Общие подходы к коррекции нарушений голосовой функции при органических заболеваниях • Нормализация механизма голосообразо-вания • Компенсаторное восстановление голосообразующей функции • Заместительные механизмы фонации
Фонопедическая коррекция при органически обусловленных нарушениях голосовой функции организуется с учетом следующих факторов:
1) характера нарушения голосовой функции;
2) сохранности анатомических структур, обеспечивающих акт
фонации;
3) возможности активизации компенсаторных механизмов;
4) возраста больного;
5) продолжительности голосового нарушения, содержания и
результативности медицинского лечения;
6) требований к голосовой функции пациента (профессиональ
ное использование голоса, отсутствие специальных требований к
качеству голоса).
Наиболее сложной становится задача восстановления фонаторной функции у профессионалов голоса, поскольку значительно возрастают требования к силе, выносливости, эстетическим качествам «акустического продукта». Особую категорию пациентов составляют также дети с выраженными расстройствами фонации, ибо логопед в данном случае вынужден не только решать задачи максимального улучшения акустических параметров и выносливости голоса, но и проводить коррекцию нарушений динамики речевого развития, стимулировать коммуникативную активность ребенка. В пожилом возрасте на передний план выходит необходимость восстановления коммуникативной функции.
|
|
Все этапы фонопедической коррекции при органически обусловленных нарушениях голоса осуществляются под непосредственным контролем врача как одним из компонентов общей комплексной реабилитации больных.
Построение стратегии и тактики коррекционной работы, планирование комплекса реабилитационных мероприятий организуются на основе анализа нарушенных и сохранных структур голосового аппарата и требований к качеству голоса самого пациента. Учет указанных требований позволяет выделить три варианта фонопедической терапии: нормализация нарушенных функций; их компенсация по принципу «обходного пути»; формирование заместительных механизмов фонации с использованием сохранных анатомических структур.
При дисфониях и афониях, не сопровождающихся грубыми нарушениями анатомической структуры голосового аппарата, которые являются следствием его неправильного использования, определяющей причиной заболевания оказываются изменения энергетических параметров фонаторного акта. К таким вариантам относятся нарушения голоса при профессиональных ларингитах, при возникновении узелков на голосовых складках. Задача фоно-педии состоит в нормализации механизма голосообразования и голосоведения. Пациенты обучаются наиболее эргономичным и физиологичным способам фонации, позволяющим значительно снизить (нагрузки на голосовой аппарат при сохранении высокого коэффициента полезного действия. 53
|
|
В случае необратимого нарушения анатомической структуры или иннервации органов голосового аппарата ведущей целью фоно-педии становится компенсация нарушенной функции за счет сохранных структур. К таким вариантам относятся нарушения голоса вследствие парезов и параличей, а также резекции гортани.
При полном отсутствии либо обширном анатомическом дефекте голосообразующего органа фонопедическая коррекция направлена на формирование заместительных механизмов фонации. Такая задача бывает обусловлена некоторыми типами резекции гортани и ларингэктомии, двусторонними параличами гортани. В коррек-ционную работу при органически обусловленных нарушениях фо-наторной функции входят следующие обязательные компоненты.
1. Психокоррекционная работа (беседы, встречи и собеседования больного с бывшими пациентами, прослушивание записей восстановленного голоса).
2. Дыхательная гимнастика, укрепление артикуляционного аппарата и мышц гортани.
3. Постановка голоса.
4. Автоматизация и введение голоса в речь (вокальные упражнения).
Указанные компоненты фонопедической работы целесообразно распределить на два этапа: подготовительный (включает 1-й и 2-й компоненты) и основной (3-й и 4-й компоненты).
Вне зависимости от предполагаемой фонопедической тактики коррекционная работа должна начинаться сразу же после стихания острого периода заболевания или спустя 2—3 недели после операции по согласованию с лечащим врачом. К коррекции голоса при парезах и параличах можно приступать на 7—10-й день после операции.
Рассмотрим особенности коррекционной работы при различной тактике восстановления нарушенных фонаторных функций.
Нормализация голосовой функции. При наличии стойкого воспалительного процесса или изменения структуры голосовых складок вследствие неправильного голосоведения, например по типу узелков, можно отметить изменение самого механизма голосооб-разования. Помимо анатомических нарушений вследствие стойкого болевого раздражения в коре головного мозга возникает очаг охранительного торможения, что искажает возможность проведения импульсов. Вследствие этого на ранних этапах заболевания преобладает гипертонусный механизм голосообразования, а на поздних — гипотонусный. Голосовой аппарат теряет возможность рационального экономичного использования энергии, что снижает его коэффициент полезного действия (КПД).
Соответственно фонопедическая коррекция, предусматривающая нормализацию фонаторной функции, осуществляется посредством следующих действий.
На подготовительном этапе усилия направлены прежде всего на подавление патологического механизма фонации (режим молчания). Большинство исследователей считают, что применять режим молчания надо в течение 10 дней. При этом решаются две задачи: подавляется дальнейшее развитие патологических навыков и снижается нагрузка на голосовой аппарат. В последующие 5—10 дней соблюдается охранительный режим, во время которого исключается использование даже шепота.
Коррекционно-психологическая работа (психотерапевтические беседы, встречи больных с бывшими пациентами и т.п.) ставит своей целью нормализацию состояния нервной системы, формирование мотивации к активному участию в лечении, стремления к выздоровлению.
И наконец, повышение КПД голосового аппарата достигается посредством постоянно проводимых дыхательных упражнений.
|
|
На основном этапе в процессе целенаправленных упражнений и массажа достигается нормализация мышечного тонуса в вокальной, дыхательной и артикуляционной мускулатуре. Пациенты учатся осознанно управлять механизмом голосоведения, при котором голосовой аппарат функционирует в физиологически наиболее благоприятном режиме (регулирование ритма и координация дыхания, умение использовать мягкую атаку в удобных регистрах, увеличивать силу и объем звука за счет правильно избранных опор и резонанса).
Завершается этот этап закреплением навыков голосообразования и голосооформления в живом речевом потоке. Закрепление навыков фонации в речи сочетается с вокальными упражнениями в форте —пиано (громко—тихо), крещендо—диминуендо (с увеличением и уменьшением силы звука) и т.д.
Занятия основного этапа должны проводиться ежедневно 2 раза в день самостоятельно и 1 —2 раза в неделю с логопедом.
В случае рецидива весь комплекс повторяется в несколько усеченном виде.
Компенсация нарушенных функций голосового аппарата. Это одна из наиболее распространенных и динамично развивающихся форм фонопедической помощи. За последние 5 лет резко расширился спектр хирургических вмешательств в области головы и шеи, что часто осложняется парезами и параличами гортани. Для подобных случаев логопеды вынуждены искать дополнительные компенсаторные механизмы восстановления нарушенных функций в ситуации отсутствия отдельных компонентов голосового аппарата.
К процессу компенсации подключаются все сохранные компоненты, даже рубцы, возникшие после операции. Приступать к коррекционной работе следует не позднее 6 месяцев после начала заболевания, оптимальным признается срок в 1,5 — 2 недели.
Важнейшим звеном подготовительного этапа становится психотерапия, направленная на предотвращение развития невротических наслоений и формирование мотивации лечебных действий, совместных с логопедом, но реализуемых самим пациентом.
Особое внимание уделяется отработке, а иногда и восстановлению физиологического дыхания (выполнение упражнений «губная гармошка» по 5 —15 раз в день в течение 16—90 с). В процессе специальных упражнений и массажа укрепляется мускулатура шеи, наружных и внутренних отделов гортани.
|
|
В задачи основного этапа входит постановка голоса (методика подачи звука в «маску»; отработка сонорных согласных [м] и [н] в сочетании с гласными «ма-на-ма, мо-но-мо» и т.д. в различном темпе и ритме); введение голоса в речь, закрепление сформированных синергии в вокальных упражнениях.
Используя рефлексотерапию в сочетании с форсированными голосовыми упражнениями, обычно за 2 недели удается добиться значительного улучшения голосовой функции. В тех случаях, когда начало коррекционной работы откладывается на 3—6 месяцев и более, нередко развивается атрофия парализованной голосовой складки или наступает резкое ограничение подвижности рубца, что становится неблагоприятным прогностическим фактором для восстановления голосовой функции.
Формирование заместительных механизмов фонации. Этот реабилитационный процесс строится с учетом сохранных анатомических структур и общего состояния больного.
При сохранности вестибулярных складок возможна выработка вентрикулярного голоса. При ларингэктомии (удалении гортани) рекомендуется постановка эзофагального (пищеводного) голоса. В сложных случаях — при невозможности постановки или неприемлемости эзофагального голоса для пациента — используются специальные голосовые протезы (более подробно этот вопрос будет рассмотрен в темах 3.6 и 3.7).
Формирование заместительных механизмов фонации следует начинать как можно раньше. При удовлетворительном состоянии больного реализация подготовительного этапа возможна непосредственно после снятия операционных швов. Противопоказаниями к таким занятиям могут стать метастазы, сужение пищевода, гипертоническая болезнь, глоточные свищи.
На подготовительном этапе работа логопеда направлена на укрепление мышц шеи больного, активизацию диафрагмы и межреберных мышц; на нормализацию темпа и ритма дыхания, общее укрепление организма человека, перенесшего столь значительную травму.
На основном этапе целью коррекционного воздействия становится решение следующих задач:
- формирование псевдоголосовой щели;
- вызывание эзофагального (пищеводного) голоса;
- его отработка в отдельных фразах;
- введение полученного навыка голосообразования в речь.
Вне зависимости от этиологии и тяжести голосового нарушения по окончании коррекционной работы требуется дальнейшее комплексное (медико-психолого-педагогическое) сопровождение больного с целью постоянного поддерживающего контроля за состоянием голосовой функции, при необходимости — для динамической корректировки комплекса рекомендованных упражнений.