мммуюй», «мммоёй», «мммаяй», «мммэей», а позднее — произнесение слогов со звуком П] врастяжку: «уууууй-юуууй-юуууй», «ааааай-яааай-яааай», «оооооой-ёооой-ёооой», «ээээй-еэээй-еэээй».
Необходимость тщательной отработки начальных упражнений обусловлена тем, что именно в этой манере фонации будут выполняться все последующие упражнения и она послужит основой голосоведения в спонтанной речи. После того как больной научится легко и ненапряженно фонировать звук [м], к нему присоединяются гласные звуки на мягкой атаке. Оба звука — согласный и гласный — произносят одинаково протяжно: «мммууу», «мммооо», «мммии» и т.д. Затем переходят к пролонгации фонации в сочетании «ууулюууулю-ууу» и, наконец, к плавному, спокойному произнесению изолированных гласных звуков [у], [о], [и], [а], [э] и сочетаний, отрабатывая их поочередно. В этот же период можно приступать к автоматизации и введению навыков правильного голосоведения в речь — вначале в слова, потом в предложения и в связную речь по стандартной, принятой в логопедии методике.
4. Отработка приемов голосоведения и голосооформления.
Больные упражняются в пении гласных звуков в вокализах, начиная с диапазона в два тона (большая терция) и постепенно расширяя его до октавы. Вокализы выполняются как по звукоря-
ду, так и с интервалами в 1,5—2 тона. Сначала поют голосом средней громкости, но в заключение возможны тренировки и динамического диапазона: пение форте, пиано, крещендо (постепенное усиление голоса), диминуэндо (постепенное затихание голоса).
Фонопедические занятия при хронических ларингитах проводятся логопедом 2—3 раза в неделю. Самостоятельные занятия должны повторяться многократно (до 10—12 раз) в течение дня дробно с небольшими нагрузками. При возникновении рецидива воспаления фонопедические тренировки временно прерывают, а при дальнейшем их возобновлении проводят повторный курс, но в сжатые сроки.