Экспериментальная психология

Экспериментальная психология положила начало современно­му научному психологическому знанию. Во второй половине де­вятнадцатого столетия она родилась как лабораторная наука, за­нимающаяся в основном проблемами функционирования челове­ческого интеллекта, умственного развития человека, его способ­ностей участвовать в познавательных процессах и др. Ключевыми темами новой науки стали восприятие, память, познание, а так­же интеллектуальные процессы. Несмотря на то, что первые уче­ные в области психологии как науки были в основном представи­телями Германии, тем не менее, экспериментальная психология получила большее развитие в США и Англии, поскольку именно в этих странах результаты исследований достигли широкого при­знания и стали использоваться на практике.

Первым значительным вкладом в изучение проблем психо­логического старения явилась работа сэра Фрэнсиса Галтона

(1822—1911) (Sir Francis Gallon), троюродного брата Чарльза Дарвина. Его прежде всего интересовали вопросы интеллекту­альной деятельности человека и ее трансформации в пожилом возрасте.

Создание в первой половине девятнадцатого столетия теста интеллектуальных способностей (IQ) оказало значительное вли­яние на развитие психологии. Тест был составлен американским физиологом Терманом (Тегтап), сумевшим применить методи­ку французских психологов А. Бине и Т. Энри (Binet, Henri), ко­торой они пользовались при анализе сложных мыслительных дей­ствий человека в процессе познания. Успехи психологов в ис­пользовании на практике теста интеллекта (IQ) позволили им обрести репутацию ученых-специалистов, способных оценивать и даже замерять интеллектуальные абсолютные способности лю­дей. <...>

Однако... еще не был сделан вывод о зависимости психологи­ческих характеристик людей от социальных факторов, не были исследованы в полной мере психологические различия, связан­ные с возрастными особенностями взрослых людей, особенно по­жилых. Снижение некоторых психологических функций у пожи­лых людей объяснялось в основном процессами биологической деградации. В психологии постепенно начинает формироваться представление о психологическом старении как о процессе пси­хологической деградации. Появляется модель психологического развития и старения, суть которой состояла в том, что в период роста организма происходит бурный процесс наращивания ин­теллектуальных способностей, сопровождаемый затем периодом относительной стабильности, вслед за которым наступает дли­тельный период снижения интеллекта. Господство в психологи­ческой науке именно этой модели предопределило непопуляр­ность исследований, связанных с пожилым возрастом. В лучшем случае изучение пожилого возраста как бы дополняло общие ис­следования познавательных функций человека.

Лишь совсем недавно, с развитием когнитивной психологии, исследования в области умственных функций пожилых людей стали более привлекательны для ученых-психологов, а теоретическая и практическая психология стали более связаны между собой. «Ин­теллектуальный показатель» хотя и сохранился в исследовании и характеристике процесса старения, однако стал дифференциро­ванным при учете широкого диапазона возможных изменений в этом плане, многофакторно зависимых.

Опираясь на основные концептуальные положения экспери­ментальной психологии, социальная геронтология уделяет осо­бое внимание рассмотрению внешних социальных факторов, ока­зывающих влияние на состояние человека в процессе старения, способных как замедлить, так и ускорить этот процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: