Теория субкультуры для пожилого возраста

Хотя интеракционистская теория и заявляет о необходимости исследования проблем пожилого возраста, однако она не разра­ботала каких-либо существенных или основательных подходов в этом направлении. Однако нельзя сбрасывать со счетов теорию субкультуры для пожилого возраста, предложенную английским социологом Роузом [Rose A.M., 1965], который пришел к выводу

L

о том, что представители небольших социальных групп, обладаю­щие своей собственной субкультурой, больше взаимодействуют друг с другом, чем с другими членами общества. Социальная жизнь Англии, например, являет собой блестящий пример традиций, способствующих развитию субкультур. Так, в преддверии близкой отставки или ухода на пенсию люди объединяются на основе об­щности интересов при одновременном ослаблении семейных кон­тактов. Развитие сети социальных услуг, предоставляемых преста­релым, усиливает тенденцию к формированию групп субкульту­ры и снижает их зависимость от членов семьи.

Эта теория не всегда подтверждается на практике, поскольку существуют реальные факторы, которые тормозят создание групп субкультуры для людей пожилого возраста. К таким факторам мож­но отнести нежелание самого человека, уходящего на пенсию, счи­тать себя старым и неспособным осуществлять трудовую деятель­ность либо просто ухаживать за собой. Кроме того, формированию такого рода субкультуры препятствует и намечающаяся в послед­нее время тенденция укрепления семейных связей, в особенности в случае болезни старого человека или его инвалидности. Пред­ставляется также неверным утверждение сторонников теории суб­культуры о том, что престарелые люди представляют собой одно­родную социальную группу, поскольку изначально они принад­лежат к различным социальным слоям. Действительно, реальные семейные обстоятельства и отсутствие возможностей занятости для людей пожилого возраста свидетельствуют о том, что суще­ствуют определенные реальные потребности и возможности для развития особой субкультуры людей пожилого возраста. Однако, как показывает практика, создание такой субкультуры для людей пожилого возраста не является панацеей для их социальной «вклю­ченности», так как реализация на практике этой теории ведет к прерыванию преемственности поколений и выхолащиванию опре­деленных ценностей, принципов и отношений, таких, как сопри­частность, сопереживание, забота о ближнем, у последующих поколений, для которых перспектива старения может ошибочно представляться весьма отдаленным будущим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: