Структурный функционализм — перспектива консенсуса

Все социологические подходы связаны с изучением и разра­боткой методов и средств достижения упорядоченного характера развития общества. Социология исходит из того, что в большин­стве ситуаций диапазон возможных действий человека достаточно ограничен. Поэтому для специалиста вполне возможно предви­деть наше собственное поведение в зависимости от той или иной ситуации, как, впрочем, и поведение других людей. Любое обще­ство представляет собой устойчивое интегрированное целостное образование, основанное на консенсусе. Впрочем, возможны и некоторые различия или разногласия между отдельными соци­ально-культурными структурными элементами. Опираясь на эти постулаты, социология во многом схожа с естественными и био­логическими науками. После отделения социологии от филосо­фии она заимствовала для своих исследований естественнонаучную модель методологии. Основоположник социологии фран­цузский философ Конт полагал, например, что социология мо­жет приспособить и применить методы физики к объяснению социальной жизни, создать «законоподобные» положения отно­сительно детерминантов человеческого поведения и изменить общество, предсказать и, следовательно, управлять социальными

процессами.

Являясь целостным образованием (организмом, системой), об­щество, как и биологический организм, характеризуется, с од­ной стороны, своей способностью выжить, несмотря ни на что, и, с другой стороны, своей потенциальной возможностью распа­сться. Используя при анализе общества естественнонаучные ме­тоды, представители данного течения исходили из посылки о том, что если биологические организмы — системы, составленные из множества взаимосвязанных различных органов и элементов, каж­дый из которых по-своему функционирует и реагирует на измене­ния в других органах целостного организма, то подобные же про­цессы должны наблюдаться и в социальной структуре общества. Однако эта аналогия не переносила полностью отражение биоло­гической системы на социальную структуру общества. Речь шла лишь о том, что различные части социальной системы так же, как и биологической, функционируют, оказывая влияние и отве­чая на изменения в других частях этой системы. Различные части биологической системы выполняют различные функции и роли; следовательно, по аналогии, социальная система носит функци­ональный характер. Некоторые функции наиболее важны для вы­живания организма, другие менее существенны, поэтому разные индивиды, как и разные учреждения, выполняют в обществе раз­личные функции и играют различные роли, обеспечивая функ­ционирование общества в целом.

Человеческий организм — открытая и адаптивная система, ко­торая, однако, не бессмертна. Следуя этой аналогии, структур­ный функционализм описывает и общество в самой простой фор­ме как адаптивную и открытую систему с разнообразием состав­ляющих ее функций в целях сохранения целостности и, по воз­можности, относительной неизменности всей системы.

Для геронтологии структурный функционализм предлагает две теоретические концепции. Одна из них представляет собой тео­рию отчуждения, которая исследует тенденцию постепенного от­лучения пожилых людей от некоторых существенных для обще­ства функций и ролей для того, чтобы это общество могло про­должать нормально функционировать. Другая — теория деятель­ности, которая исходит из необходимости сохранить активную роль пожилых людей, интегрировать их в общество для его нор­мального функционирования и устойчивого развития.

По мнению сторонников теории отчуждения, вытеснение по­жилых людей из социального организма представляет собой «не­избежный процесс, в результате которого нарушаются существу­ющие отношения между стареющим человеком и другими члена­ми общества, причем это отчуждение происходит на качествен­ном уровне» [GummingЕ., Henry W., 1961, с. 211]. Поэтому, соглас­но представителям данного течения в социологии, сам индивид и общество, в котором он живет, должны заранее готовиться к окон­чательному «разрыву», который может произойти в результате се­рьезного заболевания или смерти. В соответствии с этой теорией, процесс «отчуждения» — это способ подготовки общества к ново­му структурному функционированию его членов и направлен на то, чтобы по наступлении неизбежного старения отдельного чле­на не прерывалось бы организованное функционирование всего общества.

Теория отчуждения была неоднозначно принята на Западе. Ее усиленно критиковали со всех сторон представители как либе­ральных, так и консервативных идеологических взглядов. Во-пер­вых, само название теории говорит о том, что разобщение как таковое желательно для общества и тем самым данная теорети­ческая концепция потворствует социальной политике безразли­чия к проблемам пожилых людей [Монсон П., 1997]. Во-вторых, социальная разобщенность отнюдь не является неизбежностью или закономерностью функционирования социального организ­ма. В свою очередь, невключенность пожилых людей в социальную структуру общества обрекает определенную часть населения на изолированное существование до конца своей жизни, порождая чувство страха перед будущим и безысходности жизни у молодого поколения. В-третьих, представленные разработчиками этой тео­рии выводы относительно^процесса развития общества не вклю­чают в себя культурный!ко"мпшрда^|К1Дрежде ijcero, то, что свя-

зано с пониманием духовности. Как известно, культура не всегда столь прагматична, как экономика, хотя и известно, что ценност­ная система и структура экономики оказывают друг на друга взаим­ное влияние, нередко создавая условия, при которых большая часть пожилых людей просто вынуждена жить отчужденно [ Rose A.M., 1965].

Теория деятельности исходит из другой посылки относительно процесса старения. Вводя понятие «успешной старости», эта тео­рия предполагает, что человек в пожилом возрасте должен быть активным членом общества, по возможности сохраняя стиль жиз­ни и ценностные установки, присущие среднему возрасту. Счас­тье в пожилом возрасте можно достичь при условии, если человек не будет поддаваться возрастным стереотипам, в соответствии с которыми должны быть утрачены интимные отношения, социальная и сексуальная активность или ролевые функции, свойственные сред­нему возрасту. Для того чтобы получить удовлетворение от жизни, необходимо заменить прежние социальные отношения новыми.

В развитых индустриальных странах можно найти немало убе­дительных примеров, когда люди в пожилом возрасте, а их число неуклонно растет, сохраняют активную жизненную позицию и играют значительную роль в общественной жизни [Riley M. W. et

al., 1968].

Многие исследователи критикуют эту теорию за ее «радикаль­ный» идеализм. Действительно, нереалистично ожидать от боль­шинства пожилых, может быть, за исключением ограниченного меньшинства, того, чтобы люди в старости могли поддерживать такой же уровень деятельности, как и в среднем возрасте, по­скольку неизбежны ограничения, связанные с биологическими процессами старения. Теория деятельности также нереалистична потому, что экономическая, политическая и социальная структу­ры общества накладывают серьезные ограничения на возможнос­ти заниматься трудовой деятельностью в пожилом возрасте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: